Статья добавлена 25 сентября 2009, в пятницу, в 18:23. С того момента...
1637 |
просмотров |
0 | добавлений в избранное |
0 | комментариев |
Представлена в разделах:
Нас возвышающий обман?
В истории Великой отечественной войны еще немало тайн. Нет, рядовые умирали честно и открыто, но вот некоторые штабные решения...
Мало, вокруг какого эпизода Великой отечественной войны, нагромоздилось столько заблуждений и прямого вранья, как вокруг штурма Кенигсберга (ныне - Калининград) и завершения Восточно-Прусской операции. И чем дальше от нас дни войны, тем более безоглядно резвятся историки и журналисты. Например, солидное НТВ недавно обнаружило, что наступать советским войскам жутко мешало бездорожье. Это в Восточной Пруссии-то, где даже к отдельно стоящему кордону лесника, не говоря о каждом фольварке, обязательно подходила мощеная дорога!
По сообщению другого телеканала, наше продвижение сильно затруднялось тем, что советские войска не имели преимущества в артиллерии! Перевес в 2,6 раза (почти три пушки против одной) преимуществом, видимо, не считается.
Третий журналист описывает, как на улицах Кенигсберга шли бои, а под землей с конвейеров подземных заводов спархивали танки и самолеты. Хорошо хоть не подводные лодки - прямым ходом в Шлосс- и Обер-Тайх (Верхнее и Нижнее городские озера). Ну, и так далее...
Конечно, все это можно списать на общую безграмотность нашей современной журналистики или пробелы в образовании отдельных корреспондентов и их редакторов, однако...
Как-то одна из газет опубликовала «Письма с фронта», где есть такой эпизод из битвы за Восточную Пруссию: гражданское население (женщины, дети, старики), пытаясь уйти от наступающих советских войск, напрочь забило дороги. «Наши танки вынуждены были проутюжить эти дороги. Валяются убитыми и млад и стар. И как приятно смотреть на это!» Жуткая, если вдуматься, фраза - но из песни слова не выкинешь: было!
Кстати, этот факт упоминала и советская пропаганда - но из гуманизма обвинила в происшедшем немецких танкистов...
Советские солдаты знали, что перед ними - логово, у них был приказ на штурм, и они выполнили свой долг! Многие - ценою жизни. Кто не склонит голову перед их памятью?
Совсем иное дело - те, которые отдавали приказ о штурме! Если он был вызван суровой военной необходимостью - что же: война есть война, на ней убивают, взрывают, жгут. Но если он был обусловлен совсем иными, политическими соображениями? И тем более, если за приказом стояло желание продвинуться в чинах, стать поближе к ордену Победы и к трибуне на мавзолее?
Короче, стоило ли брать столицу Восточной Пруссии штурмом, стоило ли в конце войны терять десятки, если не сотни тысяч молодых жизней? Обоснования у того штурма существуют разные. Например, то, что Третьему Белорусскому фронту, нельзя было повернуть к Берлину, поскольку тогда в тылу советских войск оставалась бы мощная крепость и серьезная вражеская группировка.
Действительно: сто тридцать тысяч солдат гарнизона - это немало! Но это были войска крепостного (большей частью) базирования: их артиллерия (особенно тяжелая) была привязана к стационарным позициям - бункерам, капонирам, бастионам. Запасы продовольствия рассчитывались на хранение в холодильниках и погребах и не предназначались для длительных перевозок, а у солдат в фортах почти не было машин и бронетранспортеров. К тому же запасы топлива для них подходили к концу, а подвоз перекрыли советские войска. Во-вторых, немалая часть гарнизона состояла из фольксштурма: людей от 14 до 70 лет, рядовых необученных. В обороне еще туда-сюда, а на прорыв да на марш-броски они способны не были. Ну, и в-третьих: немцам противостояли войска, превосходящие их по самолетам в 3,5 тысячи раз, по танкам - в 30 раз!
Неужели кто-то всерьез считает, что гарнизон Кенигсберга был реальной угрозой флангам 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов? Да при таком соотношении сил, только сумасшедший высунется из укрытия! А комендант города генерал фон Ляш им не был. Военным преступником - был, а сумасшедшим - нет.
С другой стороны, и в крепости немцы отсиживаться не могли: в Кенигсберге выдавали по 350 граммов эрзац-хлеба в день, водоснабжение было нарушено, электричество отсутствовало. Под развалинами - десятки тысяч трупов. И наступали теплые дни! Ну, и какой у них был выход - кроме капитуляции?
А теперь посмотрим с третьей стороны... Уже прошли и Тегеранская, и Ялтинская встречи. Уже весь мир знал, что часть Восточной Пруссии с Кенигсбергом навечно передается СССР. Это был наш, советский город, предназначенный для наших, советских людей - зачем было уничтожать собственное добро? Ведь над Кенигсбергом висело три с половиной тысячи самолетов - и длилось это восемьдесят часов. Да плюс беспрерывная артподготовка - из всех видов артиллерии, включая и сверхтяжелые орудия резерва Главного командования.
Говорят, надо было скорей кончать войну, чтобы «вернуть в народное хозяйство сотни тысяч рабочих рук». А знаете, сколько погибло этих самых рабочих рук за два дня штурма? Достоверно неизвестно, но можно посчитать: потери при наступлении - три к одному. Это - в поле, при штурме крепости - минимум вдвое больше. Из ста тридцати тысяч гарнизона в плен попало около семидесяти, то есть немецкие потери - шестьдесят тысяч солдат. Умножаем хотя бы на пять... Ничего себе вернули в народное хозяйство!
Впрочем, согласитесь: крепость, взятая штурмом - это гораздо величественнее, чем просто сдавшийся город! Со всеми, вытекающими из этого факта, последствиями для высшего командования...
Сергей Гамов