Извините, вы уже голосовали за эту статью!
5       12345 1 голос
Ø
Жалоба:
 
Есть причина пожаловаться?

Статья добавлена 7 ноября 2011, в понедельник, в 17:28. С того момента...

774
просмотра
0 добавлений в избранное
0 комментариев

Представлена в разделах:



Top 5 àвтора:

К вопросу о занятиях вокальным искусством

Автор: Сергей
Тема:

Сообщение:
 
Написать автору
 

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ АСПЕКТ занятий вокальным искусством

Емельянов В. В.

 

 

Понятие «здоровый образ жизни» внедряется в общественное сознание с трудом, но упорно. Проблема нормализации веса – постоянная тема разговоров женщин и предмет спекуляций производителей пищевых добавок и тренажёров. Только голос почему-то не входит в «здоровый образ жизни»: им пользуются, как попало, пока он не отказывается служить, но и тут упование идёт только на лечение, но никак нена формирование новой речевой технологии, как составляющей «здорового образа». Если бы молодая учительница (или любой другой специалист, для которого голос является орудием труда и составляющейпрофессионального имиджа) потратила на голосовую гигиену хотя бы часть того времени, которое ежедневно тратиться на внешность – вопрос был бы исчерпан. Тем более, что технология есть и оченьпростая в применении.

Для понимания сути вопроса надо разобраться в том, чем отличается человек поющий, от человеканепоющего. Разумеется, мы будем иметь в виду, не пение в пьяной компании, а серьёзное исполнение вокальной музыки любого жанра и стиля. Главное отличие не в природных голосовых данных (они могут быть весьма скромными) и не в музыкальном развитии и обученности (они могут отсутствовать). Главное –в осознании голосовой функции, наблюдении за её работой, и коррекции (сознательной или интуитивной) покаким-то параметрам (осознаваемым или нет).

Любому нормальному человеку достаточно проявить внимание к какому-то виду деятельностии более-менее постоянно к нему это внимание возвращать и на нём удерживать, чтобы запустились процессы саморегуляции, самонастройки и самообучения. Причём, чем меньшая часть организма, участвующая в этом виде деятельности контролируется произвольно, тем успешнее идут эти процессы.В голосообразующем комплексе произвольному контролю подлежит только лицевая мускулатура и видимаячасть артикуляционных органов. Вся остальная, собственно голосообразующая часть регулируется глубинными структурами ЦНС и надёжно защищена от вмешательства «грубых рук сознания» [8]. На чем жеконцентрировать и удерживать внимание? На необычных и интереснейших ощущениях, сопровождающих процесс голосообразования, когда он выходит за пределы обычной бытовой спонтанной разговорной речи.То есть на отдельных или присоединяемых один к другому протяжных звуках, на которых и базируется любое пение. Эти ощущения, не возникающие в повседневной жизни, носят специальное название: «виброрецепция» (ощущения вибрации в разных отделах голосообразующего тракта), «барорецепция» (ощущения повышенного воздушного давления в воздухоносных полостях голосообразующего тракта) и «проприорецепция» (ощущения, поступающие от работающей мускулатуры, участвующейв голосообразовании прямо или косвенно). Поскольку на заре формирования вокального искусства, выяснить природу этих ощущений, и как-то их обозначить не было возможности, то профессиональные вокалисты всё это мистифицировали. В течение четырёх веков существования искусства пенияи вокальной педагогики стихийно возникли специальные названия этим ощущениям: «резонанс», «опора дыхания», «опора звука», «голос в маске», «пение на зевке», «звучание в куполе» и масса других выражений, отпугивающих обычных людей от работы над обычным голосом в целях его развития и охраны.Всё вышесказанное можно свести к простой формулировке: можно заниматься чем-то похожим на пение, ноне для пения, а для охраны и развития речевого голоса.

.

Для ответа надо взглянуть на так называемых академических вокалистов не с музыкальной,а биоакустической точки зрения. Что же они такое? Это люди, способные издавать очень громкие и оченьвысокие (по сравнению с речью) звуки, делать это ежедневно в течение десятков лет и при этом прекрасно себя чувствовать. Известно, что академические вокалисты сохраняют профессиональную певческую форму до 75–80 лет и отличаются здоровьем. Получается, что профессиональная технология этих людей уже отвечает критерию здоровьесбережения. Из взгляда с биоакустических позиций необходимо следует, что такая работа возможна только при наличии каких-то защитных механизмов. Эти механизмы известныи достаточно подробно исследованы и описаны [2,3,5,8,10,11]. Простые и эффективные приёмы их включенияи тренажа также разработаны и широко используются педагогами-музыкантами в обучении пению детейи взрослых [5,6].

Доказанным является, что во время определённой голосовой нагрузки (в академическом режиме и тольков нём) у человека вырабатываются эндогенные опиаты, что создаёт постоянно сопровождающий пение положительный эмоциональный фон. В результате у поющего формируется сверхценность – певческий голос, который оберегается всеми доступными средствами, прежде всего – здоровым образом жизни, автоматически присущим певцам, особенно в период обучения и в начале профессиональной деятельности.

Могут возразить: у них же голоса! Ответ: они же люди! И у них нет в организме ничего такого, чего не было быу каждого. Ну, может быть, у них чуть гармоничнее устроены глоточная полость и твёрдое нёбо. Но и этонеобязательно. По свидетельству, имеющемуся в мемуарной литературе, у великого русского певцаЛ. В. Собинова был весьма посредственный с точки зрения фониатрии голосовой аппарат, а у его родного брата С. В. Собинова, взявшего сценический псевдоним «Волгин» было идеальное певческое горло, при некрасивом тембре (амплуа «характерный тенор»). Где же голос? Как и любая функция – в мозгу. У любогочеловека можно сформировать новую координацию голосообразующих органов и натренироватьсоответствующую мускулатуру.

Дело за малым – понять, что голос это основное орудие труда, что он может отказать и лишить профессии.

 

ПЕНИЕ КАК ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ПРОЦЕДУРА

Ученые из Франкфуртского университета доказали, что пение укрепляет иммунную систему. Исследуя кровь людей, в течение 60 минут исполнявших «Реквием» Моцарта, они обнаружили, что концентрация иммуноглобулина А, формирующего защитный клеточный барьер, существенно повышалась, так же каки антистрессового гормона. Но после обычного прослушивания того же музыкального произведения подобных процессов в крови выявлено не было. Вывод, сделанный учёными на основании этих фактов, таков: пение улучшает и иммунитет, и настроение поющих.

ФОНОТЕКА ЗДОРОВЬЯ

При бессоннице рекомендуется слушать: Сибелиус «Грустный вальс»; Чайковский «Осенняя песня», «Баркарола»; Шуберт «Серенада», Шуман «Грёзы», Сен-Санс «Лебедь».

При раздражительности слушать: Бах «Кантата № 2»; Бетховен «Лунная соната».

Беспокойство и тревога: Шопен прелюдии и мазурки; Штраус вальсы; Бетховен «Симфония № 6, ч.3»; Брамс «Колыбельная»; Шуберт «Аве Мария».

От гнева Вас спасёт: Бах «Итальянский концерт», Гайдн симфонии.

Головная боль: Бетховен «Фиделио»; Лист «Венгерская рапсодия № 1» Хачатурян сюита к драме «Маскарад»; Гершвин «Американец в Париже».

Гипертония: Бах концерт ре минор для скрипки; Шопен Ноктюрн ре минор.

 

ИНформация из журнала «SHAPE», АПРЕЛЬ 2004г.

Вокальная практика накопила огромное колличество упражнений, помогающих сделать Ваш голос гибким, послушным, звучным.

Предлагаемый комплекс упражнений поможет Вам сохранить силу голоса, повысит выносливость голосовых складок.

Наиболее частая причина плохого звучания голоса — неправильное дыхание. Следовательно, на это следует обратить внимание прежде всего. В зависимости от того, какие отделы лёгких принимают наиболее активное участие в процессе дыхания,различают верхне-, средне- и нижнерёберное дыхание.

Наиболее благоприяные условия для работы голосового аппарата создаются при нижнерёберном дыхании,в котором принимает активное участие диафрагма. Выполненяя упражнения, способствующие выработке такого типа дыхания, особое внимание обратите на плавность, длительность выдоха. Каждое упражнение повторяйте 4–5 раз.

1. Лёжа на спине, ноги вместе, левая рука под поясницей,  правая на животе. На счёт «раз, два, три» глубоко вдохнуть через нос, выпячивая при этом живот. Задержать дыхание на счёт «четыре, пять». Медленно выдохнуть, протяжно произнося звуки «ссс» или «шшш», и втянуть живот.

2. Стоя, ноги вместе, спина прямая, плечи развернуты и слегка опущены.Вдохнутьчерез нос, имитируя вдыхание аромата цветка. Медленно выдыхать через рот, как бы согревая руки струёй выдыхаемого воздуха. Стараться удлинить продолжительность выдоха до 7–9 секунд.

3. Медленная ходьба: на 2 шага — вдох, на 2 — выдох. Не изменяя продолжительности вдоха, от занятияк занятию удлинять выдох на 4, 6, 8, 10 шагов.

4. Стоя,ноги на ширине плеч, руки в замке за головой. Вдохнуть через нос, слегка прогнувшись назад. Наклоняясь вперёд,медленно выдохнуть. При этом произносить каждый раз новую гласную: «а», «о», «и», «У», «э». Довести продолжительность выдоха до 5–7 секунд.

5. Сидя или стоя, вдохнуть через нос, на 2 секунды задержать дыхание. Затем, чётко выговаривая: «Раз, два, три, четыре, пять»,- с каждым словом делать короткий выдох. Снова вдохнуть и так же продолжить счётдо десяти.


За счет верхних резонаторов голос приобретает звонкость, «полётность», а за счёт нижних — силу, мощь.
Исправить глухое звучание голоса и максимально использовать возможность верхних резонаторов помогут
следующий комплекс упражнений:
1. Стоя или  сидя, сделать короткий вдох через нос. Выдыхая, с закрытым ртом,
без напряжения произносить с вопросительной интонацией «м» или «н»,
 добиваясь при этом ощущения лёгкой вибрации в области носа и верхней губы.
2. Глубоко вдохнуть. Выдыхая, произносить одно из следующих слов: «бимм», «бомм»,"донн", «домм».
Протяжно произнося последнюю согласную, старайтесь ощутить вибрацию в области носа и верхней губы.
3. Глубоко вдохнуть. Выдыхая, протяжно произносить слог, состоящий из сочетаний согласных «м» и «н»
с различными гласными: момм, мимм, мамм, мумм и т. д.
4. Глубоко вдохнуть. На одном выдохе произносить сначала коротко, а затем протяжно один из открытых
слогов: мо-моо, ми-мии, му-мму, мэ-мээ.

В голосообразовании принимают участие губы, язык, мягкое нёбо, нижняя челюсть — артикуляционный аппарат.
От того, насколько быстро, чётко и согласованно работает этот аппарат, зависит хорошая дикция.
Правильная артикуляция — залог хорошей дикции и звучности голоса.
Занимайтесь перед зеркалом; следите за тем, чтобы в упражнении принимали участие только органы
артикуляционного аппарата, а нос, лоб, глаза оставались неподвижными. Каждое упражнение делайте медленно,
плавно, без резких и быстрых переходов.
1. На счёт «раз» опустить нижнюю челюсть примерно на два пальца. На счёт «два, три, четыре, пять, шесть»
удерживать это положение. Закрывать рот.
2. Опустить нижнюю челюсть; медленно двигать челюстью вправо и влево.
3. Опустить нижнюю челюсть; медленно выдвигать её вперёд и так же медленно возвращать в исходноеположение.
4. Рот закрыт, зубы сомкнуты. На счёт «раз» растянуть губы в стороны, обнажая зубы и как быпроизнося звук
«и». На счёт «два, три» удерживать губы в этом положении. На счёт «четыре, пять» собрать губы трубочкой
и вытянуть их вперёд. На счёт «шесть, семь» растянуть губы в стороны.

Выполняя упражнения для нижних резонаторов,гласные «о» и «у» старайтесь произносить как можно более низким
голосом и протяжно, добивайтесь ощущения ясно выраженного резонирования в области грудной клетки.
1. Стоя, положить руку на грудь; зевнуть с закрытым ртом и зафиксировать гортань в нижнем положении.
На выдохе произносить звук «о» или «у», стараясь почувствовать выбрационные движения грудной клетки.
Если это не получается, надо искусственно вызвать вибрацию лёгким постукиванием рукой в областигрудины.
2. Стоя, положить руки на грудь. Наклоняясь вперёд, на выдохе произносить гласные «о», «у» длительно и
протяжно. Тоже на выдохе произносить нараспев слова: «око, окно, олово, молоко, мука».

Источник: Уроки вокала в Московском вокальном центре "Голос"

 
 
 
 

Ответов пока нет.

Комментàрии 


Комментариев к этой статье ещё нет.

Пожалуйста, подождите!
Комментарий: