Статья добавлена 16 ноября 2008, в воскресенье, в 16:15. С того момента...
2400 |
просмотров |
0 | добавлений в избранное |
2 | комментария |
Представлена в разделах:
Религия и религиозность
Религии противостоит не атеизм, а религиозность
Вопрос о религии, как правило, один из наиболее болезненно
воспринимаемых. И в силу того, что сплошь и рядом под именем религии
выступает нечто другое, к примеру, вера или убежденность, интересы
церкви или конфессий. И в силу того, что изначальный смысл этого
термина был основательно забыт. Первоначальное значение слова религия
восходит к латинскому глаголу, означающему "соединяю" (сравните с
индийским термином "йога", точь-в-точь совпадающим по значению). Что же
и с чем же соединяет человек? Напрашивающийся ответ, его самого - с
Богом, с Высшими силами. И этот ответ неправильный. Человека никто от
Бога, Высших сил, Космоса никто и никогда не отъединял. Это попросту не
возможно. Бог если угодно, есть Все, Везде и Всегда. Никто и ничто не
может отпасть от него по собственной воле, никто и ничто не может быть
отлучено от Него волею чужой. Даже те, кто богохульствует и нарушает
все мыслимые и немыслимые нормы и заветы все равно остается внутри его,
является частью его, выполняет его волю.
Нюансы понимания термина
религия лишь на первый взгляд кажутся несущественным. Даже незаурядные
умы, люди с научными степенями и званиями склонны здесь впадать в
ошибку. Скажем, обыкновение противопоставлять религию и науку - весьма
частое заблуждение. Наука и религия не противостоят друг другу!
В онтологическом плане религия противостоит философии, ниже мы объясним
почему. Видимая же война и ее вошедшие в историю герои, такие как
Джордано Бруно и Галилео Галилей, это не конфликт науки и религии, а
конфликт консерватизма, тупости, разжиревшего невежества с дерзостью,
поиском, новаторством. Как только мы сталкиваем религию и науку, мы
закладываем в основание всех последующих рассуждений неверный камень.
Чем дальше мы идем в этом случае по тропке заключений, тем дальше мы
оказываемся от истины в итоге.
Теперь на пальцах. Онтологическое противостояние, дихотомия, заключается в следующем:
Философия - восприятие обработка, сортировка импульсов,
поступающих в мозг и ум единичного субъекта (движения снаружи вовнутрь
биокомпьютера), а
Религия - объединение, конструирование из этих данных неких
цельностей и условной единой цельности, которую принято именовать
реальностью (движения из нутрии наружу).
Если грубо, философия есть
то, что мы воспринимаем, религия есть то, что мы в этом пространстве
создаем. Третий "кит" культуры - искусство есть то, чем и как эти
единичные субъекты обмениваются между собой. Наука, при таком подходе,
противостоит искусству, поскольку занимается сбором и анализом данных,
полученных от разных объектов. (В терминах движения: искусство - от
себя к другим, наука - от других к себе.)
Поскольку термин религия был основательно искажен, преднамеренно
перевран, сегодня допустимо говорить о религии внешней (вере, церквях,
как социальных институтах) и религии внутренней, то есть религиозности.
Религиозность, таким образом, не имеет ничего общего с хождением в
церковь, обслюнявливанием икон, распеванием мантр, соблюдением постов,
прочими ритуалами, атрибутами и сопутствующими им поступками
индивидуума. Все это - лишь исполнение некой социальной роли. Служители
церкви разыгрывают свою роль, паства - свою, в итоге - грандиозное шоу.
Все довольны. Вот отправился в церковь Борис Николаевич Ельцин, и вся
свита подалась за ним, а каждый из окружения его даже еще и пытался,
старательно пытался продемонстрировать собственное рвение. Оскудевшие к
тому времени каналы новостей (в связи с появлением негласной цензуры)
вновь получили пищу для всенародной жвачки.
Значит, - сделает вывод какой-нибудь читатель-торопыга, - все церкви,
храмы, соборы нужны лишь для возвеличивания самих культов, к человеку
они отношения не имеют. - Вовсе нет, - ответим мы.- Храмы, соборы,
ритуалы, музыка, гимны и т.д. создавались в первую очередь для того,
чтобы активизировать в прихожанине возвышенные чувства. Обычно центры,
ведающие этим настроем, в человеке еле теплятся. Задавлены бытовухой.
Но без такого возвышенного - молитвенного настроя прорыв к просветлению
чаще всего невозможен. Если подступиться к храмам, соборам, гимнам,
хоралам с линейкой и другим измерительным прибором, выяснится вдруг,
что все пропорции в этих творениях подчинены математическим законам.
Соотношения длин и высот зданий, ширины их фасадов, деталей интерьеров,
внутренних и внешних, - все подчинено алгебре. Всюду угадывается
математическая гармония, повсеместно мы находим наиболее значимые
математические константы - фи, пи, е.
В таком подходе к человеку, в желании вывести его на другой, более
высокий уровень мудрецы Востока и Запада ничем не различаются в
подходах. Откройте "Йога-сутры" Патанджали, индийского Учителя VIII
века, и вы найдете термин "пратьятхара". Это состояние - одна из восьми
ступеней для достижения сослияния с Абсолютом, состояния самадхи. Это
состояние пратьятхара характеризуется молитвенным, возвышенным
настроем, видении во всем вокруг проявление божественного (руки
Провидения, руки Божьей, самого Бога). Даже в самых незначительных или
неприятных нам вещах.
Притча в тему:
Как-то Иисус проходил с учениками мимо смердящего трупа собаки. Ученики, занятые разговорами о Возвышенном, что их ждет, сделали вид, будто ничего на пути нет. А Иисус остановился над трупом и сказал: "Посмотрите, какие у нее великолепные зубы!"
* * *
Запад стремился к тому же,к чему и Восток,пытаясь закрепить Знание в конструкциях ритуалов, соборов, музыки.
В терминах вихре-волновой теории можно сказать, что Запад, с его
доминантой - центростремительным движением, старается все закрепить в
формах, отсюда его гигантомания (яркий пример - книга рекордов Гиннеса,
или Эмпайр Стэйт Билдинг в Нью-Йорке) и страх перед смертью (Великой
разрушительницей форм). На Востоке приоритет отдается центробежным
силам, в чем причина экспансионистской политики многих государств (при
этом экспансия может иметь как явный характер политика Китая, Японии,
ближневосточный терроризм, или скрытый - расселение азиатов по всему
миру, образование диаспор и т.д.). Все это явно отражается в
коммуникативной форме, в способах передачи информации, т.е. в искусстве.
Обычный человек считает, что уж музыка и стихи-то к математике ну явно
никакого отношения не имеет. Они-де рождаются по наитию. И тут же
оказываются "в луже": ну кто из вас в свои в 17-20 не кропал стишки про
кровь-любовь-морковь. Стихийных самопальных музыкантов появляется много
меньше, но тоже хватает. И в девяти случаях из десяти получается дерьмо.
А как же Beatles, Rolling Stones и другие коллективы,- спросите вы,- а
как же Моцарт, неужели он в пеленках учил математику? Конечно, нет,-
ответим,- но всегда рождались гении, в которых свыше было вложено
чувство гармонии, математической соотнесенности элементов. Такие как
Моцарт, Сократ, который был первоначально камнерезом, Леонардо да Винчи
и другие. А если говорить о четверке из Ливерпуля, то они, и еще
несколько - по пальцам посчитать - музыкальных коллективов, произвели
на свет нечто значимое, выразили дух времени, социальное настроение и
общественный настрой. Десятки и сотни тысяч других что-то там лабают,
горланят, куролесят по сцене, орут под "фанеру" и т.д., чтобы обобрать
толпы поклонников. Несколько человек старательно "раскручивают" этих
"звезд" в средствах массовой информации, от полутора до пяти десятков
мастеров разного рода эффектов подготавливают шоу, а затем - само
действо. Коллективный гипноз, совместный психологический онанизм,
массовая истерия. Где рассчитано все: громкость звука, ритм вспышек
света, последовательность подачи актеров или их "произведений",
размещение зрителей и т.д. Простите, но к искусству все это отношения
не имеет. К патологической психологии, к массовому зомбированию, к
гипнозу - да. Понятно, что информационная нагрузка песен здесь должна
быть близка к нулю, поскольку интеллект толпы определяется Законом
наименьшего среднего. (Так коллективный разум сборища тупиц будет чуть
выше IQ самого тупого.)
И не стоило бы уделять этому внимания, если бы подобные явления,
во-первых, не приобрели характер пандемии, всемирного заболевания, а
во-вторых, если бы не несли явные черты религии. Повторимся, религия -
способ описания (конструирования, пресотворения) окружающего мира.
Сегодня на вопрос: "Во что вы верите?", вы услышите самые разные
ответы: "В Будду, в Иисуса, в Элвиса Пресли, Мадонну, Сатану,
Чикотилло, мир во всем мире…" Остается только разводить руками…
Здесь кстати, мы использовали еще один важный для нас термин - верить.
Теперь-то, наконец, мы вправе расставить все на свои места. Есть
триада: религия, вера и религиозность.
Религия - есть социальный институт, который противостоит паре
"вера-религиозность". Как государство противостоит каждому из нас,
поскольку является аппаратом насилия и подавления, в чем я на 100%
согласен с В.И.Лениным.
Вера и религиозность образуют дуальность, имеют противоположные знаки,
различаются характером проявления (движения). Религиозность - это та
карта реальности, которую вы создаете внутри себя, а вера - это то, что
вы делаете вовне (говорите, пишите, молитесь, деретесь), сообразуясь с
этой картой. Можно сказать, что вектор от религии к вере-религиозности
образует вертикаль, а противостояние веры - религиозности есть
горизонталь вашей карты.
Может показаться, будто я, как Моська на слона, набрасываюсь на
православие, ислам или какую-нибудь другую религию. Ничуть не бывало.
Мне попросту нет дела до человеческих заблуждений! Я двумя руками за
религию, которая поворачивает человека вовнутрь его самого. Суфизм в
исламе, Тантру, хоть буддистского, хоть индийского толка, йогу, те
формы христианства, которые действительно выводят человека на другой
уровень восприятия. Прочие социальные институты - грабительские
организации, по своей сути, - меня не задевают. Какое мне дело до того,
сколько раз появлялся наш батюшка в кожвендиспансере с
деланно-смиренным: "Опять бес попутал…"?? Или во сколько тысяч долларов
обходятся нищим прихожанам оборудование и содержание архиепископских
покоев??
Верить - не веря, быть религиозным, не подпадая ни под одну из религий,
- пожалуй, так я сформулировал бы собственный символ веры. Жаль, что
Сиддхартха еще две тысячи шестьсот лет назад ляпнул: "Станьте светочем для себя", а то бы я написал эти слова жирными буквами и считал после этого, что недаром прожил жизнь…
Станьте светочами для себя
Притча
Один молодой человек, будучи наслышан о святых, мудрецах, Учителях,
решил обязательно найти своего учителя и собственный Путь. Жили они
вдвоем с матерью, тихой и терпеливой женщиной, которая не стала
возражать сыну. Собрала все необходимое в дорогу и благословила. Долго
этот молодой человек переходил из города в город, из страны в страну.
Встречался со многими учителями, но они чаще всего оказывались
заурядными обманщиками. Он уже устал и изверился, как вдруг прослышал,
что на самом юге Индии живет святой, который поможет ему всенепременно.
Долго добирался он до святого, а когда пришел, оказалось, что Учитель
при смерти. Искатель все-таки протиснулся к ложу святого, и задавал
сокровенный вопрос: "Где мне найти своего Учителя?" Святой улыбнулся и
сказал еле слышно: "Когда встретишь человека в одной туфле и
завернутого небрежно в рваное одеяло - это и есть твой Учитель…"
Молодой человек отправился дальше. Но годы проходили, и никто не
соответствовал этому описанию. От былого жара и рвения искателя не
осталось и следа. В конце концов он махнул на все рукой и отправился в
единственное место, где его ждали - домой. Обратная дорога заняла
немногим меньше времени, чем его поиски. Но однажды он так-таки
оказался близ фанзы своей матери. Солнце уже давно село за горизонт, а
наш искатель едва держался на ногах. Он постучался. "Уже бегу, сынок,"
- услышал он из-за двери. Дверь распахнулась, и он увидел мать, которая
второпях успела лишь накинуть одну туфлю и наскоро завернуться в драное
одеяло.
Источник: Школа дураков
Ответов пока нет.
Хотелось бы узнать оригинальные определения автором, что есть наука, знание и информация. Валерий Ушаков
Хороший вопрос. В таком виде я его не ставил перед собой. Попробую ответить, не претендуя на оригинальность определений. Хотя сразу следует оговориться, что автор вопроса не уточнил термины, а потому, вероятно, не будет удовлетворен моими ответами. Действительно, каждый из терминов – многозначный, и значение зависит от контекста. Под наукой мы можем понимать
как некую дисциплину, которая использует ум для познания окружающего мира,
как свод постулатов и аксиом, позволяющих нам выживать в окружающем мире и совершенствовать те или иные приспособления для выживания,
как сборище ученых и академий – своего рода анклав внутри общества, нередко проводящее политику собственного изоляционизма,
и т.д.
Возьмем общее.
Наука – спекулятивная дисциплина описания мира. Спекулятивная – не в смысле, что ученые прибегают к спекуляциям (хотя и это встречается на каждом шагу), а в смысле – что она есть творение ума и несет все его «грехи»: стремится к линейной упорядоченности (только такого рода упорядоченность делает события предсказуемыми, а следовательно – ожидаемыми; заявляет о повторяемости событий и наблюдений при соблюдении равных исходных условий и т.д. Только с появлением квантовой физики (да и то – через пятьдесят с лишним лет, минимум) методы научного познания были подвергнуты анализу и критике, и сделаны первые попытки создания новой методологии науки. В частности, были предприняты попытки распространить принципы неопределенности на те сферы, где еще вчера все казалось ясным. Четким и однозначным.
Другими словами это нечто оперирующее умопостигаемым и апелирующее к умопостигаемому. И все бы славно, но возникает новая проблема: что такое «ум» и каким образом он «постигает»?
Это дисциплина (прямое значение слова «дисциплина» - обучение, ученичество) – потому что использует методы прямой передачи накопленных сведений (NB! сведений, не знаний) и в устоявшихся сферах справляется со своей задачей неплохо, а порой даже сверх меры.
Для дураков наука это поле для игры, где можно славно размять мозги. Где можно погонять футбол двухпудовой гирей, приняв за аксиому условие: засчитываются только голы, забитые головой! Где можно в течение нескольких часов пялится на собственный пупок и обнаружить-таки кота Шрёдингера! Или где можно завалиться просто на траву и созерцать плывущие по небу облака, повторяя слова, выгравированные на кольце некоего царя мудрецом: «и это пройдет».
Знание (но не знания!) – это все. Все вокруг вас и внутри является Знанием (заметьте, не несет в себе, а является!) Другими словами, природа Вселенной ментальна и все вокруг есть мысль. Можно проиллюстрировать это так: все вокруг нас – это наложения стоячих волн, которые модулируются другими волнами. Эти наложения образуют наш феноменальный мир.
Информация – это локализованный во времени и пространстве блок знаний (нотабене! не Знания!), имеющий материального носителя (форму восприятия и форму отображения). Природа носителя может быть разной: от грубой – человек, книга, стена внутри пирамиды Хеопса, до тонкой – чистая мысль, как пучок волн, и до сверхтонкой – у меня нет определений для этого вида энергии, с которым соприкасаются лишь отдельные мистики лишь в отдельные моменты истории и лишь на краткие мгновения. Результаты получения такой информации – всегда веха в истории, поскольку знаменует собой появление новой религии (например, ислама), новой философской доктрины (например, экзистенциализма), технического достижения (например, генератор энергии Никола Теслы)
Ну вот так, если кратко, и не очень внятно (я и сам неудовлетворен определениями, и мне хочется дополнять и дополнять их, но для этого потребуется много больше времени, а итогом станут трактаты; оно бы можно было и трактаты написать, но мне иногда кушать надо).
Хотелось бы узнать оригинальные определения автором, что есть наука, знание и информация.
Валерий Ушаков