Извините, вы уже голосовали за эту статью!
5       12345 1 голос
Ø
Жалоба:
 
Есть причина пожаловаться?

Статья добавлена 11 сентября 2008, в четверг, в 16:49. С того момента...

2829
просмотров
0 добавлений в избранное
1 комментарий

Представлена в разделах:



Top 5 àвтора:

Церковь Рождество Пресвятой Богородицы.

Автор: sokolovvn
Тема:

Сообщение:
 
Написать автору
 

"В материалах под 1717 годом в Засурском стане Пензенского уезда вместо Канаевки упоминается сельцо Рождественское, Кунаевка тож, Савы-Сторожевского монастыря".

Канаевка - русское село в 20 км от г. Городище Пензенской области.

При селе железнодорожная станция на линии Пенза – Кузнецк, шоссе Городище – Шемышейка, на правом берегу реки Суры, вытянуто вдоль линии железной дороги.

 Основано в начале 17 века. "В 1623 здесь была мордовская деревня Кангуж и Кунаевский бортный ухожай". (Это упоминается в работах Михаила Полубоярова). Можно предположить, что пчеловодством занимался некто по прозвищу "Куна" и не факт, что он был мордовского происхождения. Зная, что русское слово "куна"  означает "оковы" (словарь Даля) можно предположить, что пчеловод был не коренным жителем. (В настоящее время фамилия Кунаев распространена в Казахстане, поэтому вторая версия - восточные корни).

"В 1687 земли у мордвы «отнял насильством» служилый мордвин Дружина Фомин, от него они перешли к  подмосковному Савво-Сторожевскому монастырю, который перевёл крестьян из Звенигородского уезда". На востоке от монастырских обосновалось поселение московских стрельцов. Оба поселения считались вольными, а людей называли «москвитянами». В это же время несколько рязанских помещиков получили земли в этом районе и перевели на жительство своих крестьян из рязанской «мещеры».

"В материалах под 1717 годом в Засурском стане Пензенского уезда вместо Канаевки упоминается сельцо Рождественское, Кунаевка тож, Савы-Сторожевского монастыря, которое сильно пострадало во время набега кубанской орды. Они убили здесь 12, взяли в полон 271 человека, выжгли 40 дворов". (Это данные "Энциклопедии Пензенской области" со ссылкой на статью Михаила Полубоярова). Можно предположить, что монастырские продолжили пчеловодческое дело Кунаева.

"В тех же материалах есть сведения о деревне Кунаево, принадлежащей разным помещикам, из которой уведено в плен 13 дворян и 14 дворовых людей, 6 дворовых убито".  Литература: М.С. Полубояров Мокша,Сура и другие... Москва, 1992. Для меня не понятно наличие 13 дворян. Какую территорию могла занимать деревня Кунаево в таком случае?  Поэтому вопрос о точном нахождении Кунаево остаётся спорным. Одним из последних помещиков является Канаев, который занимался пчеловодством. Род его занятий не вызывает сомнения и является свидетельством старожилов.  Мог ли потомок Куны сменить прозвище на более "русскую" фамилию Канаев (реально было обосновать фамилию по слову "канава")  во время одной из первых переписей населения? Или один из рязанских помещиков взял фамилию по названию деревни. Каким образом сыграло "Кунаево"-"Канаевка" не известно. (Можно было бы принять простую игру букв, если бы не наличие сёл "Канаевка" в Саратовской и Орловской областях).

Уже в 1727 году в церковных архивах упоминается сельцо Канаевка. В этом году вышел указ "в сельце Канаевка построить церковь в монастырской вотчине". Церковь получила название "Рождество Пресвятой Богородицы".

Таким образом название поменялось в десятилетнем промежутке.

Однозначно верно, что граница исторического заселения шла до церковного моста. Так как за ним и немного севернее было деревенское кладбище. А мещерских поселили западнее. Старожилы рассказывали, что их отцы и деды устраивали кулачные бои на церковном мосту – москвитяне против мещерских. Оба селения разделяла река  - Крукол. Можно предположить, что один из помещиков  носил фамилию Хролов, так как рядом лежащая возвышенность до сих пор называется «Хроловой поляной». Считается, что там было булгаро-буртасское поселение. На склоне этой возвышенности находили наконечники стрел, а на самой поляне предметы быта. Ещё западнее были земли помещика Шагаева. Примерно в 4 км к западу лежит возвышенность, которую называют "Шагайская гора". Полноценное общение москвитян и рязанских началось после отмены крепостного права. Генеологический анализ нескольких семей говорит о смешанных браках. В конце 19 века мещерские стали строить дома на пригорках рядом с Круколом. Дома были маленькими, крытыми соломой.  Численность населения: в 1864 – 2010 человек.

В 1874 открылась железная дорога.

В 1877 году в селе – церковь, церковно-приходская школа, лавка, базар. Численность населения: в 1877 – 2384, 1897 – 3216. До 1917 года активно развивался санный промысел – в 150 дворах из 520-ти.

Есть упоминания о помещиках с фамилиями Бабанов и Фунтиков. Фунтиков жил немного западнее церкви и занимался мелкой торговлей.

В начале 20 века следующее поколение стало строиться в непосредственной близости от реки, так как Крукол обмелел. Люди этой местности сразу вступали в образованный колхоз. В отличие от них монастырские были побогаче, занимались ремеслами, имели скот, поэтому от вступления в колхоз отказывались. По свидетельству Соколовой Пелагеи Степановны, её отца Люкшина Степана коммисары забрали в райцентр, а в это время увели со двора корову в колхоз. Под раскулачивание попал бочкарь и пекарь, так как других "богачей" на селе не было. Помещиков угнали вместе с семьями раньше.

После 1926 года в состав села включен одноименный поселок железнодорожной станции. Численность населения: в 1926 – 4314, 1930 – 4572, 1939 – 4096, 1959 – 3910, 1970 – 3512, 1979 – 3045, 1989 – 2380.

На 1992 год в селе имелся комбинат строительных материалов – изготавливает краски; цех Пензенского завода им. Фрунзе – выпуск кирпича; железнодорожная дистанция пути; склад Шемышейского лесокомбината – переработка древесины. Сельскохозяйственного АО «Канаевское» на базе одноименного совхоза, больница, средняя школа, дом культуры, библиотека, детский сад. В 1998 году – 2178 жителей.

На 2008 год предприятия, кроме АО «Канаевское», прекратили работу, больница закрыта. Действует церковь с престолом в честь Рождества Пресвятой Богородицы, МОУСОШ с. Канаевки, детский сад, социокультурный центр. Знаменит Канаевский хор. Своеобразный канаевский наряд и песнопение сформировалось вольными "москвитянами".

Памятник археологии: Канаевское городище («Городок, градок», позже «Хролова поляна»)  12 – 13 вв. с северо-западной стороны от села Канаевка, предположительно, булгаро-буртасское.

Родина Героя Советского Союза, капитана, летчика-истребителя Никифора Федотовича Баланова (1909-1981), отличившегося в боях в Испании при оказании интернациональной помощи испанскому народу в 1936-37 годах.

 

На западе село Канаевка переходит в поселок Красный, который заселен выходцами из Канаевки. Эти земли принадлежали помещику Рузаеву. Это известно от местных жителей. Рузаев известен тем, что освободил крепостных раньше 1861 года. Западнее начинается поселок Трушнино, а затем село Новые Забалки и станция Шнаево.

Источник: http://presvytay.narod.ru

 
 
 
 

Ответов пока нет.

Комментàрии  — 1


Анонимно   15 г. назад

Узнала много потрясающе интересного о селе. здесь жили мои предки. отсюда родом мой отец. жаль, что село медленно умирает. вспоминаю детство, жизнь здесь просто кипела. Елена Рябова.

Ответить
Сообщение:
Пожалуйста, подождите!
Комментарий: