Статья добавлена 16 февраля 2008, в субботу, в 23:20. С того момента...
2848 |
просмотров |
0 | добавлений в избранное |
0 | комментариев |
Представлена в разделах:
Автор рекомендует:
Рекламные ссылки:
Ох уж эти школьные годы...
Есть у меня одна особенность. Я склонен к рефлексии. Так вот, довольно часто я анализирую свое поведения и стереотипы и пытаюсь разобраться, что повлияло на меня при принятии того или иного решения.
Чаще всего подобные размышления возникают у меня тогда, когда я
сталкиваюсь с какими-либо проблемами (в частности, связанными с работой
или самоорганизацией).
Довольно часто в этих самых
размышлениях я возвращаюсь к школьным годам. Мне кажется, что именно в
этот период формируются стереотипы и модели поведения, которые в
будущем влияют на нашу деятельность. Причем, многие из них –
неблагоприятно. Для себя, я смог определить следующие проблемы, которые
мешают нам быть эффективнее:
1. Отсутствие командной работы
Школа
не прививает навыков командной работы. Выступил организатором
коллективного разума – получи неуд (а как же брэйн шторминг?). Таким
образом, как мне кажется, школа воспитывает одиночек. В реальной же
жизни и в работе, коммуникации крайне важны. При условии разделения
труда без сторонних консультаций ну никак не обойтись. Особенно в ИТ.
Даже по-другому, трудно себе представить эффективную работу ИТ -
компании, не использующей чужие наработки и опыт.
2. Специализация
В
принципе, этот пункт связан с предыдущим. Специализация в школе
практически отсутствует. Насколько я помню, отношение к ученику, у
которого по всем предметам четверки, было значительно лучше, нежели к
учащемуся у которого по 3-4м предметам 5, а по остальным - 3-2. Всех
под одну гребенку, и не важно, что при этом может быть загублен талант.
Да,
вопрос спорный. Есть школы и классы со специализацией, но не всем
посчастливилось в них попасть. Второй вопрос – необходимость
всестороннего развития. Что бывает, если им пренебречь – уже давно
можно созерцать на ютубе (но это, мне кажется, уже крайности).
3. Ограничение по времени
У
всех - свои особенности. Разные люди работают эффективно в разное время
– есть совы, есть жаворонки. Для школы эта грань стирается. Учишься?
Будь добр, прейди в 8 часов – уйди в 15. Результат? Проблемы с
успеваемостью.
Я знаю предостаточно людей, которые могут
эффективно работать только во второй половине дня (а лучше ночью). Они
ушли с постоянной работы на фриланс и, в общем-то, довольны жизнью и
чувствуют себя более чем комфортно. Что бы сказали в школе? Правильно –
лентяй и соня.
4. Давление авторитета
Насколько
я помню, навязывание мнение преподавателя - абсолютно нормальная
практика в школе. Очевидно, что она отбивает всякое желание думать и
вырабатывать свою точку зрения. Сколько раз я встречался с людьми,
которые боятся высказать свое мнение начальству. Даже в случае, когда
им известна проблема и методы ее решения. Боссу то виднее… Либо другая
ситуация, когда есть проблема, но решение для нее неочевидно. В
подобных случаях многие предпочтут промолчать, боясь получить в ответ –
“Нашли проблему – так решайте её”.
5. Ошибаться нельзя
В
школе с этим делом все довольно просто. Ошибся – получи скидку на
оценку. Когда я только начинал работать – ошибиться боялся панически.
Сейчас я замечаю, что очень многих конфликтов можно было бы избежать,
если бы у людей этого страха не было. Если бы были привиты навыки
идентификации проблем. И не было бы такого распространенного рефлекса
“сгребать мусор под ковер”. Не заметили, ну и ладно… Не ошибается тот,
кто ничего не делает. Когда я совершаю ошибку – пост фактум, пытаюсь
разобраться в ее причинах. Я рад ей, так как приобрел дополнительный
опыт.
6. Работа над ошибками
По-моему, один из
самых полезных методов – жаль, что ему уделяется так мало внимания.
Хоть и говорят, что умный учится на чужих ошибках, но есть одна
тонкость. Для меня существует четкая грань между понятиями “знать” и
“осознавать”. Знать – это иметь информацию о чем-либо, а осознавать –
это когда информация встраивается в картину мира. Осознание может
прийти только в результате собственного опыта. То есть о чужих ошибках
ты можешь знать, но пока не прочувствуешь их последствий на себе –
особой практической ценности они не несут.
Сомневаетесь? Вот
пример: на вопрос хотите ли вы быть здоровым или больным, я уверен, что
все ответят – 'Конечно же, я хочу быть здоровым'. Что для этого нужно -
знают все: высыпаться, вести активный образ жизни, стараться избегать
стрессов, не курить, не злоупотреблять кофе/алкоголем и так далее. Но
вот только избегать стрессов начинают обычно после срывов или
инфарктов, потребление кофе сокращается после начала проблем с сердцем,
и о занятиях спортом задумываются всерьез только после начала проблем
со здоровьем… Вот она – разница между знанием и осознанием. Гром не
грянет – мужик не перекрестится.
7. Помогите мне определиться
Вот
она – первоцель для школы. Не выпустить стадо клонов с заданным набором
знаний. А помочь людям, в один из самых трудных периодов их жизни,
определиться. Адаптироваться. Найти свое место. Мне, например (как я
сейчас понимаю), не хватало введения в психологию. Основ коммуникации.
Риторики, может быть. Но вместо помощи мы получаем давление и попытку
загнать в рамки.
Это те проблемы, которые мне кажутся
наиболее существенными в школьном образовании. Да, возможно все это
субъективно. Но все же… Плюс к тому, кроме помощи в самоопределении,
мне кажется, школа должна давать навыки получения знаний. Не зубрежки
(которая отлично работает на краткосрочный результат, причем как в
школе, так и в вузе), а именно получения знаний.
Источник: Gesser