Извините, вы уже голосовали за эту статью!
1.5       12345 2 голоса
Ø
Жалоба:
 
Есть причина пожаловаться?

Статья добавлена 25 марта 2012, в воскресенье, в 13:34. С того момента...

1615
просмотров
0 добавлений в избранное
0 комментариев

Представлена в разделах:



Top 5 àвтора:

" А зори здесь тихие..."

Тема:

Сообщение:
 
Написать автору
 

Проблемы агропромышленного комплекса остро стоят на селе, ведь от его развития напрямую зависит жизнь села.Не секрет, что сёла сейчас выживают, а некоторые исчезают совсем.

                                  « А зори здесь тихие…»

                                                                Увы! пока народы

                                                                Влачатся в нищете, покорствуя бичам,

                                                                Как тощие стада по скошенным лугам,

                                                                Оплакивать их рок, служить им будет Муза

                                                                                                                 Н.А. Некрасов.

«Вы там доходите на работе, а мы ловим рыбёшку в непыльном уголке. Комары проклятые донимают, но жизнь всё едино райская!»

Верхнее Санчелеево, а по-народному – Соколки…Красивейшие места с прудами, заветными земляничными полянами, грибочками в посадках и душистой смородиной в лесу! Его жители - чистые «соколские» чернозёмы, отличные своим природным своенравием. Именно здесь -  последний выживший в районе колхоз «Правда»…

Знаете ли вы, к примеру, какое наслаждение встать на заре и поторопиться на утреннюю дойку, начинающуюся около пяти часов утра? Вы выходите на крыльцо….Прохладный ветерок изредка набегает лёгкой волной, деревья слабо шумят, облитые тенью; каждый звук словно стоит в застывшем воздухе, стоит и не проходит. Вы идёте, наслаждаясь природой в сторону фермы. Светлеет воздух, видней дорога, яснеет небо, белеют тучки, зеленеют поля. Село просыпается. А между тем заря разгорается, вот уже золотые полосы протянулись по небу, в оврагах клубятся пары; предрассветный ветер подул – и тихо всплывает багровое солнце. Свет так и хлынет потоком; сердце в вас встрепенётся, как птица. Свежо, весело, любо!

Летнее, июльское утро! Зелёной чертой ложится след ваших ног по росистой, побелевшей траве. Дотронешься до мокрого куста – так и обдаст тебя накопившимся тёплым запахом ночи. Ещё свежо, но уже чувствуется близость жары... Убогая колхозная ферма, безмолвные добрые коровушки. Но одной любовью сыт не будешь. Настроение у работающих сегодня на ферме невесёлое, царит привычная бедность, от которой не спасает работа. Статьи расходов растут куда быстрее доходных, и колхозная ферма не живёт, а выживает. Да только, сколько слёзы не лей, хлеб сам не вырастет. Но всё-таки, доколе же можно эксплуатировать ресурс терпения и надежды?

 Знаменитая в своё время доярка местного колхоза, ныне ветеран труда – Огнева Вера Андреевна, награждённая орденами Трудовой Славы 2 и 3 степеней, вспоминает: « В колхозе я начала работать с 13 лет, сначала полола пшеницу,  подсолнух, потом на току – хлеб убирала, а с 1956 по 1995 годы – трудилась уже дояркой. Как же я свою работу любила! Работали мы все с душой, не для себя – для людей. Но был стимул, какой надой – такая и зарплата. Прежних руководителей – Макарова Николая Михайловича, Илякина Василия Фёдоровича – отличало от нынешних тёплое  отношение к колхозникам. Молодёжи было много, на ферме трудилось 100 человек в 2 смены! Было 7 баз, 2 родилки, кормоцех, молочный блок, столовая, 3 бойлера работали, а по селу рабочих 2 автобуса собирали. Трудились не только доярки, но и ветврачи, скотники, механизаторы, операторы и т. д.»

-Можно ли всё это возродить? - спросила я, восхищаясь прошлым колхозной фермы.

-Такого как раньше уже не будет – нет рабочей силы, нет зарплаты, нет уважительного отношения к рабочим, да и земли колхозные уже все распродали.

-А престижна ли, по Вашему мнению, профессия доярки? - хотелось мне узнать.

-Конечно, престижна там, где работают и получают зарплату, в Луначарске, например, в других хозяйствах, - уверенно ответила Вера Андреевна.

-Неужели правда, что Вы от чёрно-пёстрой породы в сутки 40 литров надаивали?

-Это как кормить (смеётся), можно и 40 надоить. Утром мы кормили коров «запаркой» - измельчённой запаренной соломой, смешанной с мукой, фуражом и витаминно-минеральными гранулами, в обед – сенажом, вечером – силосом. Поэтому и результат был высокий.

-  Ваша семья гордилась своей славной  мамой и женой, наверное, приходилось себя в чём-то ущемлять?

-Рано вставала – в половине четвёртого, нужно было перед работой  успеть и свою корову подоить, а вечером очень хотелось телевизор посмотреть, но всегда некогда было. Смеялись с подругами – доярками, что на пенсии целыми днями будем телевизор смотреть!

Кстати сказать, за ним и застала я свою собеседницу. Славная доярка скоро будет отмечать свой юбилей – 75 лет, и, несмотря на возраст, она продолжает держать корову. Похоже, что это любовь на всю жизнь!    

  Такие понятия как «колхоз» и «колхозник» ассоциируются в нашем сознании с отсталостью, провинциализмом. И такая ассоциация, в какой- то степени отражает реальное положение дел. Плановая система ведения хозяйства рухнула: прекратилась закупка сельскохозяйственной продукции государством, поставка в колхоз ГСМ, запчастей, инвентаря. Создавались основы рыночной экономики. Хозяйство должно было изыскивать средства, перейти на самоокупаемость. А это было очень трудно, средств не хватало. Ведь и мировой опыт показывает, что без помощи, дотирования сельское хозяйство не может существовать.

- Что помогает всё ещё держаться колхозу на плаву? Да и нужна кому сейчас «Правда»?- обратилась я к председателю колхоза «Правда» Якову Дмитриевичу Лысёнкову.

- Жалко оставлять кому- то хозяйство, которое наши отцы и деды поднимали и осваивали. Это наша совесть, можно ли совесть продать? Вот и приходится, не смотря ни на какие трудности, выживать, настойчиво доказывая этим своё достоинство.

- Как сложился для колхозной фермы нынешний год? Удалось заготовить корма? Какие Вы видите перспективы для развития фермы?

- Сено заготовили, стадо у нас 144 головы, из них 40 дойных коров - это на 5 единиц больше прошлогоднего. Подрастают 27 телят. В сутки, в зависимости от кормов, получаем 500- 600 литров. Работает на ферме всего 6 человек. Но животноводство в колхозе нерентабельно, так как сдаём мы продукцию в «Тольятти- молоко» всего- то по 11 рублей, тогда как стоимость энергоресурсов постоянно возрастает. Поэтому перспектив для развития фермы пока никаких.

От горечи в словах председателя становится не по себе, но такова суровая жизнь «Правды».

- В советские времена государство оказывало поддержку животноводству, был не только план-задание по производству продукции для сдачи государству, не только жёсткие целевые рамки, но была и материальная помощь: ссуды и кредиты, возврата которых чаще всего не было, долги списывались. Деньги направлялись на покупку техники, строительство, покупку ГСМ, зарплату и т.д. Скажите, чем помогает Вам государство сейчас?

- Сейчас стали поступать государственные дотации на молоко, на корма. Получив их в прошлом году, мы закупили фураж, до этого, из-за аномального жаркого лета, коров приходилось кормить соломой. Так же по льготной цене мы получаем топливо. Стало немного легче, но этой помощи мало.

- Ваши предложения правящим мужам по сохранению сельских ферм, колхозов.

- Во- первых, нужны кадры, специалисты- токари, доярки, трактористы, слесари, так как именно это звено даёт основной поток денежных средств, а специалистам необходимо  жильё на селе. Во- вторых, нужна техника, ведь средства, идущие через посредников, до нас просто не доходят. В- третьих, молоко желательно сдавать по приемлемой цене, на данный момент хотя бы по 18 рублей.

- Яков Дмитриевич, а может быть стоит поменять форму собственности и сдавать колхозные земли в аренду? Это привлечёт материальные средства для покупки современной техники, семян, гербицидов, строительства.

- Я отношусь к этому отрицательно. Колхозные земли должны принадлежать государству. В нашем селе многие продали колхозные паи, не думая о будущем. В итоге лучшие колхозные земли в чужих руках, нарушен севооборот и на землях сельскохозяйственного назначения – пастбищах(!) даже запланировано строительство города Тольятти – 2. Данный проект находится в мэрии г. Тольятти.

- И последний вопрос: зависит ли успешность сельскохозяйственного производства от организаторских способностей руководителя?

- Зависит напрямую. Руководитель- это зеркало, он отвечает за всё и все равняются на него. Я встаю в 4 утра, без меня не проходит ни одна дойка, ни одно кормление. Начинал я с механизатора, был помощником бригадира тракторной бригады, затем инженером. В своё время закончил Усольский сельскохозяйственный техникум, Усть - Кинельский сельскохозяйственный институт, проходил курсы повышения квалификации у многих талантливых специалистов нашего района и области. На посту председателя колхоза я уже 13 лет , за это время многое пришлось пережить: и рейдерские нападения, и запугивания с избиениями, грабежи, обыски без санкций, различные провокации вплоть до подброшенных в спальню патронов.… Хватило бы на не один детектив. Но, слава Богу, живы и я и колхоз. Долгов не имеем, не банкроты и этому малому рады.

Глядя в уставшие глаза Якова Дмитриевича, я понимала, как нелегко быть на его месте. Ведь действительно сельское население за последние десятилетия потеряло необходимый набор знаний и навыков. Жизнь села просто распадается, а ведь была раньше в Соколках настоящая богатая, интересная крестьянская жизнь. Колхозник из ответственного хозяина- кормильца превратился в беспечного горемыку- пропойцу. Удивительно, но до сих пор средней заработной плате в сельском хозяйстве, единственной из отраслей народного хозяйства, не удалось достичь размеров прожиточного минимума! Не секрет, что официальный рынок труда в сельской местности меньше, чем в городе. То, чем и как живёт современный крестьянин – это не уклад, а, скорее, пародия на образ жизни. Вот, для сравнения, у английских фермеров - серьёзный инструментарий для работы в сельском хозяйстве, компьютер, библиотека по сельскому хозяйству, по ведению бухгалтерии, по кредитной системе. Это хорошо образованный человек, который беспрестанно учится. Работать так и  интересно и не так тяжело физически. У нас же самая тяжёлая работа в селе - это доярки в колхозе. Нескончаемый и беспрерывный труд на своей ферме. Можно, конечно, напрячься и поработать так день, два, неделю. Но чтоб годами! Такое выдержать может только наш русский деревенский человек. Упорный и работящий, крепкий и выносливый, бесконечно терпеливый и неприхотливый. Это и помогло выжить труженикам «Правды» во все самые

неблагоприятные времена. Выживаемость – в генах крестьянина. Я думаю, что переживёт он и нынешнее смутное и слишком затянувшееся несправедливое для селян время, несмотря на изношенную технику, копеечную зарплату,  и, самое печальное, неверие людей. И вновь продолжается типичный для фермы «жизнеоборот» страстей, дел, забот, течение природного времени.

«Но вот наступает вечер. Заря запылала пожаром и обхватила полнеба. Солнце садится. Воздух вблизи как-то особенно прозрачен, словно стеклянный; вдали ложится мягкий пар, тёплый на вид; вместе с росой падает алый блеск на поляны, ещё недавно облитые потоками жидкого золота; от деревьев, от кустов, от высоких стогов побежали длинные тени…» Солнце село.  Помывшись после работы в баньке, сядете, наконец, за стол, покрытый скатертью с остывающим уже ужином. О телевизоре и не мечтай – скорее спать, чтобы снова встать на заре.

« А зори- то здесь тихие.… И чистые – чистые, как слёзы…»

               

   

                   

 

 
 
 
 

Ответов пока нет.

Комментàрии 


Комментариев к этой статье ещё нет.

Пожалуйста, подождите!
Комментарий: