Статья добавлена 27 августа 2010, в пятницу, в 13:35. С того момента...
1227 |
просмотров |
1 | добавление в избранное |
0 | комментариев |
Представлена в разделах:
Ненаписанная статья о Михаиле Плетнёве
Много лет дружил с одной светской дамой, которая на протяжении почти всей своей жизни, за исключением последних лет, вела авторские передачи о музыке. Последним местом работы Фариды Фахми стало Радио-1...
Много лет дружил с одной светской дамой,
которая на протяжении почти всей своей жизни, за исключением последних
лет, вела авторские передачи о музыке. Последним местом работы Фариды Фахми
стало Радио-1. Однажды мне даже посчастливилось быть на концерте в Доме
звукозаписи, что на Малой Никитской - она вела его своим фирменным,
знакомым с детства голосом, впервые услышанным мной в передаче по
радиостанции "Юность".
Так как детей у нее не было, а
племянники-наследники не обременяли себя частыми наездами, мне и её
родственнице - Лене Кабатовой - приходилось ухаживать за ней в последние
годы жизни. Умирала она мучительно - от меланомы и неудачной операции в
онкоцентре, сделанной по блату родственником Виторгана. До этого я часто возил её ко всяким научным светилам Москвы и
Подмосковья. Так вот, в последние дни, чтобы отвлечь Фариду от боли, я
начал расспрашивать её про Михаила Плетнёва. Она отвечала, что Плетнёв
очень странный, замкнутый, сложный и бесконечно одинокий человек, что
именно это сделало его гениальным музыкантом и что с годами эта
отчуждённость от внешнего мира будет только расти. Я спросил, каким она
видит его лет через десять. Она совершенно забыла о боли и стала вслух
представлять, как с годами он будет отдаляться от людей... И чем больше
будет отдаляться, тем глубже будет проникать во внутренний мир музыки
Чайковского, которая, в конце концов, сделает его непревзойдённым
музыкантом современности... Вдруг она схватила обрывок листа и начала
набрасывать статью о Плетнёве, сравнивая его нынешнего и будущего. Это
вспышка сознания, увы, была последней. Ночью случился кризис - разорвало
кожу на раздувшейся ноге, она потеряла сознание от боли и упала на пол.
Когда я приехал, лимфой и кровью была залита вся кухня. Только вторая
"скорая помощь" не отказалась помочь, и мы с доктором на скрученных
простынях подняли её с пола. Наутро она очнулась - я боялся, не доживёт.
С трудом у районного онколога получил на Фариду наркотики, а вечером не
без помощи, разумеется, её друзей (главным образом, пианиста Николая
Петрова) устроил и отвёз её в Бутовский хоспис. Туда, в стерильную
чистоту роскошной палаты, усугубленную демонстративной
предусмотрительностю персонала, и приходили мировые знаменитости -
музыканты и друзья. Через неделю её не стало. Хоронили в узком кругу
самых близких друзей, а через месяц в Большом зале консерватории
состоялся концерт; дирижёр Марк Горенштейн посвятил его Фариде ...
Не поверите, но кишинёвец Горенштейн именно ей обязан своим нынешним положением: это Фарида сделала его руководителем ГАСО. Московские журналюги между собой посмеивались и "за глаза" говорили, что она своими публикациями
из местечкового музыканта сделала великого дирижёра. Там в статье автор
Кабатов - это, разумеется, один из псевдонимов Фариды, она взяла фамилию своего родного дяди, которому сейчас более 80 лет и который до сих пор является профессором МГИМО.
Кстати, эта дружба с Фаридой спасла нас от смерти. Мы с женой fever_weed
собрались посетить "Норд-Ост". За неделю до концерта я позвонил в кассу
и, узнав, что билеты стоят 700 руб., решил воспользоваться связями
Фариды. Она мне по телефону раскатисто загремела: "Никакого "Норд-Оста"!
24-го у Марка открытие сезона!" И мы все вместе пошли в консерваторию.
После концерта повезли её домой, и пока она на кухне минут 40 говорила о
прошедшем концерте с Горенштейном, которого в это время везли на дачу в
Крёкшино, мы с Татьяной смотрели по ТВ происходящий кошмар на Дубровке.
Разговор Фариды по телефону был очень нервный - это было слышно. Она
отложила на минуту трубку, закурила сигарету, зашла в нам в комнату и
сказала: "Это безумный Горенштейн... Сейчас будет еда. Я его пошлю
нах...й!" Потом мы ели, и она заплакала. Мы вдвоём успокаивали - мол,
да, надо его бросать... Эту злосчастную ногу Фарида ушибла во время
пробежки в парке, что рядом с домом. Вместо лечения она поехала, хромая
на разбитых пальцах, с оркестром "Молодая Россия" в Питер - надо было
Горенштейну "делать прессу" и договариваться с каким-то великим
музыковедом, который весьма уважал Фариду... Смерть Фариды повергла
Горенштейна в шок, он чуть не сошёл с ума и сорвался. На несколько лет
журналисты ему даже объявляли бойкот...
Вот
такие мы люди, все очень разные. И неизвестно, что лучше для искусства -
быть отчуждённым нелюдимом или сходить с ума от людей. Жаль, тот листок
с последними записями Фариды о Плетнёве может затеряться: Саша Фахми,
племянник, скорее всего не обратит на него внимания...
© Chelovechek
P.S. Сподвигнуло меня к написанию этого текста обсуждение в ЖЖ сообщения, что швейцарский оркестр отказался играть с Плетнёвым...
Важное для меня обсуждение этого текста идёт на KpNemo.ru.
Источник: Мой ЖЖ