Извините, вы уже голосовали за эту статью!
0       12345 0 голосов
Ø
Жалоба:
 
Есть причина пожаловаться?

Статья добавлена 24 июля 2010, в субботу, в 01:16. С того момента...

1187
просмотров
0 добавлений в избранное
0 комментариев

Представлена в разделах:



Top 5 àвтора:

Как разрушают город Свияжск...

Автор: sezon
Тема:

Сообщение:
 
Написать автору
 

Здесь я хочу максимально подробно рассказать о том как на моих глазах безвозвратно убивают целый город. Убивают его облик и его дух.

Здесь я хочу максимально подробно рассказать о том как на моих глазах безвозвратно убивают целый город. Убивают его облик и его дух. И делается это под громкими лозунгами про возрождение. На моих глазах уничтожались памятники архитектуры, памятники археологии, но как убивают целый город я увидел впервые. Причём уничтожается не просто город, а уникальнейшее место как для Поволжья, так и для всей нашей страны.

Каждый день в Свияжске разрушаются сотни квадратных метров археологических памятников и здания.

Я приехал в Свияжск, когда солнце уже уходило за дамбу, связавшую несколько лет назад этот остров с сушей. В лучах заката казалось, что здесь по-прежнему практически ничего не изменилось за последнее столетие. Всё та же тишина, разлитый по белоснежным стенам Успенского монастыря розовый свет заката и огромная спокойная водная гладь, состоящая из трех рек – Волги, Свияги и Щуки. Таким я запомнил это удивительное место во время своего первого визита в 2004-м.Только тогда еще не было дамбы и лестницы для подъема на остров, украшенной этим баннером.

Рекламными щитами с такими же надписями увешаны улицы столицы Татарстана Казани. Дело в том, что этот проект курирует лично государственный советник республики Минтимер Шаймиев. Человек, который, несмотря на то, что официально занимает вторую должность в этой поволжской республике, по-прежнему считается самой влиятельной фигурой в Татарстане. На восстановление Свияжска Шаймиев получил деньги из федерального бюджета, а теперь активно привлекает частные инвестиции. Так как средств для реализации проекта по-прежнему катастрофически не хватает. А размах реконструкции острова действительно огромен. Это стало понятно даже, когда мы пошли осматривать берег в темноте.

Каким образом привлекаются частные инвестиции, можно понять из этого:

"В меморандуме, подписанном по итогам встречи, говорится, что ЛУКойл направит на восстановительные работы 45 млн. рублей - по 15 млн. рублей ежегодно. Компания готова оплатить реставрацию храма Св. Константина и Елены на территории Свияжска...

Следует также отметить, что долгое время ЛУКойл не могла пробиться на рынок Татарстана из-за политики местного руководства, заботившегося об интересах собственного монополиста - компании "Татнефть". В 2007 году ОАО "Лукойл" подписало с правительством РТ соглашение о сотрудничестве, срок которого истекает в 2011 году."Под Собором Богоматери Всех Скорбящих Радости, построенным как подобие Большого морского собора в Крондштадте, раскинулся пляж с чистейшим песком. Над этим «Лазурным берегом» нависает 86-ти метровая вышка ЛЭП нынешняя главная архитектурная доминанта Свияжска. Когда её устанавливали упал вертолёт, который вёл работы. Теперь её демонтируют.

Еще около десятка лет назад – это была чуть ли не единственная значительная постройка, возведенная на острове в постреволюционный период. Именно за это и любили остров Свияжск многочисленные туристы. В «заповеднике» дореволюционной России царил удивительный по нынешним временам покой, который редко можно встретить в Среднем Поволжье. Здесь Борис Гребенщиков писал песни для своего «Русского альбома». Диска, который впитал дух этого места. Точнее, того места, которое, как я убедился, исчезает на глазах.

На пляже у кромки воды я встречаю участников археологических раскопок на острове. Они рассказывают как недавно сюда входила строительная техника. Археологи говорят, что это напоминало ввод вражеских войск. В Свияжске поднялась невероятная пыль, за которой гусеничные тракторы можно было принять за танки. А мотоциклы с люльками, что возможно было разглядеть за рыжими клубами пыли, только усугубляли картину, неоднократно виденную в фильмах про Великую Отечественную войну.

Недавно на остров приезжал Шаймиев и требовал ускорить темпы и без того хаотично ведущихся работ. Кроме прочего, Бабай, как называют советника жители республики, распорядился окружить весь остров пляжами. По слухам, аргументировал такое решение экс-президент тем, чтобы «остров не уплыл». Прихожане местных храмов говорят, что уже видели как на свеженасыпанных свияжских «ривьерах» у стен церквей и монастырей туристы с особо незатейливыми нравами занимались плотскими утехами.

Утро

Утром следующего дня я отправляюсь к пристани Свияжска, где в ближайшее время должен вырасти речной вокзал. Здесь ведутся охранные археологические раскопки. Но по виду они больше напоминают стройку в чистом поле. Возле работающих студентов шумят экскаваторы. Тяжелая техника снимает верхнюю часть грунта. Вручную сделать это в поставленные сроки попросту невозможно. Археологи должны вскрыть 900 квадратных метров за 3 дня. Не хватает ни специалистов, ни рабочей силы. Здесь пытаются спасти хоть что-то. Экскаватор снимает верхнюю часть грунта вплоть до слоя начала XIX века. Все, что находится выше, безвозвратно уходит в строительные отвалы. Почему-то эту часть культурного слоя принято именовать техногеном.Именно на этом месте находилась одна из частей того самого Свияжска, который был построен еще при Иване Грозном в 1551 году. Письменные источники уверяют, что это произошло всего за 24 дня. Это самая ценная с научной точки зрения часть культурного слоя острова. Огромная часть его уже безвозвратно утрачена. Случилось это после того как в 2005 году был углублен фарватер Свияги. Берег стал постоянно размываться. Под воду ушло уже около 7 метров берега. Хорошо видно как из обрывов торчат срубовые конструкции, имеющие хорошую сохранность, благодаря тому, что из-за уникального для Татарстана состава почв, здесь отлично сохраняется средневековое дерево. Подобно тому, как это происходит в Новгороде.

На территории Успенского монастыря была произведена срезка грунтов, которая уничтожила весь культурный слой. Те отметки, которые мы давали реставраторам не были соблюдены. Исчезло все, что накапливалось в культурном слое, начиная со второй половины XVI века.

Водопроводной траншеей была разрушена братская могила XX века. Времени, когда в монастыре находилась известная свияжская тюрьма с лимитом на 200 человек. В черепах из этой могилы в затылках характерные дырочки.

Сроки все – «вчера». Были даже предложения в духе: «Мы сейчас здесь выкопаем, а вы рядом копайте». Экскаватор разрушает культурный слой. И те находки, что находятся в земле нетронутыми, потеряют свое значение, если их место расположения не будет зафиксировано. Что касается памятников архитектуры, то их можно восстановить по чертежам. Пусть даже потеряется дух старины. А культурный слой невосстановим. Это мало кто понимает. Часто строители просто не знают, чем мы занимаемся. Причем им тоже ставятся определенные сроки. Но из-за аврала у них тоже возникают проблемы. Строители начинают мешать друг другу из-за того, что просто не могут разъехаться в этих барханах земли и между траншей. Кроме того, из-за этого очень страдает местное население. Из-за того, что идёт разрушение уже существующих коммуникаций. Иногда по полтора дня на острове не бывает питьевой воды. Здесь живет очень много пенсионеров, и это строительство им очень мешает. Когда копают траншеи, не делают мостиков с перилами, и старикам приходится ходить далеко в обход. Я понимаю, что прогресс не должен останавливаться. Но традиционный российский аврал приводит к утрате многих интересных свидетельств прошлого и страданиям местных жителей. Все чувствуют, как меняется дух острова. Дух его старины и тишины». В Храме святых Константина и Елены его настоятель отец Сергий показывает мне нательный крест XVI века, найденный возле размытого берега. Каждый день он отправляет своих детей для того, чтобы они собирали предметы старины, потому как они бесследно исчезают в водах Свияги.

Здесь же я встречаюсь с архитектором Евгением Васильевичем Игнатьевым, одним из авторов эскиза проекта генерального плана Свияжска. Мы проходим вокруг храма.

В нескольких местах прямо на выжженной солнцем траве здесь ждут перезахоронения человеческие кости, найденные при раскопках вокруг храма.В Храме святых Константина и Елены его настоятель отец Сергий показывает мне нательный крест XVI века, найденный возле размытого берега. Каждый день он отправляет своих детей для того, чтобы они собирали предметы старины, потому как они бесследно исчезают в водах Свияги.

Здесь же я встречаюсь с архитектором Евгением Васильевичем Игнатьевым, одним из авторов эскиза проекта генерального плана Свияжска. Мы проходим вокруг храма.

В нескольких местах прямо на выжженной солнцем траве здесь ждут перезахоронения человеческие кости, найденные при раскопках вокруг храма.Затем мы едем в гости к Игнатьеву, чтобы поговорить об архитектуре Свияжска, с трудом объезжая канавы, прорытые практически на всех улицах. Евгений Васильевич живет здесь 18 лет. Когда он только поселился на острове и стал разрабатывать его план, он встречал практически каждого из немногочисленных туристов приезжающих сюда. Он мечтал, чтобы жизнь вернулась в истерзанный в годы советской власти Свияжск. Архитектор разрабатывал проекты объектов туристической инфраструктуры и новых домов, которые впишутся в облик старинного города. Теперь же он боится того, что вскоре на острове ни его проектам, ни ему самому не найдется места. Его ладный дом, построенный из крепкой лиственницы, признан аварийным и по новому плану пойдет под снос.А на смену ему придут типовые одноэтажные коттеджи на четыре квартиры, которые делаются из стандартных деталей панельных домов и облицовываются красным кирпичом. Такие здесь уже начали возводиться.

На мой вопрос о том, какие перспективы ждут Свияжск по новому плану, Евгений Васильевич объясняет, что реализуемый сейчас проект вообще до конца не разработан. Но многое уже понятно. «Это будет уже другой Свияжск. Рабочий поселок, каких в пригородах Казани или Москвы огромное количество. А посреди этих домов будут торчать как чужие маковки церквей», - рассказывает архитектор. «Да дома здесь действительно ветхие. Но что нужно делать? Их нужно обмерить, все вычислить. И построить такие же. Пусть даже из новых материалов. Мы даже делали проекты новых домов, похожих на тех, что можно увидеть на старых фотографиях города. Которые сохраняли традиции прошлого и позапрошлого столетия. Но нам сказали, что это вычурно. И продолжают строить такие же дома как в других местах Татарстана».

Потом мы переходим к теме коммунальных благ, обещанным жителям острова. Их здесь осталось 250 человек. «Сейчас здесь строятся коммуникации. Это великое благо. Без них ни одно место не проживет. А вот на строительстве домов экономят. Причем коммуникации строят частники. И какова будет плата за пользование ими неизвестно. Просчитали стоимость воды здесь. Получился 41 рубль за кубометр. А в Казани – 13. Получится то, что местные жители будут вынуждены покидать остров. Их будут переселять в жилье, которое будет предоставляться им в аренду. Его нельзя будет приватизировать,» - говорит Игнатьев.

Кроме того, Евгений Васильевич беспокоится о мирном сосуществовании местных жителей и церкви с туристами, которых он так мечтал привлечь на остров, чтобы снова вдохнуть его в новую жизнь. По нынешнему плану, в отличие от проекта Игнатьева, туристические потоки будут сведены в единое целое. Приплывающие на речной вокзал, рассчитанный на 1350 мест, будут сливаться в единый поток с посетителями, прибывающими на автобусах. Поскольку стоянка автобусов запланирована непосредственно рядом с вокзалом, а не у противоположной оконечности острова, как предлагалось архитектором. Когда представляешь себе масштабы маленького Свияжска и размер его церквей, понимаешь, что опасения по поводу движущихся по острову единым строем тысяч туристов совершенно не напрасны.

От разговоров о собственном будущем местные жители уклоняются. Их можно понять. Сейчас они оказываются в подвешенном состоянии. Их старое жилье идет под снос, а будущее остается очень туманным. Хотя им и обещан город-сад в будущем, никаких реальных гарантий они еще не получили.

У нас получается поговорить только с преподавательницей английского языка Еленой Бондарчук, которая уже давно проводит здесь лето на собственной даче. Мы пьем с ней чай на веранде в ее утопающем в зелени и цветах саду. Елена работает в частной школе Оксфорд Краун и часто привозит на остров иностранцев. Она с удовольствием рассказывает об их восхищении.

«В этом году чувствуется, что здесь происходит что-то важное. Чувствуется, как напрягся Свияжск в ожидании перемен. Недавно приезжали канадцы. И они прекрасно видят, что здесь происходит. Они спрашивали, что происходит с Успенским монастырем, когда увидели, что рабочие с корпусов откалывают штукатурку. Буквально за несколько часов своего пребывания они уже стали переживать за это место, стали понимать и видеть эту красоту. Получается, что приезжие из-за границы люди, варяги, это видят. А мы этого не видим. Нужно как-то достучаться до наших людей, чтобы изменить ситуацию,» - переживает Елена.

Елену, как и многих на острове, волнует информация, что здесь собираются строить мечеть. Информация об этом фрагментарна, но слухи, гуляющие по острову похожи на правду. Практически все с кем удавалось поговорить на эту тему, крайне негативно реагировали на эту информацию. Не совсем понятно кому из 250 человек населения острова, практически поголовно православных, может понадобиться мечеть. В Свияжске, главном центре христианизации окрестного населения в XVI-XVII веках во всей Казанской епархии.

Похоже, что авторы концепции нового Свияжска все же собираются в корне сломать этот город. Не только в архитектурном, историческом, но и в социальном плане. Татарстан - республика, которая повсеместно устами чиновников и политиков заявляет о том, что здесь строится диалог христианской и мусульманской культур. Но такими шагами она рискует заработать огромный очаг напряжения на религиозной почве.

Вечер

Возвращаясь домой по федеральной трассе М7 я смотрел на силуэт небольшого многострадального Свияжска, поднявшегося над водной гладью. Силуэт провожал меня маковками церквей и огромной 86-ти метровой опорой ЛЭП, которая после того, что я увидел на острове, совершенно не казалось какой-то чуждой. Впрочем, эту опору вскоре демонтируют. Я думал о том, каким Свияжск предстанет передо мной, когда я вернусь сюда в следующий раз.

Перечисление всего, что будет построено на острове авральными темпами, пугает. Типовые дома, речной вокзал, супермаркеты и гостиницы. И пляжи по всему периметру. Вся эта расторопность и масштабы объясняются одним фактом. В 2013 году в Казани пройдет Универсиада. Событие, которое практически неизвестно в мире, но в Татарстане ему придается огромное значение. Здесь все очень много о ней говорят. Некоторые даже с особым придыханием. Будто бы город, недавно зарегистрировавший бренд «Третья столица» проводит у себя Олимпийские игры. И остается только предполагать, сколько еще исторических мест вслед за Свияжском будут безвозвратно утрачены в угаре развития туристической инфраструктуры к Универсиаде.

Специалисты в Свияжске лелеют надежду на то, что здесь удастся спасти хоть что-то, благодаря вмешательству федеральных структур. Ведь именно здесь находится 21 памятник архитектуры федерального значения. Но специалисты из первой столицы почему-то до окрестностей столицы третьей до сих пор не доехали. Возможно, когда это случится, от духа старого Свияжска не останется ровным счетом уже ничего.

Источник: Туризм в Татарстане

 
 
 
 

Ответов пока нет.

Комментàрии 


Комментариев к этой статье ещё нет.

Пожалуйста, подождите!
Комментарий:
В тèму:

Cтатей на эту тему пока нет.