Извините, вы уже голосовали за эту статью!
0       12345 0 голосов
Ø
Жалоба:
 
Есть причина пожаловаться?

Статья добавлена 26 августа 2015, в среду, в 11:06. С того момента...

942
просмотра
0 добавлений в избранное
0 комментариев

Представлена в разделах:


alfakher.su

Top 5 àвтора:

Театральный костюм

Автор: Екатерина
Тема:

Сообщение:
 
Написать автору
 

Театральный костюм - тема особая. Сложность его создания заключается в том, что художнику недостаточно учитывать лишь физические данные актеров, главное - стремление к гармоничному сочетанию стиля одежды артистов с общей атмосферой спектакля

театральный костюм

За последние годы эшелон театральных художников по костюмам заметно помолодел. А вместе со свежей кровью ворвались на сценические подмостки и новые образы, создаваемые молодыми модельерами, их видение театрального костюма, которое подчас, бывает, и шокирует своей бескомпромиссностью. 23-летняя выпускница Московского государственного университета сервиса Наталья Добродеева - начинающий художник по театральным костюмам. Несмотря на столь юный для этой серьезной профессии возраст, Наташа уже успела поработать в нескольких театрах Москвы. Она смотрит на тебя с живейшим, почти детским интересом, лучезарно улыбается, время от времени, рассказывая о своей жизни и профессии, поднимает глаза к потолку и вздыхает от удовольствия. Нет нужды спрашивать о терниях творческого пути и обратной стороне успеха - перед тобой человек, который в восторге от жизни.

«Я сейчас в процессе учения, - рассказывает Наталья. - Вуз окончила с дипломом «Дизайнер аксессуаров», так что в моделировании одежды большим специалистом себя не считаю. Но режиссер театра «Апарте», увидев некоторые мои работы, предложил сделать костюмы для спектакля по рассказу Чехова «Начиталась».

Требовалась классическая стилизация под начало XX века. Я расстроилась, так как не было возможности внедрить какие-то авангардные идеи. Представляла себе, что театральные костюмы - это обязательно парча, бисер. Хотелось новых форм, чего-то интересного...» Но в процессе работы Наталья поняла, что в театре у модельера особая задача: не продемонстрировать, какой ты замечательный художник, а вместе с режиссером, актерами, музыкой, светом добиться того, чтобы в итоге получилось цельное произведение. Абсолютно неприемлемо, чтобы по окончании действа зрители могли бы сказать: «Спектакль - не очень, а костюмы были интересные». А это значит, что костюмы не должны жить сами по себе, они лишь помогают воссоздать атмосферу времени, подчеркнуть характеры. Например, мечтательному характеру героини- фантазерки в спектакле «Начиталась» вполне соответствуют и немного странные костюмы, выполненные Добродеевой.

«Сначала я читала сценарий, долго беседовала с режиссером, он рассказывал, какие у него задумки, посидела на репетициях, посмотрела на актрису. Представляла, какой силуэт будет соответствовать ее манере двигаться, жестикулировать. Действие происходит на даче, где все очень натурально, нет резких цветов, поэтому старалась подобрать ткани естественных оттенков, гармонирующих с природой. В театре «Апарте» первый раз попробовала работать с плиссировкой - начало века ассоциировалось именно с ней. Попробовала и влюбилась в эти складочки - плиссе, гофре. Замечательная фактура!

различные образцы одежды

Специфика работы над костюмами этого спектакля заключалась еще и в том, что действующие лица (всего их четверо) - люди разного склада и уклада жизни: главная героиня и ее друг-скрипач - возвышенные эстеты: ее образу как нельзя лучше соответствует легкий изящный шифон, для него - хорошие твидовые ткани. Их соседи, напротив, люди приземленные и грубые, поэтому и одежда у них неряшливая и ветхая... Я местами протирала ткань, делала дырки, ставила заплатки». Конечно, сейчас немного легче, атк как многое можно уже заказать в полуготовом виде, например для постановок современных классиков подходят оригинальные женские футболки с той или иной стилистикой, в заивисмости от постановки.

Наташа признается, что постоянно сомневается в процессе работы и не стесняется спрашивать совета у швей, закройщиков. Ведь специфика театрального костюма такова, что помимо всего прочего нужно учитывать даже размер сцены: если сцена малая, зритель сидит близко, то все должно быть очень натурально, никакой бутафории; а если большая - нужно помнить о том, что и на галерке сидят люди, и они тоже хотят разглядеть детали костюма. «Но мне лично кажется, что и на большой сцене нужна натуральность, - говорит Добродеева, - ведь есть и первые ряды. Да и актер не должен чувствовать, что одежда ненастоящая. Тяжело играть королеву, если знаешь, что у тебя юбка на «живульке» и заплатка подмышкой».

Как-то после спектакля «Униженные и оскорбленные» по Достоевскому в Сургуте актеры подошли к Наталье Добродеевой и поблагодарили за костюмы, которые помогают играть. «Это было так приятно, - вспоминает Наташа. - Тем более, что костюмы были сложные - XIX век.

Когда я рисовала эскизы, использовала гравюры, живопись. Конечно, приходилось кое-что придумывать, чтобы костюм соответствовал образу актера и дополнял его. Героиня Достоевского - резкая, алчная хищница. У всех персонажей костюмы более-менее традиционные: кринолины, рукава-фонарики. Цвета: белый, серый, черный. Достоевского в другом колорите трудно представить. А у нее единственной - платье из зеленой тафты. К нему мы придумали большой турнюр, который, как кокон, покачивался сзади. С ним было много сложностей: она кувыркалась, прыгала, каталась с героем по полу, он кружил ее. Нужно было сделать так, чтобы «кокон» все время держал форму и при этом не мешал актрисе. В подъюбник мы вшили металлические стержни, благодаря которым турнюр работал по принципу пружины: садишься - проминается, встаешь - восстанавливает форму. Но основная сложность заключалась в том, что актриса в это время была на четвертом месяце беременности. Пока мы отшивали платье, объемы героини постоянно менялись. Нужно было следить за тем, чтобы ничего не терло, никуда не впивалось. Все так боялись за нее: сложная роль, сложное платье. Это был для меня такой странный опыт...»

Работая над костюмами к спектаклю «Мата Хари», Наталье Добродеевой пришлось внедрять достаточно смелые дизайнерские идеи, благодаря чему родился очень яркий образ: она в широком халате с красно-белым иероглифическим узором стоит на красно-белом ковре. Кажется, что полы халата устилают всю сцену. Магнетическим взглядом обводит зал, покачивая головой с тяжелыми черными волосами, переплетенными бусами. Так, Гертруда, добропорядочная жена любящего мужа, превращается в легендарную Мату Хари.

 типовой костюм на представлении

«Я сначала даже испугалась, когда придумала этот костюм. - говорит Наталья. - Для него потребовались две совершенно разные ткани: красная с лаковым покрытием настрачивалась на белую в виде осколков иероглифов, как апликация. Получился большой стеганый халат, который был не просто костюмом, но и частью декорации. Во время действия под него прячутся персонажи. В этом спектакле я опять использовала плиссировку (в костюме Клод - сыщицы, разоблачившей Мату Хари). Еще я придумала к ее костюму пальто, которое запахивается, как конверт, без воротника, с минимумом пуговиц: жесткая ткань, из которой оно сшито, отлично держит форму. Получилось вполне авангардно. К тому же пальто вписывается в атмосферу того времени. Для восточных костюмов использовались в общем стандартные ткани - шифон, шелк, черный атлас, гофрированная парча. Много бус, колокольчиков. Под пальто для придания актёру более серьёзного и обёмного вида, иногда просто закупаем спортивные толстовки и одеваем под них основной одежды. Работать было интересно именно потому, что в спектакле происходит смешение стилей, и можно было экспериментировать: где-то - Восток, где-то - Европа начала века, где-то - авангард вне времени и пространства...

Очень интересно было делать костюмы для спектакля театра им. В.В. Маяковского по «Повестям Белкина». Актеров немного, но все они заняты в нескольких ролях. Ключница Белкина по ходу действия превращается в Дуню, слуга Белкина - в Минского...

обновлённая коллекция

Одна из проблем театральных художников - ограниченные средства. Но иногда это подстегивает фантазию. К примеру, телогрейку смотрителя в «Повестях Белкина» мы сшили из серого ватина, не обтянутого тканью.

Он местами закатался, но от этого даже приобрел более интересный вид. Теперь хотелось бы поработать над какой-нибудь сказкой, в которой акцент был бы сделан на костюмы. Хотя, думаю, мне любая работа понравится. В театре все так необыкновенно. Ты смотришь на сцену и забываешь, что это твои костюмы, как они шились. Просто сидишь и удивляешься: «Как это люди смогли все так здорово придумать?»

Источник: Современный взгляд на моду

 
 
 
 

Ответов пока нет.

Комментàрии 


Комментариев к этой статье ещё нет.

Пожалуйста, подождите!
Комментарий: