Статья добавлена 18 февраля 2012, в субботу, в 10:29. С того момента...
2738 |
просмотров |
0 | добавлений в избранное |
0 | комментариев |
Представлена в разделах:
Партия власти зачищает кандидатов в депутаты
Не так давно высшее руководство страны говорило о том, что неплохо бы расширить полномочия муниципальных депутатов. Но правды ради надо сказать, что подобные разговоры ведутся последние 10 лет.
Партия власти зачищает кандидатов в депутаты муниципальных собраний районов
Выборы, которые 4 марта пройдут в Москве, не заинтересовали мировое сообщество. Да и Россия к ним равнодушна. А предвыборная борьба между тем развернулась нешуточная — с судами, снятиями кандидатов, лоббированием интересов партии власти. Речь, конечно, идет не о выборах президента страны — всего лишь о депутатах муниципальных собраний Москвы. Однако показательно, что эти органы «низовой демократии» едва ли не впервые привлекли столько неравнодушных людей, желающих повлиять на жизнь в столице на уровне «своего двора, своего подъезда». Показательна и реакция властей: из 4800 кандидатов в муниципальные депутаты было снято с выборов 650 самовыдвиженцев.
Рисунок Алексея Меринова
Многие москвичи долго вообще не задумывались, кто такие эти муниципальные депутаты. Поэтому уместно дать небольшую справку. В каждом районе они избираются отдельно. Выдвиженцы образуют местное муниципальное собрание. Количество людей в разных собраниях может различаться, но в среднем их бывает около 10 человек.
Полномочия данного выборного органа от года к году только снижаются. Сейчас депутаты ведают вопросами физкультуры, спорта и досуга. Для примера — в Петербурге муниципалы еще контролируют благоустройство территории, что позволяет им значительно больше влиять на местную жизнь.
Особым бюджетом районное муниципальное собрание похвастаться не может. В его казну поступает 2% от НДФЛ жителей района. Депутаты, кстати, зарплату не получают, им выдается только месячный проездной на метро. Формально работа народных избранников сводится к тому, что раз в месяц проводится заседание муниципального собрания, встреча с горожанами и прием обращений граждан. Кроме того, депутаты могут утверждать и вносить поправки в бюджет.
Реально же люди ведут активную деятельность. Жильцы района часто жалуются им на те или иные проблемы. Депутаты могут от своего имени отправить официальные запросы. И властные органы, как правило, на подобные обращения реагируют активнее, чем на обычные сигналы от населения.
— Раньше кандидатов в муниципальное собрание можно было разделить на несколько типов, — говорит координатор Ассоциации муниципальных депутатов Петр Милосердов. — Это были меcтные коммунальщики, пенсионеры-активисты и немногочисленная прослойка карьеристов. У последних, как правило, ничего не получалось. Районное собрание — не лучшая стартовая площадка для покорения аппаратных вершин.
По словам эксперта, главная новация нынешних выборов заключается в том, что на них обратили внимание многочисленные активисты. Пожалуй, впервые горожане массово решили поучаствовать в работе муниципального собрания, благо сделать это не так сложно. Необходимо собрать примерно 50 подписей. Сдать в ТИК установленный комплект документов. А дальше ждать, как проголосуют люди.
— Я решил пойти на выборы по нескольким причинам, — говорит 28-летний кандидат в муниципальные депутаты района Печатники Максим Мотин. — Сейчас много говорят о том, как плохо в стране, о том, что нужно все менять. Но дальше разговоров дело не идет. Я же решил, что действительно хочу приложить руку к этим изменениям. Кроме того, выборы муниципальных депутатов — одна из немногих реальных возможностей заявить властям, что с нами нужно считаться.
По словам г-на Мотина, большая часть его жизни была связана со спортом. Сейчас он руководит компанией, занимающейся организацией футбольных матчей и выставок футбольной индустрии. Как следствие, в вопросах организации активного досуга может выступить знающим специалистом.
— В этом году в районе Печатники появилось несколько спортплощадок, — говорит он. — Качество их оставляет желать лучшего. Если же я в муниципальном собрании добьюсь установки хотя бы двух тренировочных площадок, но хороших, значит, все это затевалось не зря. Никакой личной материальной выгоды в этом нет.
Однако нынешние выборы муниципальных депутатов запомнятся и многочисленными бюрократическими препонами.
— Система местных выборов не отлажена, — говорит Мотин. — Постоянно встречаются какие-то неудобные требования. К примеру, кандидат должен открыть счет в отделении Сбербанка. Сделать это можно только в одном конкретном филиале. Мне, к примеру, чтобы доехать до указанного места и вернуться домой, приходится тратить больше часа. Для регистрации необходимо подать много разных документов. Нигде не указано, в какой форме это надо делать. На сайте ЦИК я вижу один образец, но в ТИК мне говорят, что они принимают другой. Приходится переделывать. Мне нигде не смогли сказать, надо ли заверять у нотариуса собранные подписи. Листовки можно печатать только в определенных типографиях. Агитматериалы запрещено распечатывать на своем домашнем принтере. Если же ни одна типография не изъявила желания поучаствовать в районных выборах, то кандидат вообще лишается возможности сделать себе листовки.
Один из основных механизмов, чтобы завернуть неудобную кандидатуру, — как раз претензии к форме предъявленных документов. По словам экспертов, особенно отличилась в этом избирательная комиссия района Лосиноостровский.
— Кандидат должен сдать в ТИК так называемый первый финансовый отчет, — говорит г-н Милосердов. — В избирательном кодексе Москвы сказано, что форма отчетности утверждается в районах самостоятельно. В 99,9% случаев образец брали из федерального закона. Но в этом году некоторые комиссии решили воспользоваться своим правом внести поправки. Документы нового образца могут отличаться от стандартных всего на одну строчку, но и этого хватает, чтобы отказать кандидату в регистрации. При этом по закону ТИК не обязан вывешивать у себя сообщения об изменениях.
Ну и самый распространенный способ снять человека с выборов — объявить часть подписей фальшивыми.
Так, 10 февраля в Никулинском суде (район Тропарево-Никулино) слушалось дело о признании недействительным регистрации ТИК семи кандидатов на выборы муниципальных депутатов. Заявителем выступила секретарь районной ячейки «Единой России» Елена Чертарыгина. Разбирательство продолжалось в течение 12 часов. Обвинение настаивало на том, что часть подписей, собранных кандидатами, ненастоящая. Это подтверждалось справкой, полученной из полиции. Согласно документу, якобы некоторые даты, проставленные около подписей, были написаны одной и той же рукой. По закону же всю информацию подписывающийся должен заполнять сам.
— О какой подделке подписей может идти речь? — говорит участница процесса Ирина Ганичева. — Я председатель домового ЖСК. Всех, кто расписывался для меня на бумаге, я знаю лично. В список же недостоверных голосов, к примеру, попали две мои подруги.
Кроме того, заинтересованные лица (те самые семь человек) обратили внимание на то, что полиция представила именно справку о проведенном исследовании. По закону же должно быть представлено заключение эксперта, оформленное определенным образом. Подобного документа не было. Примечательно, что почти у всех количество нарушений оказалось одинаковым — 21 неверная подпись.
Несколько раз кандидаты в муниципальное собрание обращались к судье Елене Кузнецовой с просьбой провести повторную графологическую экспертизу. Но всякий раз судья отказывала.
Казалось, что аргументы заявителя разбиты в пух и прах. И личное знакомство кандидатов с подписантами, и сомнительность справки из полиции свидетельствовали об этом. Даже прокурор объявил, что у заявителя нет достаточных правовых оснований для иска! В результате вдвойне неожиданным было решение судьи: отменить-таки постановление ТИК о регистрации семи человек. Кандидаты, конечно, подали апелляцию в городской суд и сейчас ждут его решения...
Примечательно, что все снятые кандидаты прожили и проработали в районе по несколько десятков лет. Те же, кого допустили на выборы, в основном неместные жители.
Зачем же власть идет на такие ухищрения, так старательно старается отстранить, казалось бы, бесправных муниципальных депутатов? Да потому, что они часто выступают в роли камешка в ботинке. Казалось бы, маленький, а очень мешает.
Как правило, члены муниципального совета хорошо представляют, что и как делается в районе. Жаловаться в управу — это совсем не то, что местным народным избранникам. В первом случае люди часто указывают чиновникам на их же плохую работу. Во втором — рассказывают о проблеме материально не заинтересованному лицу.
— Как-то раз я столкнулся с примером вопиющего воровства денег, — говорит г-н Милосердов. — Мне в руки попала смета литературно-художественного вечера в библиотеке. Управа Войковского района потратила на организацию 40-минутного выступления местного гитариста 150 тысяч рублей. Увы, пресечь все это не удалось, так как формально закон не нарушили. Был конкурс, претендент предложил такую сумму...
В другой раз 280 тысяч рублей управа того же района потратила на проведение трех небольших досуговых мероприятий, приуроченных к Масленице, 8 Марта и Дню Победы. Муниципальные депутаты опять же начали разбираться, но выяснилось, что все тоже сделано по закону.
Действительно, местные народные избранники мало что могут сделать. Но шум они поднять в состоянии. Привлечь общественное мнение, выявить негативные стороны работы властей, подмочить репутацию чиновников. Все это действует властям на нервы. По этой же причине префектуры и управы стараются как можно сильнее дистанцироваться от районных советов.
Не так давно высшее руководство страны говорило о том, что неплохо бы расширить полномочия муниципальных депутатов. Но правды ради надо сказать, что подобные разговоры ведутся последние 10 лет. Реально же у районных собраний права только отбирают. Вероятно, потому, что в эти низовые депутаты все еще могут пробиться неудобные властям люди.
Московский Комсомолец № 25869 от 15 февраля 2012 г
Источник: Депутат Солнцево