Статья добавлена 25 ноября 2013, в понедельник, в 14:53. С того момента...
1017 |
просмотров |
0 | добавлений в избранное |
1 | комментарий |
Представлена в разделах:
Гипотезы о гениальности
В данной статье автор приводит попытки доказать две свои гипотезы о гениальности.
Гипотеза №1:
Чем выше развит интеллект человека, тем уже спектр, на который направлена деятельность этого человека.
Гипотеза №2:
У здоровых гениев мозг работает активней и продуктивней, чем у сумасшедших. Именно из-за недостаточной активности работы мозга последние заболевают тяжёлыми хроническими психическими расстройствами. Сумасшедшему гению дано создать лишь одно гениальное произведение искусства или произвести одно гениальное научное открытие. Здоровые гении не ограничены количеством гениальных произведений искусства или гениальных научных открытий.
Гипотеза №1. Доказательство:
Разделим активную часть общества на три категории социальных групп по уровню развития интеллекта: таланты, профессионалы, гении.
Талант это человек, обладающий природным даром, способностями к определённым видам деятельности.
Талантам характерен широкий спектр, на который направлена их деятельность, отчего и выражение: «Талантливый человек талантлив во всём» и низкий уровень развития интеллекта. Если обратиться к знаменитостям, то можно заметить, что практически все они плохо учились. Никита Михалков вспоминает: «Однажды меня вызвали к доске. Я отправился, по словам классика, с лёгкостью в голове необыкновенной. Подошёл к доске, увидел уравнение, взял мел. И тут почувствовал, что не только не могу решить, но просто не понимаю, что написано», а в интервью Познеру признался, что он плохо учился.
Известно, что Джима Керри в 16 лет выгнали из колледжа. Джонни Депп учился на двойки. На двойки учился и Аль Пачино, который был исключён из театрального училища. Марлон Брандо был несколько раз исключён из разных университетов. Мадонна утверждала следующее: «Мне никогда не было комфортно в школе, потому что я не была слишком умной. Я скорей была девушкой со странностями». Том Круз неоднократно менял школу.
Профессионал это человек, получивший необходимые для определённого вида деятельности знания и навыки, которые использует для осуществления этого вида деятельности. Это в большинстве случаев представители массовых профессий.
У профессионалов уровень интеллекта выше, чем у талантов, но уже спектр, на который направлена их деятельность. Они обучаемы, но могут работать только там, где обладают необходимыми знаниями и навыками.
Гений это высшая стадия развития интеллекта, которая способствует появлению выдающихся научных открытий, изобретений и бессмертных произведений искусства.
Гению, особенно в современном мире, характерен узкий спектр, на который направлена его деятельность. Гений обладает исключительной, колоссальной работоспособностью в своём деле, но он практически абсолютно неработоспособен в чём-либо другом.
Ван Гог был уволен из парижской художественной фирмы, в которой он работал, после чего не мог найти постоянную работу учителем в Англии. Джон Нэш по словам современников был ужасным преподавателем. Кроме того, он был уволен в 1954-м году из корпорации RAND. Был уволен и выдающийся физик Лев Ландау (из Харьковского механико-машиностроительного института).
Альберт Эйнштейн вплоть до весны 1902-го года не мог найти постоянное место работы, даже школьным учителем. В результате чего голодал, не принимая пищу несколько дней подряд. Григорий Перельман в 1990-х не мог найти постоянное место работы и работал научным сотрудником в разных университетах США, а с 2003-го года не работает вообще.
Исключением являются полиматы, универсальные гении (например, Леонардо да Винчи, Михаил Ломоносов), но в современном мире полиматов быть не может, поскольку социализация человека сегодня происходит в условиях определённых стандартов, связанных с формализацией глобального образования.
Гипотеза №2. Доказательство:
Как правило, у гениев мозг тяжёлый. В большинстве случаев его масса выше среднего значения. Известно, что у Гаусса мозг весил 2400 г., у Байрона - 2238 г., у Тургенева - 2012 г., у Есенина 1920 г., у Шиллера - 1785 г., у Бетховена - 1750 г., у Павлова - 1653 г., у Канта - 1600 г., у Менделеева - 1571 г., у Станиславского - 1505 г.
Это требует соответствующей высокой активности работы мозга. При наличии данной активности у гения наблюдается здоровая психика и неограниченный творческий потенциал. При недостаточной активности нарушается сон и начинается тяжёлая хроническая психическая болезнь.
Два наиболее распространённых психических расстройства, свойственные гениям: шизофрения и биполярное аффективное расстройство (маниакально-депрессивный психоз).
Шизофрения это психическое заболевание, которое протекает хронически в виде приступов или непрерывно, приводит к характерным однотипным изменениям личности с дезорганизацией психических функций.
Итальянский психиатр Ломброзо считал почти всех гениев шизофрениками.
Биполярное аффективное расстройство это психическое заболевание, проявляющееся периодически наступающими расстройствами настроения. В типичных случаях протекает в форме чередующихся фаз - маниакальной, выражающейся немотивированно весёлым настроением, и депрессивной.
Шизофрения характерна преимущественно для гениальных учёных, в то время как биполярное аффективное расстройство для гениев в мире искусства.
Говоря про шизофрению, немецкий философ, психолог и психиатр Карл Ясперс утверждал, что гений создаёт свои лучшие труды в начальный период этой болезни, когда распадающееся сознание открывает невероятные глубины. Затем идёт полоса распада.
При биполярном аффективном расстройстве гениальные произведения создаются в так называемой стадии «гипомании», когда у человека идёт творческий подъём, но он ещё способен себя контролировать. После чего происходит активное развитие маниакальной стадии, приводящее к психозу.
Обе эти болезни носят хронический характер. Лечение в психиатрической больнице в какой-то мере восстанавливает адекватное состояние больного, но вынуждает его регулярно принимать лекарства с соответствующими побочными эффектами, чтобы болезнь не вернулась.
Таким образом, можно сделать вывод, что именно болезнь способствует проявлению гениальности, поскольку в начальной стадии мозг работает более активно. Болезнь помогает создать что-то гениальное, но её развитие лишает возможности творить гениально вновь.
Альберт Эйнштейн был номинирован на Нобелевскую премию 10 раз, в то время как шизофреник Джон Нэш лишь однажды – за диссертацию по теории игр, написанную в возрасте 21 года, когда началась болезнь.
Уильям Шекспир написал целый ряд гениальных бессмертных произведений: «Ромео и Джульетта», «Юлий Цезарь», «Макбет», «Гамлет», «Король Лир», «Отелло»… А итальянский поэт Торквато Тассо, страдающий биполярным аффективным расстройством, оставил в истории после себя лишь поэму «Освобождённый Иерусалим».
Иван Айвазовский написал бессчётное количество гениальных полотен («Девятый вал», «Аю-Даг в туманный день», «Берег моря», «Берега Далмации», «Босфор в лунную ночь», «Вечер в Крыму. Ялта», и многие другие), а у Ван Гога, как и у всех сумасшедших гениев, всего одна гениальная работа – «Подсолнухи».
Таким образом, здоровый гений работает более плодотворно и эффективно, чем сумасшедший. Здоровому гению легче вписать своё имя в историю и в количестве гениальных работ, в отличие от сумасшедшего, он ничем не ограничен.
Забавно