Статья добавлена 6 января 2011, в четверг, в 16:57. С того момента...
7211 |
просмотров |
0 | добавлений в избранное |
0 | комментариев |
Представлена в разделах:
Специфика средневековой философии.
Философия средневековья значительно отличалась от предшествующей её античной. Подробнее об этих отличиях, в нашей статье.
Античная философия, сперва древнегреческая , а затем и римская постепенно уступили место принципиально новой, иной философии средних веков в центре которой стояла цель не познания человека, общества, через его существование в природе, а познание человека через его отношения с Богом.
Что касается Европы, распространение этой философии стало возможным через распространение христианства и придания ему черезмерных гипертрофированных черт. Средневековое философское мышление в отличие от античного — это специфический тип теоретизирования. Его специфика состоит в тесной взаимосвязи философии с религией.
Применительно к Европе такими религиями являлись иудаизм, христианство и ислам. В этом смысле средневековое мышление в целом теоцентрично, т.е. все и вся в данной культуре соотносилось с понятием Бога, тогда как античная мысль в своей основе космоцентрична. Направленность человеческого мышления на Бога хорошо выражала формула Августина — «верую, чтобы понимать» и «понимаю, чтобы веровать».
Основополагающими принципами средневековой философии были провиденциализм истолкование истории как осуществления божественного плана, промысла Бога, спасительно направляющего человечество к царству Божию на земле; креационизм (творение мира из ничего); традиционализм; опора на авторитеты. Ориентированность Средневековья на авторитет предполагала, что авторов в принятом смысле слова не было, истинным автором как мира, так и слова о мире считался Бог, авторитетнейшими толкователями его творения и откровения — отцы Церкви. Человек познавал мир как комментатор. Всеобщее необходимое знание принадлежало только Богу.
Особая значимость идеи спасения. Путь к достижению спасения предполагал вопрошание собственной души, прямо ставящее человека перед Богом, т.е. самопознание понималось как определенного рода богопознание, исповедь же представала не только как процедура причащения Богу, но и как философствование. В силу того, что человек трактовался как сотворенный по образу и подобию Бога и наделенный способностью к разумному познанию Бога, он впервые рассматривался как личность, деятельность которой основана на свободе воли.
Средневековая философия очень не скоро уступила место философии возрождения . Несмотря на её крайнюю нетерпимость к свободам человека и его желаниям, она не только укрепилась повсеместно (в том числе и за пределами европейского континента), но и доминировала на протяжении многих столетий.
Источник: studentuhelp.ru/