Извините, вы уже голосовали за эту статью!
0       12345 0 голосов
Ø
Жалоба:
 
Есть причина пожаловаться?

Статья добавлена 12 декабря 2017, в вторник, в 15:51. С того момента...

49
просмотров
0 добавлений в избранное
0 комментариев

Представлена в разделах:



Top 5 àвтора:

О глобализации, свободном рынке и госрегулировании

Тема:

Сообщение:
 
Написать автору
 

Подробный анализ в плоскости госрегулирования. - как никому не известные графитированные электроды заставили ФАС собрать за одним столом топ-менеджеров крупнейших металлургических компаний. - и какими должны быть контроль и реакция государства

Связь между государственной политики КНР в области экологии и деятельности ФАС в России, казалось бы, имеет слабую и не очевидную связь. Но именно ужесточение экологического законодательства в КНР может заставить топ-менеджеров крупнейших металлургических компаний России собраться за одним столом под эгидой ФАС, причем только для обсуждения ценообразования на один материал, доля которого в себестоимости не превышает 1%. При текущем уровне глобализации экономики любая связь через самый малозначительный товар может послужить сильнейшим проводником рыночных колебаний между крупнейшими экономиками.

 

Многие читатели деловых новостей теперь знают, что из себя представляют графитированные электроды. История взлета цен на эти электроды уже не первый месяц будоражит промышленное сообщество. Подробный разбор полетов доступен во многих авторитетных изданиях, а я бы со своей стороны хотел сформулировать для таких ситуаций цели и задачи государственного регулирования.

 

Графитированные электроды: быстрое развитие событий

Поясню для начала, что графитированные электроды - один из вспомогательных материалов, который используется при плавках в электродуговых печах. Потребителями этих электродов являются как крупные меткомбинаты, так и любого размера производства, выпускающие литье. Т.е., по сути, все, что делается из стали, зависит в той или иной степени от графитированных электродов.

 

Расстановка на мировом рынке этих электродов в начале года была следующая: избыток производственных мощностей, в том числе достаточно старых; низкие цены и скромная рентабельность производства; мировые цены задаются в большой степени ценой экспорта из Китая. В России сохранился единственный производитель, который может обеспечить не более 60% внутреннего спроса, и которого поддерживали импортными пошлинами. Что может пошатнуть такой рынок? К примеру, ужесточение экологической политики в Китае. Это и произошло.

 

Что дальше? Предприятиям в Китае пришлось закрыть старые мощности, которые не отвечали новым требованиям, и предложение электродов единовременно сократилось на 25%. Мировая цена взлетела в несколько раз. Отечественный производитель, как полноценный участник свободного рынка, также начал повышать цены, в соответствии с мировой тенденцией, на десятки процентов... Несмотря на низкую долю графитированных электродов в себестоимости продукции, эти колебания являются ощутимыми: и для крупных меткомбинатов, которые при миллиардных объемах борются за каждую десятую процента рентабельности, и для машиностроения, где доля электродов в себестоимости все же выше, и при небольших объемах производства каждый процентный пункт рентабельности помогает покрывать накладные расходы.

 

Далее начался длинный и тяжелый процесс согласования новых цен, причем в процесс этот пришелся на горячую пору планирования показателей следующего года. Не будем разводить бурю в стакане - это событие не угрожает металлургическому рынку России, но все же определенным образом затрудняет текущую деятельность компаний и заставляет отвлекаться от стратегических проектов на такую текучку.

 

Что интересного с точки зрения государственного регулирования мы видим на этом примере:

1) необходим оперативный контроль за динамикой ценообразования на стандартизированные товары, не только потребительские, но и промышленные.

Сейчас ФАС инициирует проверки ценообразования на "второстепенные" (назовем их, "социально малозначимые") товары по внешнему сигналу, например, по жалобе покупателя. Но далеко не каждый участник рынка будет "жаловаться", не по-товарищески это. Тем более, что конфиденциальность сохранить скорее всего не удастся. Но современные технологии способны вывести контроль ценообразования на принципиально новый уровень: (i) стандартизация промышленных материалов имеется; (ii) современные автоматизированные системы хранения и обработки данных способны вести учет по любому перечню товаров и параметров.

 

2) Необходима быстрая реакция со стороны регулятора с привлечением всех заинтересованных сторон.

Крупные хорошо отрегулированные рынки уже имеют налаженный диалог с ФАС. Например, в случае графитированных электродов под эгидой ФАС не только было проведено представительное совещание с участием российских производителей и представителей крупнейших потребителей, но и протокол этого совещания общедоступен на сайте (причем на первой странице результатов поиска, т.е. документ востребован среди пользователей), так что даже небольшие игроки рынка в курсе обсуждения на высоком уровне. Не берусь судить об эффективности процесса организации и проведения таких совещаний, а также об уровне исполнимости и эффективности протокольных решений, но открытый регламент подобной работы был бы очень полезен всем участникам рынка. Все те же ИТ-системы могли бы помочь вести учет потребителей/производителей/поставщиков на рынках стандартизированных товаров.

Кому интересно, ссылка на протокол совещания на сайте ФАС

 

3) Реакция регулятора должны быть комплексной.

В случае с графитированными электродами было решено разработать единый и понятный всем подход к ценообразованию, с привязкой к мировой цене и стандартным набором правил: приоритет по очередности поставки и цене получают те, кто заключает долгосрочные договора. Однако также логичной была бы отмена\приостановление действия импортной пошлины для снижения цены на внутреннем рынке. Около половины внутреннего спроса приходится покрывать за счет импорта, поэтому, когда уровень цены дает возможность российскому производителю получать повышенную прибыль, то пошлина из механизма защиты местного производителя может превратиться в элемент, искажающий ценообразование. Примеры комплексного подхода, когда используются и формулы ценообразования, и механизмы торговых барьеров, и интервенционные фонды, мы имеем на таких социально значимых рынках, как зерновой.

 

Вместо заключения 

Может показаться, что я большой сторонник глубокого государственного регулирования. Это не так! "Невидимая рука рынка" в любом случае более эффективна, понятна и беспристрастна, чем любое регулирование. Но раз без регулирования мы обойтись не можем (и это тоже медицинский факт), то это регулирование должно быть максимально прозрачным, быстрым и комплексным. Это, в конце концов, и есть одна из важных составляющих качества государственных институтов, элемент структурной реформы, которая может и должна дать нам конкурентное преимущество на мировой экономической арене.

 
 
 
 

Ответов пока нет.

Комментàрии 


Комментариев к этой статье ещё нет.

Пожалуйста, подождите!
Комментарий: