Извините, вы уже голосовали за эту статью!
0       12345 0 голосов
Ø
Жалоба:
 
Есть причина пожаловаться?

Статья добавлена 4 июля 2010, в воскресенье, в 18:14. С того момента...

1313
просмотров
0 добавлений в избранное
0 комментариев

Представлена в разделах:




Top 5 àвтора:

Атрибуция портрета

Тема:

Сообщение:
 
Написать автору
 

Атрибуция портрета это наука и не наука. Это не только знания, но и меткий глаз, интуиция.

 

 

И вот после первого взгляда на портрет, после первого цельного впечатления наступает время вопросов и сомнений. Это период анализа, когда целое разделяется на части, рассматривается в деталях, подробностях. Тут уже мало ответить на вопрос, который сначала задаешь себе и другим,- «похож или не похож», а надо сказать, чем похож. Кстати, этот вопрос - «похож или не похож»- очень страшный вопрос. На него половина людей уверенно отвечает: «похож»,- а половина так же уверенно: «не похож». Поэтому необходимы сличения, сопоставления найденного с известными и бесспорными портретами.

Облик Пушкина знаком всем. Его характерную внешность легко запомнить. Сохранились прижизненные портреты поэта, созданные большими мастерами О. А. Кипренским, В. А. Тропининым. Множество раз поэт рисовал свой профиль на полях черновых рукописей, в альбомах своих приятельниц. С большой выразительностью и точностью запечатлел скорбную внешность поэта в последний год его жизни малоизвестный художник Иван Линев. С лица умершего скульптор С. И. Гальберг снял посмертную маску.

Но почти все портреты Пушкина, во всяком случае, все самые известные и бесспорные, созданы во второй половине 1820-х - начале 1830-х годов, то есть когда Пушкину было около 30 лет. А ребенку, изображенному на миниатюре, около трех лет.

Можно ли сравнивать эти портреты? Закономерно ли сличение и сопоставление детского лица, еще не сформировавшегося, с внешностью определенной, сложившейся, законченной?

Жизненные наблюдения и впечатления говорят, что в лице ребенка заложены основные черты внешности взрослого. Но мои наблюдения и впечатления - это слишком мало. Обратимся к науке. Известный антрополог М. М. Герасимов, которого я благодарю за подробную консультацию, говорит, что характерные черты человека обнаруживаются уже в детстве, но, рассматривая лицо ребенка, надо учитывать особенности возраста - мягкость, округлость черт, иное сочетание величины лица и объема головы.

Чтобы подойти к анализу детского портрета с определенными критериями, давайте вспомним внешность Пушкина. Его «арабнюю часть лица, длинную верхнюю губу, чуть-чуть перекрывающую нижнюю. Во-вторых, форму носа: с прижатым книзу кончиком и открытым вырезом ноздрей. Обе особенности очень хорошо видны на портретах работы Тропинина (этюде маслом и большом портрете, оба 1827 года и на портрете Линева (1836), а такжз на всех профильных автопортретах поэта, особенно же на самых ранних (автопортрет в круге, 1820-1821 годы, и автопортрет в черном фуляре,    1823   год).

Посмотрите на детский портрет рядом с этюдом и портретом Тропинина.

Хочу обратить ваше внимание еще на некоторые схожие черты. Широкий и выпуклый, круглый лоб (он больше по отношению к лицу ребенка - это особенность возраста); удлиненный разрез глаз (несколько более круглых у ребенка); рисунок бровей (у ребенка чуть более дугообразных и высоких); рисунок подбородка (у ребенка более мягкого), имеющего ту же борозду; и, наконец, форму уха - большого, оттопыренного, НО с   приросшей   мочкой.

Теперь посмотрим на волосы. У малыша очень густые вьющиеся волосы - сейчас расчесанные и приглаженные. Но даже на этом миниатюрном портрете видно, как вьются отдельные волоски, как пружинят и приподнимаются непокорные прядки. На детском портрете волосы светлее - они золотистые. На этюде и портрете Тропинина - светло-каштановые густые, буйно вьющиеся. Цвет глаз ребенка - серо-голубой, как на всех портретах Пушкина.

И этот портрет отличается большим сходством с оригиналом - это отмечали многие современники,- но несколько сглаживает, смягчает характерные черты лица поэта. Сам Пушкин говорит об этом в послании к   Кипренскому:

«Себя как в зеркале я вижу, Но это зеркало мне льстит».

На портрете Кипренского нижняя часть лица - кончик носа, рот, верхняя губа - меньше выдается вперед. То соотношение верхней и нижней губ, которое мы видим на изображениях Тропинина и в автопортретах,  на портрете Кипренского  выражено

портрете мы узнаем Пушкина, хотя у него здесь более прямой нос, не такие выпуклые губы, не такой круглый, как на других портретах, лоб. Может быть, портрет рисован по памяти, а не с натуры? Но и здесь мы находим сходство с детским портретом.

Остается сделать еще одно сравнение. Посмотреть на детский портрет рядом с портретом поэта работы И. П. Линева (1836 год). Очень тяжело видеть эти портреты рядом. Начало жизни и конец ее встают перед нами во всей наглядности.

Но и в потускневшем, как-то вытянувшемся, осунувшемся лице рано постаревшего, замученного Пушкина мы находим общее с   портретом   ребенка.

Мы сравнили детский портрет   с   известными    прижизненными    портретами    Пушкина, отметили  сходство, подметили самое характерное.  Но   хочется   взглянуть   и   на весь  облик  изображенного  здесь  ребенка. Выделяются     глаза - хорошо    передан    их блеск,  их пытливый  и  живой  взгляд.  Они освещают все лицо, придают ему осмысленное, чуть удивленное выражение. Воспоминания современников сохранили такую живую  портретную     зарисовку     Пушкина   в детстве:   «...Саша   был   большой   увалень   и дикарь,  кудрявый мальчик лет девяти или десяти,   со   смуглым    личиком,    не    скажу чтобы  приглядным,   но  с  очень     живыми глазами, из которых искры так И сыпались». Итак, все сопоставления и сличения приводят к  выводу,   что  в  детском   портрете присутствуют все основные черты внешности  Пушкина,   не   имеющие,   естественно, еще   законченности  и  определеиности  зрелого возраста. А теперь я передаю слово криминалистам.

 

 

Источник: Ковалевская

 
 
 
 

Ответов пока нет.

Комментàрии 


Комментариев к этой статье ещё нет.

Пожалуйста, подождите!
Комментарий:
В тèму:

Cтатей на эту тему пока нет.