Статья добавлена 11 марта 2012, в воскресенье, в 21:25. С того момента...
2692 |
просмотра |
0 | добавлений в избранное |
0 | комментариев |
Представлена в разделах:
Психическое развитие детей раннего возраста
В статье рассматриваются особенности психического развития в раннем детстве а так же его значение в дальнейшем развитии ребенка.
Ранний возраст (от 1-го до 3-х лет) является одним из ключевых в жизни ребенка. За это время ребенок овладевает прямой ходьбой, предметная деятельность становится ведущей в психическом развитии, а речь - средством общения, зарождаются игровая и изобразительная деятельность, развиваются различные формы общения со взрослыми и сверстниками, интенсивно формируются новообразования в познавательной и личностной сфере ребенка.
Ранний возраст и его значение в дальнейшем развитии ребенка
Достигнутый к концу младенческого возраста уровень физического и психического развития позволяет совершить ребенку переход на новый возрастной этап - раннее детство. В дальнейшем ему не удастся уже столько достичь и получить в своем психическом развитии, как за эти годы. Ребенок не только овладевает прямым хождением, но и уверенно, ловко двигается. Он не только усвоил речь, но и применяет сложную игру личных местоимений. Он уже умеет любить, появляются детские страхи, он постепенно проявляет свою личность, демонстрирует, на что способен.
Социальная ситуация развития в раннем детстве
Особенностью социальной ситуации развития в раннем детстве является совместная деятельность ребенка со взрослым на правах сотрудничества. Раскрывается она в отношениях "ребенок - предмет - взрослый". Содержание совместной деятельности заключается в усвоении ребенком специально выработанных способов использования предметов. В конце младенческого возраста он выделил предметы как нечто постоянное, наделенное устойчивыми свойствами. Теперь он хочет научиться действовать с ними.
В этом возрасте ребенок, по словам Л. С. Выготского, находится в мире предметов и вещй, в своеобразном их "силовом поле". Каждый предмет побуждает ребенка прикоснуться к нему, взять в руки или, наоборот, не трогать его. Лестницы влекут ребенка, чтобы ходить по ним двери - чтобы их закрывать и открывать; колокольчик - чтобы звонить; коробочка - чтобы закрыть и открыть; круглый шарик - чтобы катиться. Любая вещь заряжена для ребенка в этой ситуации аффективной силой, которая притягивает или отталкивает, и, соответственно, побуждает (направляет) его к деятельности.
1-3-летний ребенок, увлеченный предметом, не может от него отвлечься. Погруженный в предметное действие, он не видит, что за предметом всегда фигурирует взрослый, создает предметы определенного назначения, обладает способами их использования. Малыш не может самостоятельно познать функции предметов, поскольку их физические свойства прямо не указывают, как их нужно использовать. Только взрослый может подсказать способы использования предметов. В этом заключаются противоречия социальной ситуации развития в раннем детстве.
Ребенок выполняет индивидуальное действие в соответствии с заданным взрослым образца, иначе она не сможет достичь правильного результата. Поэтому ведущей для нее становится предметная деятельность, а ситуативно-деловое общение - средством ее осуществления. Предметная деятельность направлена на овладение ребенком назначению предметов, умение действовать с ними в соответствии с заложенной в них функций.
Как утверждает Д. Б. Эльконина, основными направлениями развития предметной деятельности ребенка являются:
- Переход от совместного с взрослым до самостоятельного ее исполнения. Следствием этого является выделение взрослого как образца действия, с которым малыш начинает себя сравнивать;
- Развитие способов и средств ориентации ребенка при выполнении предметных действий. Это способствует овладению специфическими способами использования предмета, переносу действия с одного предмета на другой, из одной ситуации в другую, а в целом - к обобщению действия и возникновения игрового действия. Вследствие этого социальная ситуация развития распадается, возникает предметное отношение к действительности, при которой ребенок не только узнает о назначении, а о функции предметов, а также возникает личное действие, осознанное "Я сам".
Итак, в процессе предметной деятельности, используя ситуативно-деловое общение, ребенок под руководством взрослого овладевает умением действовать с предметами согласно их функционального назначения.
Источник: Рай для женщин