Статья добавлена 27 июня 2010, в воскресенье, в 12:00. С того момента...
2402 |
просмотра |
0 | добавлений в избранное |
0 | комментариев |
Представлена в разделах:
Испанское барокко
Вольные идеи Караваджо проникли в испанскую живопись в первой половине XVII века.
Испанская живопись XVII в. развивалась под сильным влиянием церкви, отчасти из-за религиозного рвения испанской династии Габсбургов. Король Филипп II и два его преемника, Филипп III и Филипп IV, опирались на инквизицию, искоренявшую любую ересь, в том числе протестантство. Искусство испанского барокко представлено главным образом религиозными произведениями, хотя в то время создавались также придворные портреты, натюрморты, мифологические и жанровые картины.
Вольные идеи Караваджо проникли в испанскую живопись в первой половине
XVII века. Характерные для итальянского мастера резкие контрасты и
темная палитра полностью отвечали испанской традиции с ее мрачным
реализмом, особенно в религиозной скульптуре.
Караваджизм наложил отпечаток на творчество Хусепе Риберы (1591-1652),
который предпочитал темные краски и нередко вкладывал в свои
произведения возмутительно греховный подтекст.
Он побывал в Италии, в первую очередь в Риме, где познакомился с
работами Караваджо, потом в Неаполе, находившемся под властью Испании, и
оставался там до конца жизни, пользуясь колоссальным успехом. В его
религиозных картинах больше набожности, чем у Караваджо, а боль и
страдания - глубже. Мифологическая сцена наказания Марсия Аполлоном,
заживо содравшим с него кожу, невероятно мучительна. Марсий, искусный
флейтист, вызвал Аполлона на соревнование и проиграл.
В натурщики Рибера зазывал уличных мальчишек и нищих, изображая их
абсолютно достоверно. Его бродяги, даже если это философы, предстают
перед нами со всеми физическими недостатками — гнилыми зубами,
искалеченными ногами и руками, нечистой кожей, старой плотью.
Все это написано с беспримерным для живописи XVII в. реализмом.
ВЕЛАСКЕС: ИСПАНСКИЙ ГЕНИЙ
Впервые Диего Веласкес (1599-1660) добился славы, едва достигнув 20
лет, когда его творчество оставалось еще под влиянием Караваджо. Он
столь же уверенно владеет формой и светом, но этим все сходство
исчерпывается. Веласкес - один из величайших на свете художников -
уникален, он видит жизненную реальность по - своему, практически не
поддаваясь посторонним влияниям.
Единственное изображение королевской семьи, сопоставимое с портретами
Карла I Стюарта кисти Ван Дейка, при надлежит Веласкесу, придворному
художнику Габсбургов. Король был плохим политиком, но заслуживает
признания за то, что понимал, каким придворным живописцем его одарила
судьба, и награждал Веласкеса по заслугам.
Совершенная красота придворных произведений Веласкеса, запечатлевших в
отсутствие фотографии внешность царствующих и приближенных к ним особ,
не поддается классификации. «Менины» ныне занимают почетное место за
пуленепробиваемым стеклом, став величайшим сокровищем знаменитого музея
Прадо в Мадриде. Служа при дворе, Веласкес принимал участие в
грандиозных проектах Филиппа IV. В 1631—35 гг.
МУРИЛЬО: ЗАБЫТЫЙ МАСТЕР
Следующий после Веласкеса и Сурбарана великий испанский мастер XVII
в. Бартоломе Эстебан Мурильо (1617—82) тоже жил в Севилье. Ему никогда
не были свойственны сила и глубина Веласкеса и Сурбарана, однако он
обладает собственной мягкой силой и глубиной, захватывая своими
бессловесными, но убедительными образами. Чем дольше смотреть на «Святое
семейство», где нет никакой ощутимой символики, тем больше очаровывают
любовно написанные персонажи: нежный, заботливый Св. Иосиф,
собачка-дворняжка, обожаемый балованный ребенок.
Если не великий, то искренний талант художника, пожалуй, лучше всего
раскрывается в одном из редких для него произведений на светский сюжет. В
картине «Женщины у окна» он создает прекрасные характерные женские
образы - красивые, светлые, полные обаяния. Одна, несомненно, дуэнья
(как правило, пожилая наемная воспитательница и компаньонка), она
смеется, но прикрывает улыбку; мы видим лишь веселый румянец на
морщинистых щеках. Судя по ее прищуренным глазам, то, на что девушка
смотрит с тайной улыбкой, вызывает у старухи только ироническую
усмешку. Она многое видела в жизни, знает гораздо больше, чем
прелестное дитя, и Мурильо рассказывает об этом с необычайной тонкостью и
деликатностью. Женщин обрамляет широкая мощная вертикаль ставни и столь
же мощная горизонталь подоконника. Девушка - эмоциональный центр
композиции - смотрит на жизнь с иронической отстраненностью, но Мурильо
вместе с дуэньей знают, как жестоко ограничен ее жизненный выбор.
Будучи замечательным мастером цвета, Мурильо часто запечатлевал в своих
полотнах людей, увиденных на улицах Севильи. Его жанровые произведения
пронизаны подлинной теплотой и сочувствием к изображенным. Писал он
также лирические пейзажи и замечательные портреты, навеянные Ван Дейком.
Большой популярностью у современников пользовались и его религиозные
картины, в том числе образы Непорочного зачатия, где Мария представлена
девочкой в окружении ангелов и херувимов.
Источник: Испанское барокко
Cтатей на эту тему пока нет.