Статья добавлена 23 января 2011, в воскресенье, в 17:15. С того момента...
6118 |
просмотров |
0 | добавлений в избранное |
0 | комментариев |
Представлена в разделах:
Сознание в средневековой философии.
Средневековая философия пришедшая на смену античной, по своему и весьма специфически, через труды философов того времени объясняла устройство мира.
В средневековой философии обнаруживается новый поворот в осмыслении сознания. Сознание трактуется как надмировое начало (Бог), существующее до природы и творящее ее из ничего. Хотя разум рассматривается религией как неотъемлемое свойство Бога, человеку также принадлежит крохотная «искорка» всепроникающего пламени божественного разума.
Любовь к разуму наряду с любовью к Богу и человеку в эту эпоху является приоритетной. Духовное и рациональное — не антиподы. Дух, душа и духовность существуют в одной плоскости. В понятие души включаются сознание и разум; разрабатывается идея спонтанной активности души. Все знание, согласно Августину, заложено в душе, которая живет и движется в Боге. С недостижимым для античной культуры и философии мастерством психологического самоанализа Августин сумел показать противоречивость становления личности. От констатации темных «бездн» души он пришел к выводу о необходимости божественной благодати, которая благодаря разуму, самопознанию выводит личность из греховной инерции и тем самым «спасает». Этот подход весьма актуален и созвучен современным тенденциям: мир должен соблюдать меру разумного познания, чтобы не погибнуть. У славянофилов эта мысль будет подхвачена: познание не может быть не ущербным, если человек не может осуществить его цельным разумом. Понятие внутреннего опыта стало основным в средневековой культуре для так называемой интроспективной концепции сознания (от лат.— смотрю внутрь, вширь).
Внутренний опыт для Фомы Аквинского — средство самоуглубления и общения с Богом в форме сознательного разума. У человека все психические акты, начиная с ощущения, наделены признаком сознательности. Бессмертной душой были наделены также - растения и животные. Еще один важный момент в развитии представлений о сознании средневековой философией — понятие об интенции как особой операции сознания, выраженной в его направленности на внеположный сознанию объект (интенциональный образ).
Источник: studentuhelp.ru