Статья добавлена 14 апреля 2011, в четверг, в 20:16. С того момента...
3928 |
просмотров |
0 | добавлений в избранное |
0 | комментариев |
Представлена в разделах:
Рекламные ссылки:
Особенности национальной карьеры
На Западе менеджеры ответственно подходят к своей карьере – после университета составляют план развития на двадцать лет вперед, активно посещают карьерных консультантов и прочее.
Российские менеджеры подобными вещами не заморачиваются, но карьеру в целом делают быстрее, чем их западные коллеги. Правда, далеко не все. Что им мешает, а что помогает?
К вопросу построения собственной карьеры на Западе принято подходить основательно: старательно выбирать работодателя после университета, скрупулезно рассчитывать продвижение вверх, необходимое дополнительное обучение, регулярно посещать карьерных консультантов… Планировать, а не действовать по обстоятельствам, на авось. И лет через двадцать, если хватит сил, терпения, и если расчет окажется правильным, обрести желаемое. В России подход совершенно иной. А результат тот же, только не за двадцать-двадцать пять лет, а за десять-пятнадцать.
Желание достичь вершин, по утверждению психологов, это естественное стремление человека, поэтому карьеру стремились сделать все и всегда, независимо от политического строя. Однако в силу исторических особенностей и сложившегося мировоззрения долгое время в нашей стране слово «карьерист» носило отчетливо негативный оттенок. Так было советские времена, так было и в 90-е. Анастасия Селиванчик, ведущий консультант кадрового агентства Penny Lane Personnel: «Понятие «построение карьеры» стало важной и неотъемлемой мотивационной составляющей для отечественных менеджеров ориентировочно с 2004-2005 года. Именно тогда произошел некий перелом в массовом сознании, и понятие «карьерист» приобрело нейтральный оттенок взамен негативного. Сегодня выражение «делать карьеру» подразумевает рост заработка, рост профессионализма, получение высокой должности, тонкое знание специфики офисной жизни и корпоративной политики и, в конце концов, увеличение капитализации личного бренда». Но достичь высокой должности сегодня стремятся многие. Марина Хадина, руководитель компании Clever: «И молодых специалистов и менеджеров среднего звена и топ-менеджеров одинаково интересуют вопросы: как быстрее вырасти, достичь результатов, заработать больше. Одинаково для всех категорий характерен информационных голод на тему построения карьеры в интересуемых их областях. Вот самые популярные запросы к карьерным консультантам:
построение карьеры в начале пути;
достиг потолка, хочу выбрать дальнейшее направление развития;
не могу выбрать из двух альтернатив путей развития (часто уровень выше или свой бизнес);
хочу сменить сферу деятельности/индустрию;
сложный опыт (рваный/перерыв/хаотичный/много переходов), как презентовать при поиске, хочу понять причину и сделать правильной выбор в дальнейшем;
как сделать переход в западную компанию, на следующую карьерную ступень;
как оценить свою стоимость на рынке труда».
Только вот большинство, несмотря на повсеместно распространенные в бизнес-среде западные стандарты, почему-то не торопится им следовать. Рынок кадровых консультантов, встречи по профопределению, стажировки для студентов – все это только начинает развиваться в нашей стране. Зато такие мощные инструменты построение карьеры как МВА и дополнительное образование широко распространены и очень востребованы. Как же строят карьеру российские менеджеры?
Не секрет, что самый простой способ сегодня сделать карьеру в России – это получить хорошее место и оклад по праву рождения или благодаря выгодным знакомствам. Нравится это кому-то или нет, но это реалии нашего общества. Но подобные методы «построения» карьеры доступны не всем, а значит, тем, кто лишен таких возможностей, приходится справляться самим. И амбициозные молодые сотрудники начинают строить путь наверх чуть ли не сразу после института. Попасть, пусть даже на практику, в известную компанию с сильным брендом – это первый шаг. Михаэль Гермерсхаузен, генеральный директор рекрутинговой компании AntalRussia: «Мне кажется, что в России люди начинают задумываться о построении карьеры раньше, чем во многих странах Западной Европы и в Америке. Там, как правило, менеджеры нарабатывают минимум пять-десять лет опыта после окончания университета прежде, чем начинать обучение на МВА, а в России люди до тридцати лет уже думают о карьерном продвижении и обучаются на МВА». Последнее, несмотря на мощную критику, остается отличным работающим инструментом для тех, кто желает достичь самых высоких позиций. Многие компании сегодня не принимают на высшие управленческие должности людей без диплома МВА. Вообще амбиции, конечно, хорошо, без них карьеру не сделаешь, однако без нужных знаний и навыков путь наверх закрыт, поэтому различные виды дополнительного образования, международная сертификация сегодня весьма востребованы, как кандидатами, так и работодателями.
Сегодня в России продвижения вверх по карьерной лестнице, как правило, предполагает смену работодателей. На одном месте редко когда удается вырасти до топа – мешает начальник, которому некуда уходить, отсутствие возможностей для развития, сложившиеся отношения внутри коллектива… Тогда как сменив компанию, можно разом сделать значительный шаг вверх по карьерной лестнице – новая должность, новые спектр обязанностей и, возможно, известный бренд. Однако этот путь таит в себе и значительные риски. Михаэль Гермерсхаузен: «В основном мешает делать карьеру желание быстро расти. Это редко удается сделать в одной компании, а каждый переход – это адаптация, создание новой базы знакомых, создание репутации, а риск не быть успешным есть всегда. В России менталитет людей отличается от многих западных стран – они пережили несколько кризисов, теряли все, и поэтому живут сегодняшним днем. Они не копят деньги, это бессмысленно, ибо не знают, что будет через двадцать-тридцать лет. Если человек понимает, что есть другое интересное предложение, что он может гораздо больше зарабатывать уже сейчас, то он будет пробовать, невзирая на риски. Менеджер из Западной страны более осторожно подходит к этому вопросу, и даже за 30-40% прибавки в зарплате не пойдет на риск смены работы. Потому что понимает, не факт, что человек, успешный в одной компании, будет настолько же успешно развиваться в другой – иной подход, корпоративная культура и прочее могут не способствовать развитию». Деньги и должность – очень сильные соблазн, поэтому многие карьеристы, видя привлекательное предложение, не задумываются о долгосрочных последствиях смены компании. Одна из самых распространенных ошибок среди менеджеров сегодня – это поверхностный взгляд на потенциального работодателя. Три строки – позиция, зарплата, название компании – определяют, как правило, решение. Но разве эти данные способствуют развитию карьеры? Нет. Однако, по оценкам специалистов, всего 10% соискателей действительно серьезно оценивают потенциального работодателя и стремятся выяснить максимальное число подробностей и прикинуть, а смогут ли они найти себя в этой компании и добиться там успеха. Подходят ли вам корпоративная культура и принципы работы потенциального работодателя? Почему появилась вакансия? Может быть, ваш предшественник был уволен и любящий его коллектив встретит вас в штыки? Гоняясь лишь за должностью, можно не только потерять время, работая не в своей организации, но и репутацию успешного и компетентного специалиста, что часто вынуждает делать шаг назад в карьере.
Безусловно, карьерный рост менеджера сильно зависит от отрасли и специализации, в которых он работает. Если отрасль развивается активно, то и у кандидата будет возможность активно расти. Анастасия Селиванчик: «В ресторанном бизнесе можно стать управляющим в течение 3-4 лет, начав, например, с позиции официанта. В то же время в производстве, даже имея определенные менеджерские таланты, можно от начальных позиций до руководителя не вырасти и за двадцать лет».
Быстрый карьерный рост многих менеджеров связан, в первую очередь, с бурным развитием рынка. Компании растут и развиваются, и вместе с ними растут и сотрудники. И открывающими возможностями нужно пользоваться. Потом, когда рынок сформируется и темпы прироста снизятся, добиться успеха будет значительно труднее, что наглядно демонстрируют нам западные примеры. Там за пять лет вырасти до руководителя отдела маркетинга, например, крайне сложно, а в России таких людей достаточно много.
Сегодня менеджерам, делающим карьеру, во многом приходится полагаться на самих себя – на рынке мало специалистов, готовых помочь человеку в построении его карьеры. К кому можно обратиться за советом? Большинство, как это ни парадоксально, обращается к родственникам и знакомым. Недавно один из работных порталов проводил исследование, результаты которого показали, что 80% российских кандидатов предпочитают решать вопросы поиска работы через знакомых родственников. Однако такую помощь можно назвать психологической, но вряд ли профессиональной. На западе сильно развит рынок карьерных консультантов, готовых помочь менеджеру сориентироваться, выбрать путь развития, оценить его способности применительно к желаемой позиции. В России подобные услуги только начинают появляться, но пользоваться ими люди пока не привыкли, сильно предубеждение. Пока эту нишу занимают рекрутеры. Они подсказывают кандидатам, в какую компанию лучше пойти, стоит ли менять сейчас работу или подождать еще год и прочее. Марина Хадина: «Рекрутеры могут давать советы по карьере человеку в ком они потенциально заинтересованы сейчас или в будущем, однако, увы, менее 5% населения имеют возможность такой коммуникации. И потом услуг в интересах физического лица рекрутеры, как правило, не оказывают, так как они преследуют интересы работодателя. Есть и центры карьеры, консультанты по карьере – организации, которые специализируются на оказании консалтинговых услуг физическим лицам в области построения карьеры, оценки и развития профессиональных компетенций. В России такие организации стали открываться около 6-7 лет назад и сейчас приобретают все большую востребованность. В нашей стране культура обращения к карьерным консультантам только формируется, вслед за привычкой обращаться за психологическим консультированием. У нас тема консультирования хорошо развита в бизнесе, тогда как в области потребления населением существуют недоверие, предубеждения и самонадеянная вера в способность самостоятельно разрешить проблему».
Источник: "E-xecutive" Сообщество менеджеров. Новости, знания, работа