Статья добавлена 6 сентября 2009, в воскресенье, в 23:46. С того момента...
1245 |
просмотров |
0 | добавлений в избранное |
0 | комментариев |
Представлена в разделах:
Открытое письмо Президенту РФ 2
Что такое "корпоративная солидарность" и как закон порождает коррупцию - взгляд на законодателей из провинции
4
Среди прочих юридических документов, на основании которых действуют наши суды, есть по крайней мере два, рассчитанных либо на святых, либо на блокирование любых попыток бороться с коррупцией. Это закон «О статусе судей» и Гражданский процессуальный кодекс.
Согласно первому, судья при осуществлении правосудия неподотчетен никому, а значит, может творить хоть добро, хоть зло, не опасаясь воздаяния.
Согласно второму, судья волен отвести любого свидетеля и любое свидетельство, которое ему не нравится, сколь бы истинными они ни были, и опять-таки будет не обязан объяснять причины своего решения.
А вот сами судящиеся не смогут отвести судью, даже если твердо знают, что он подкуплен или просто пристрастен, ибо вопрос об отводе судьи решает сам судья. Каковы шансы у человека выиграть дело, если против него - Его нечестная Честь? Каково доверие народа к власти, которая выстраивает подобную систему? И что обычно случается, когда народ все больше и больше власти не верит?
Дмитрий Анатольевич! Я - провинциальный журналист в одной из самых маленьких областей страны. Но у меня на столе - десятки писем от людей, столкнувшихся с нашими судами.
Судья с серьезнейшими нарушениями процедуры выселяет на улицу старушку-ветерана с дочкой. У нас, кажется, есть нацпрограмма «Жилье»?
Другой судья - и тоже с вопиющими нарушениями закона - выселяет на улицу мать троих детей (один - грудной). А программа «Рождаемость» у нас есть?
Процветающее фермерское хозяйство в одночасье решением районного суда растаскивается и разворовывается. Это - к вопросу о нацпрограмме «Развитие АПК». Облсуд дважды отменяет решение райсуда, прокуратура протестует, но... Смотри закон «О статусе судей».
Впрочем, о чем это я? Могу себе представить, сколько таких историй знают работники Ваших структур, господин Президент.
- Но позвольте! - возопят хором судьи разнообразных инстанций. - Да у нас каждый законодательный акт в первую очередь обязывает судью быть белым, пушистым и святым во миру! -
Кто бы спорил... Беда в том, что единственное, на что способно огромное государство, - это униженно упрашивать своих судей быть слегка честными и откровенно подкупать их с той же целью. Других реальных средств заставить судей судить праведно (учитывая конституционную несменяемость Их Честей) у власти и общества нет.
5- И снова врете, господин журналист! - откликнутся судьи. - Есть же квалификационные коллегии, способные приостанавливать и даже прекращать полномочия судей в случае нарушения ими судейской этики. Вы что - не знали?
Знал. Равно как и то, что у нас нейтральное выражение «корпоративная солидарность» читается как «малина своих не выдает». Только один пример, господин Президент. У нас в Калининграде общественные организации, объединяющие людей, обобранных и оболганных судами, насчитывают сотни человек. Но за годы работы в СМИ я ни разу не слышал о каких-либо действиях калининградской квалификационной коллегии и никогда не видел ее председателя госпожу Олифер.
Не удивлюсь, если в других регионах происходит то же самое.
Наша газета не один раз пыталась заставить главного областного судью, господина Фалеева, ответить на некоторые вопросы, но он не желает и ничего поделать нельзя, поскольку Верховный суд, вопреки закону, облсудью поддерживает. Вы, господин Президент, не раз говорили о роли СМИ в борьбе с коррупцией - вот, что делается с этой ролью в реальности.
Это - тупик, Дмитрий Анатольевич! Ибо ни перед кем другим, кроме, может быть Вас, судьи принципиально ни за что не отвечают. Разве что, когда они вступают в преступный сговор и тогда ответственны перед подельщиками...
Все это ставит под сомнение и национальные проекты, и борьбу с коррупцией в целом. Но...
Говорят, в России нет забора без дырки. Закон устанавливает, что судьи никому не подотчетны и не обязаны ничего объяснять только в процессе деятельности по осуществлению правосудия. Но квалификационные коллегии таковой не занимаются! А значит, их можно законодательно вывести из тени и вполне демократически заставить работать, не нарушая ни Конституции, ни действующих законов.
Так почему бы не обязать эти коллегии откликаться на запросы общественных палат и СМИ, например, или даже регулярно и публично отчитываться перед общественностью за свою деятельность? Реально, а не теоретически, как сейчас, и не под угрозой, а под неотвратимостью наказания.
Я Вас уверяю, господин Президент, что вопросы к этим коллегиям будут такие, что ответить на них, прикрывая неправедных судей, будет просто невозможно - под угрозой немедленно оказаться в лапах психиаторов.
И тогда оным коллегиям придется что-то делать с неправедными судьями, а не стоять, как сейчас, на стреме, прикидываясь ветошью.
Наивно? Возможно. Но зато станет не так противно жить. Очень уж жалко тех бесправных и беззащитных людей, над которыми порой так откровенно издевается наше правосудие.
Да и Вам, Дмитрий Анатольевич, помочь хочется - ибо надежда все еще не умирает. Не должна умереть!
С искренним уважением
Сергей Гамов
областная газета «Тридевятый регион»,
г. Калининград