Статья добавлена 22 февраля 2010, в понедельник, в 08:44. С того момента...
1875 |
просмотров |
0 | добавлений в избранное |
0 | комментариев |
Представлена в разделах:
Почему любят литературу
Беседа с французским писателем, поэтом и философом Жаном-Кристофом Байи
Французский институт в Петербурге в цикле «Любить литературу»
организовал 13 февраля в библиотеке имени Маяковского встречу с
французским писателем, поэтом и философом Жаном-Кристофом Байи.
Жан-Кристоф Байи прочёл и прокомментировал произведения Анри Мишо и Франсиса Понжа.
Было очень приятно послушать оригинальные мысли на великолепном французском языке.
Я
вообще в восторге от французской культуры и литературы. Роман лауреата
Нобелевской премии Роже Мартен дю Гара «Семья Тибо» я прочитал дважды,
и он очень сильно повлиял на формирование моей личности. Я уже не
говорю о Сартре, Камю, Монтене, Дюма, Гюго, Руссо, Стендале, Ларошфуко,
Флобере, Роман Ролане …
Когда в прошлом году я побывал во
Франции и посетил Париж, у меня возникло ощущение совершенства
французской культуры, совершенства как полноты и завершённости,
совершенства как исчерпанности смыслов.
Мне удалось задать
несколько вопросов господину Байи, и получить оригинальные и глубокие
ответы, какие может дать только французский интеллектуал.
Что значит любить литературу?
Каково назначение литературы, в чём её смысл?
Какой будет литература через 10-15 лет?
Жан-Кристоф
Байи – писатель, поэт, философ. Жан-Кристоф Байи равно увлекался
живописью, архитектурой, театром. Уже несколько лет он преподает в
Высшей национальной школе природы и пейзажа в Блуа. Ему принадлежат
такие эссе, как «Свойство языка» (1997), «Широкий обзор» (2000),
«Раздробленная легенда немецкого романтизма», переизданная в 2001 году,
сборник поэзии «Бассо континуо» (2000).
Его влекут страны,
философии, цивилизации. Жан-Кристофа Байи тревожит и судьба языков.
Язык – наследие, связь поколений, богатство и движение. Дать
определение человеку или предмету – сложнейшая задача, поскольку сам
предмет погребен под грудой коннотаций и ассоциаций. Именно на
литературу, полагает Байи, возложена миссия освободить язык, заставить
его снова заблестеть.
Сегодня все признают, что количество людей, любящих литературу, стремительно падает. И тому есть объективные причины.
Первая
причина чисто экономическая. Стоимость бумажных изданий растёт,
трудности распространения и реализации увеличиваются. Бумажные книги не
выдерживают конкуренции с доступными каждому бесплатными электронными
версиями в Интернете.
Вторая причина в том, что современным
занятым людям некогда читать. Они могут либо слушать аудиокнигу, либо
смотреть экранизацию. По современным меркам читать большие тексты это
роскошь, занятие для духовных аристократов.
Третья причина
умирания традиционной литературы в том, что видео постепенно вытесняет
текст. Доверие к изображению ещё сохраняется, тогда как к печатному
слову падает.
Видео явно выигрывает перед текстом, потому что это
синтез текста, музыки, изображения, спецэффектов, стереоскопии и даже в
недалёком будущем запаха.
Четвёртая причина в том, что
Интернет сводит на нет традиционное чтение как процесс. Экран монитора
предназначен скорее для считывания информации, чем для проникновенного
общения с книгой.
Но также как с появлением кино не исчез театр, а
с появлением телевидения не исчезло кино, не умрёт и книга с появлением
Интернета.
Какой же будет литература через 10-15 лет?
Полагаю,
что в будущем книги будут представлять собой сложные творения,
содержащие текст, фотографии, видео, аудиозапись и компьютерные
спецэффекты.
Мне кажется, пытаться вернуть читателя к традиционной
форме чтения, невозможно и неверно. Нужно идти в будущее и делать книгу
иной – соответствующей требованиям времени, то есть медийной.
Аудиовизуальный
человек – продукт научно-технического прогресса. Его интеллектуальные
возможности, вероятно, не ниже возможностей человека читающего, а в
некотором смысле, несомненно, выше.
В будущем литература будет
существовать в электронной форме, и с ней можно будет ознакомиться
всегда и везде. А тот, кто захочет насладиться соприкосновением с
бумажным изданием, сможет заказать отпечаток в типографии.
Литература как искусство написанного слова, конечно же, сохранится. Но текст станет другим.
Я
вижу две тенденции в развитии литературы: первая – лаконичные
видеопослания в Интернете, и вторая – большие тексты напечатанных
романов, которые позволяют погрузиться в мир автора и создавать вместе
с ним работой собственного воображения новые общие смыслы.
Писатель
Ольга Славникова права, когда говорит, что книга уже не вызывает
сочувствия, а сохраняется лишь интерес к книгам, написанным на основе
реальных событий.
Оба моих романа построены на реальных событиях, а второй – «Странник»(мистерия) – так и называется «роман-Быль».
Книг издаётся много, а настоящих Книг почти нет.
Литература
меняется на глазах. С одной стороны, безответственное сказочное
фэнтезирование, с другой стороны, нон-фикшен – дневниковый
эксгибиционизм и мазохизм.
Сегодня писатель уже не учитель
жизни, а литература не квинтэссенция мудрости, – в лучшем случае
«чтиво», способное отвлечь во время поездки в транспорте.
Литература
перестаёт быть откровением. Книга становится носителем информации. Люди
не хотят переживать чужие жизни, они хотят жить своей!
Надо быть ёмким, пронзительным и кратким, если хочешь достучаться до сердец миллионов.
Читателю
в современной жизни от книги нужен релакс. Уже все забыли, что чтение
книги – это труд души и ума. Никто не хочет тратить деньги,
заработанные нелёгким трудом, на то, чтобы ещё трудиться. Люди хотят
развлечений! Хлеба и зрелищ! И в этом трудно их упрекнуть. Так было
всегда!
Как во все времена, люди ищут ответы на свои
мучительные (по сути вечные) вопросы: как быть счастливым, как
излечиться от болезней, как постичь свою судьбу, как выполнить своё
предназначение…
Но уже не писатель, как это было раньше,
поднимает читателя до своего уровня, а читатель заставляет спуститься
писателя до уровня своих повседневных забот. Отсюда и мелкотемье,
поверхностность, развлекательность литературы.
Сегодня
литературный процесс превратился в бизнес, мало чем отличающийся от
прочих видов бизнеса, где главную скрипку играет потребитель, то есть
читатель.
Читатель, как покупатель, всегда прав! Кто платит, тот и заказывает музыку. И читатель голосует рублём!
Уже не звучащий внутри голос поэта, а голос читателя (издателя) определяет, какой будет книга и о чём она будет.
Писатель
давно уже не пророк, никто его не воспринимает как совесть народную.
Писатель ныне жалкий фигляр, пытающийся любыми средствами привлечь к
себе внимание читателей, готовый на любой пиар, любой эпатаж, делающий
перфоманс из собственного эксгибиционизма!
Закономерно, что победителями всевозможных премий становятся самые распиаренные авторы.
Реклама
ныне указывает, сколько затрачено средств и выпущено экземпляров, а не
на качество самого продукта. Никто уже не ставит себе целью, чтобы его
читали через 10 или через 100 лет. Мало кто заботится, поймёт ли его
читатель – «побольше рекламы, и схавают».
Кого сейчас
интересует: поняли или не поняли, – главное, чтобы купили! Поскольку
именно тиражами определяется успех автора, а отнюдь не силой его идей!
Современных
авторов мало интересует мнение читателей, степень их понимания. Потому
что читатель это всего лишь потребитель, а не цензор и не критик.
Сегодня от литературы ждут новых идей и нового видения, а не переливания из пустого в порожнее.
На смену литературе разрушения (постмодернизма) приходит новая русская литература созидания и конструктивизма!
Литература, если она настоящая, способна изменять сознание людей, а значит и саму жизнь!
Для меня литература – это живое слово, способное выразить сокровенное и преобразить человека.
В
годы моего взросления общество переживало книжный бум. Мы собирали
макулатуру, чтобы, отстояв огромную очередь и сдав 20 килограмм,
получить заветную «Королеву Марго».
Для кого-то книгообмен был бизнесом, для меня – единственным способом приобрести дефицитную книгу.
Часть
из денег, которые мне мать давала на завтраки, я откладывал и покупал
книги. Каждая приобретённая книга была для меня настоящим подарком и
праздником!
В школе я единственный из мальчишек посещал факультатив по литературе.
Помню,
как будучи в 10 классе, я долгую зимнюю ночь простоял на улице в
очереди за подпиской на трёхтомник Михаила Светлова. Для меня (и не
только) это был настоящий подвиг.
И сейчас могу повторить слова Максима Горького: «Всем лучшим во мне я обязан книгам».
Я никогда не думал, что стану писателем, и сейчас таковым себя не считаю, хотя и написал два романа.
Писательство не развлечение, а поиск истины, забвение себя и жажда сострадания!
Творчество — средство постичь свою душу, сделать её лучше.
Можешь не писать — не пиши! А если пишешь, то сердцем!
Высшее достоинство писателя — не искать славы, умерщвлять своё тщеславие.
Искусство — это способ спасения души, очищение, катарсис!
Художник не может без правды, его интересует Истина!
Мало написать правду, нужно ещё в правде разглядеть Истину, понять смысл её!
Всё в человеке, все тайны мироздания, и постигать себя значит постигать Бога.
В каждом слове, в каждом вопросе скрыт огромный смысл, и смысл этот есть Бог.
Задача литературы — формировать новые идеалы, вспоминая вечные истины, доказывать их необходимость и возможность!
Долг
литературы и её предназначение — сердцем Истину постигать! любовью в
душу проникая, вызывать в ней сострадание, уча при этом мудрости
милосердия, пророчествовать, призывая к добру, и, постигая причину зла,
наставлять людей Пути к Богу!
Искусство слова — кое и есть
литература — состоит в умении проникнуть в сердце, и, покорив его,
заставить разум побуждать людей творить добро без оглядки, вызвать
чувства, которые лучше любого доказательства убедят в необходимости
любить несмотря ни на что.
Истинна лишь та литература, где фраза
не аргумент, а чувство, где текст не текст вовсе, а мука, радость, боль
и любовь; это ключ к разгадке своей души, когда лишь слово одно
способно вызвать в душе такие чувства, кои прежде человек в себе и не
подозревал.
Литература — это крик, зов к человеку, призыв к
лучшему в человеке. И потому всякое слово должно быть от Бога, и слово
это должно быть Бог! Другие слова ничего не стоят!» Декларация Новой Русской Литературы
А какой, по вашему мнению, будет литература через 10-15 лет?
© Николай Кофырин – Новая Русская Литература
Источник: Николай Кофырин