Извините, вы уже голосовали за эту статью!
0       12345 0 голосов
Ø
Жалоба:
 
Есть причина пожаловаться?

Статья добавлена 25 июля 2009, в субботу, в 17:49. С того момента...

733
просмотра
0 добавлений в избранное
0 комментариев

Представлена в разделах:



Top 5 àвтора:

Восприятие и влияние цвета на человека

Автор: alex
Тема:

Сообщение:
 
Написать автору
 

Восприятие цвета, воздействие цветов на человека определяется психическими особенностями, специфическими законами высшей нервной деятельности. Эти законы определяют явления влияния цветов на эмоции человека, гармонии цвета,контраста, неизменности цве

Восприятие цвета, воздействие цветов на человека определяется психическими особенностями, специфическими законами высшей нервной деятельности. Эти законы определяют явления влияния цветов на эмоции человека, гармонии цвета,контраста, неизменности цветов.

Константностью восприятия цвета называется способность человека сохранять неизменным восприятие цветов известных предметов при изменении источника освещения. При естественном освещении при изменении освещенности отнюдь не случается трансформации восприятия цвета.

Контраст - изменение чувства при наложении одного импульса сетчатки глаза на другое при перемене наблюдения из-за бездействия зрительного процесса (последовательный контраст) или индукция возбуждения от соседнего участка сетчатки (одновременный контраст). Оба вида контраста могут возникнуть из-за действия разных цветностей равновеликих светлот (контраст по тону) или одинаковой цветности всяческих светлот (светлотный контраст).

Последовательный контраст возникает при переключении взора на ахроматический с хроматического цвета или с одного хроматического цвета на иной. При переключении взора с хроматического цвета на ахроматический белый рождается цвет последовательного образа, близкий дополнительному цвету, однако нетождественный ему.

Одновременный контраст возникает в сопредельной области соприкасающихся цветов и представляет собой изменение цветов в этой полосе. И быть может показан (как и последовательный контраст) как по тону, так и по светлоте. Как правило, оба типа контраста проявляются одновременно и предопределяют степень цветового контраста.

Одновременный контраст по тону появляется на границе равносветлых ахроматического и хроматического тонов или если на хроматическом фоне поместить белый рисунок. В первом случае на рубеже цветов ощущается окаймление, а во втором - сам узор воспринимается в цвете, контрастном цвету фона, родственном к дополнительному цвету фона.

Одновременный контраст по светлоте возникает на границе разносветлых:

  • двух хроматических цветов.
  • ахроматических цветов (черный и серый, серый и белый);
  • ахроматического и хроматического;

Если на хроматическом фоне разместить рисунок с контрастным фону цветом, то цвет рисунка как бы суммируется с контрастным фону цветом и воспринимается подобно как новый цвет:

  • тусклый красный ощущается подобно как более насыщенный рядом с зеленым;
  • желтый воспринимается как более насыщенный вблизи с синим;
  • фиолетовый кажется более насыщенным рядом с желтым и т. д.

Если же цвет крайне насыщен, его можно ослабить подбором цветовой гаммы:

  • ненасыщенный фиолетовый тон снизит чувство большой насыщенности иного фиолетового цвета.
  • синий рядом с красным станет голубоватым;

Эти данные можно дополнить надлежащими эмпирическими советами:

  • сочетание контрастных цветов позволяет повысить чувство сочности рисунка;
  • цвет на фоне контрастного цвета воспринимается как более насыщенный;
  • цветовой контраст чувствуется тем мощнее, чем больше тона разнятся по светлоте и насыщенности.
  • при сочетании неконтрастных цветов уменьшается ощущение их насыщенности тем больше, чем ближе друг к другу эти цвета размещены в цветовом круге;

На восприятие цвета действует уровень естественной освещенности, однако постоянство восприятия при этом сохраняется. Так, при ярком солнце способность распознавать цвета, особенно теплые тона (оранжевые, красные), притупляется.

В дневное время максимально воспринимаются красные тона, в сумерках чувствительность сдвигается в область сине-голубых лучей (X = 507-510 л,ц). В сумерки поначалу «затухает» и «сереет» красный цвет, затем желтый, чуть позже зеленый. Синий цвет не темнеет и не сереет, а, напротив, высветляется, воспринимается как близкий к белому.

На темном фоне синие тона отходят, то есть кажутся более удаленными от зрителя, находящегося на стороне источника света (синие лучи в спектре, спроецированном на горизонтальную плоскость, уходят в даль). Но на белом фоне синий тон ощущается как ближе размещенный к зрителю.

Желтый цвет обладает свойством как бы приподнимать поверхность, делать ее более широкой. Желтый, как и белый, излучается на расположенные возле цвета, уменьшая их. Фиолетовые и темно-синие тона - зрительно уменьшающие и стремящиеся к низу цвета.

Абсолютно все светлые тона - легкие, все темные - тяжелые; голубой, ровно как и желтый, - цвет «парящий». Цветовая схема формируется с учётом таких свойств цвета, как «тяжесть» и «легкость». Когда у основания композиции расположены темные тона, возникает ощущение стабильности, а когда светлые - неустойчивости.

Восприятие цвета зависит от того, как далеко композиция удалена от зрителя. С дистанции 500-1000 м воспринимается только лишь цветовой тон, с расстояния 50-300 м - цветовая структура, с расстояния 10-50 м - фактура цветовой поверхности.

В данном контексте под цветовым тоном имеется в вид цвет, сформировавшийся от объединения некоторых цветов на значительном удалении от объекта; цветовая структура - когда зрительно четко дифференцируются только отдельные цвета; а фактура - когда четко узнаваем не только цвет, но и характер поверхности, ее строение.

 
 
 
 

Ответов пока нет.

Комментàрии 


Комментариев к этой статье ещё нет.

Пожалуйста, подождите!
Комментарий: