Статья добавлена 21 сентября 2011, в среду, в 12:13. С того момента...
1599 |
просмотров |
0 | добавлений в избранное |
0 | комментариев |
Представлена в разделах:
Проверяем сами госзаказ (торги, аукционы) - алгоритм
Разумеется, это не все встречающиеся нарушения и уловки недобросовестных госзаказчиков, но большинство из них.
Алгоритм проверки госзаказа
адрес госзакупок http://zakupki.gov.ru/
1. Выясняете что за заказ. Это написано на первой странице. Госзаказы бывают: торгами (конкурсы и аукционы), а также запросами котировок (просто запрос, сколько чего стоит). Сначала нужно убедиться что форма закупок - правильная.
Конкурс объявляется тогда, когда не должно быть аукциона (п. 4 ст. 10 94-ФЗ). Перечни товаров, работ, услуг, размещение заказов соответственно на поставки, выполнение, оказание которых осуществляется путем проведения аукциона, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Список закупок, которые осуществляются исключительно путем аукциона - Распоряжение Правительства РФ от 27 февраля 2008 г. N 236-р, а исключительно путем аукциона в электронной форме (электронного аукциона) - Распоряжение Правительства РФ от 17 декабря 2009 г. N 1996-р.
Сложные товары, услуги, то есть такие товары, для которых не существует сложившегося рынка, обычно закупаются по конкурсам.
Если цена контракта не превышает 500 000 рублей - заказ размещается в форме запроса котировок (то есть просто заказчик спрашивает цену и выбирает меньшую цену). Обычно, в запросах котировок нет ничего интересного, поэтому их можно не смотреть:)
2. Смотрите на сайте госзакупок в документах, опубликованы ли Разъяснения к документации. Если закупка или документация вызывает вопросы у обычного поставщика/подрядчика, то очень вероятно, что вопрос заказчику уже задан и заказчик уже начал изворачиваться, то есть писать разъяснения. То есть чаще всего в разъяснениях указаны слабые места коррупционной закупки. Это простой способ быстро найти коррупциогенный фактор в документации. Но способ не всегда работает.
3. Читаете техническое задание и приложения к нему. Просто читаете и пытаетесь понять. Если по прочтении вы можете подробно и в деталях представить себе результат работы, которую требует выполнить заказчик и хорошо представляете себе КАК эту работу нужно выполнить, куда идти, кого нанять, какую технику использовать, как выглядит предмет конкурса, то есть подробно всё представляете - тогда предмет конкурса определен. Если по прочтении остались вопросы - значит, предмет конкурса не определен и это нарушение п. 2 ст. 22 94-ФЗ (для конкурсов, или нарушение п. 2 ст. 34 94-ФЗ (для аукциона), или нарушение п. 2 ст. 34 и п. 1 ст. 41.6 94-ФЗ (для электронного аукциона).
Но тут нужно иметь в виду, что слишком подробное описание предмета торгов означает (особенно, если закупается товар), что заказчик определился не только с предметом, но и с победителем (так бывает чаще всего). Поэтому указание параметров до миллиметра - также ограничивает конкуренцию, так как, по условиям таких торгов, можно приобрести только один товар (и, как правило, только у одного поставщика/изготовителя).
В общем, слишком подробное указание параметров товара, работы, услуги, в случае, если изменение таких параметров никак не повлияет на результат или на функциональность предмета торгов или результат работы или услуги - нарушение п. 3 ст. 17 и ч. 2 п. 1 ст. 17 ФЗ № 135 "О защите конкуренции" и п. 3 ст. 22 ФЗ № 94.
Документация не должна содержать указание на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников. Документация может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставка которых не является предметом контракта. Если указываются иностранные товары, должен быть указан их российский аналог. Вообще, все вышеуказанные вещи можно указывать только с оговоркой "или эквивалент".
4. Читаете всю документацию, ищете требования к участникам торгов. В любой форме, даже завуалированные требования. В конкурсах они обычно находятся в информационной карте конкурса, в аукционах - по разному.
К участникам обычно предъявляются вот эти требования. Обычно они просто переписываются в документацию. Но в самой документации еще могут быть скрыты дополнительные требования - обычно в списке документов, которые участник должен предоставить в составе заявки на торги. Как правило это какие-нибудь сертификаты, свидетельства, или требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы, а также требования к его деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов (допускается только если заказ на строительство или ремонт и цена контракта более 50 млн). Если заказ для нужд безопасности государства и обороны, Правительство установило дополнительные требования к участнику и такие требования разрешены.
Все требования, сверх тех, которые установлены законом, в том числе завуалированные, скрытые - это нарушение п. 2.1. ст 22 (для конкурсов), п. 2.1. ст. 34 (для аукционов), п. 2.1. ст. 34 и п. 1 ст. 41.6 94-ФЗ (для электронного аукциона).
5. Этот пункт читайте, если вам захочется поиграть в детектива:) А так вообще необязательно
Если уверены, что конкурс коррупционный, но не можете найти, под какую организацию сделан конкурс, можно сделать следующее.
а) Скачать все документы и в свойствах файла посмотреть в какой организации файл изготовлен и кем. Будете смеяться, но это часто работает.
б) скопировать описание работы или ключевые фразы из технического задания или сертификаты и свидетельства, которые требует заказчик и вбить их в Гугл. Очень вероятно, что на первой же странице увидите сайт организации, под которую писался конкурс.
в) Если заказчик малоизвестен и сайта у него нет, единственный способ его найти - вбить в Гугл название конкурса и поискать в результатах аналогичную закупку, аналогичный конкурс и посмотреть там, кто его выиграл.
Да, способы не обеспечивают 100% нахождение аффилированного юрлица, но уж что есть - даю.
Если найдете предполагаемого победителя, легко установить связь между ним и заказчиком (и найти основания для возбуждения уголовного или административного дела по сговору или устранению конкуренции). Учредители фирм, адреса регистрации фирм. Минимум информации о фирме по ее названию можно узнать на сайте налоговой - http://egrul.nalog.ru/
Это бесплатно.
6. Цена контракта. Ну, это кропотливая работа - или для очень терпеливых, или для тех, кто понимает в сфере предмета торгов (экспертов). Всё просто - нужно сравнить цену госконтракта с рыночной. Если цена завышена - очевидно, что торги распильные. В соответствии с недавними изменениями в ФЗ №94 (ст. 19.1 ФЗ №94), госзаказчик ОБЯЗАН обосновать цену. Если цена не обоснована - это нарушение закона, хоть и не очень существенное, конкурс в ФАС не отменят. Документ-обоснование цены также нужно прочитать очень внимательно.
7. Напоследок, неофициальные признаки (то есть это не всегда нарушения закона а признаки, что то-то "нечисто") того, что торги коррупционны (не всегда эти признаки работают, в 50% случаев):
- текст конкурсной или иной документации представлен в виде изображений, а не текстового файла. Это сильно затрудняет поиск по документации.
- сроки исполнения работ чрезвычайно малы (в случае, если понятно, ЧТО нужно делать по конкурсу).
- очень жесткие условия контракта (настолько, что никто не захочет так работать). Это может быть сделано для того, чтобы объявить конкурс несостоявшимся и осуществить заказ у кого захочется (закон это допускает).
- объединение в одном лоте работ, не связанных друг с другом, таких, которые без труда можно было бы закупать раздельно (например, создание сайта и работы по строительству, зажигалки и шапки, мухи и котлеты).
И особенное внимание на:
- частое (даже просто неоднократное) внесение изменений в конкурсную документацию. Особенно ближе к окончанию срока приема заявок. Тут нужно смотреть, что именно меняется и когда. Но представьте - например, обеспечение заявки 20 миллионов, до окончания срока подачи заявок 3 дня, вы внесли деньги и вдруг заказчик меняет реквизиты зачисления денег (например, в связи с технической ошибкой). Деньги отправлены, вы быстро их не вернете, а где взять еще 20 миллионов? Или заказчик меняет технические характеристики товара на другой ГОСТ. Или меняет так, что требуется получение специального документа, который быстро не получить. И так далее. Много способов. Предмет контракта изменять запрещено законом.
Разумеется, это не все встречающиеся нарушения и уловки недобросовестных госзаказчиков, но большинство из них.
Вывод: нужно просто внимательно читать документацию и стараться понять, ограничивает ли госзаказчик число участников торгов, старается ли он это сделать.
Источник: Примеры госзаказов: