Извините, вы уже голосовали за эту статью!
0       12345 0 голосов
Ø
Жалоба:
 
Есть причина пожаловаться?

Статья добавлена 9 февраля 2010, в вторник, в 08:54. С того момента...

2682
просмотра
0 добавлений в избранное
0 комментариев

Представлена в разделах:



Top 5 àвтора:

ПОЭТЫ И ПОЭЗИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Тема:

Сообщение:
 
Написать автору
 

Круглый стол на филфаке СПбГу


АНТОН ЧЁРНЫЙ

6 февраля на факультете филологии и искусств Санкт-Петербургского государственного университета состоялся круглый стол "Современная литература: проблемы, перспективы, тексты". Обсуждался широкий круг вопросов, связанных с изменением статуса писателя и функций литературы в постсоветском обществе, ломкой прежних моделей литературного поведения и формированием института культуртрегерства, осмыслением различных типов литературных практик, направлений, школ, конкретных текстов и т.п.
С докладами выступили Дмитрий Дзюмин, Михаил Клочковский, Алла Зиневич, Антон Чёрный.
Доклад Дмитрия Дзюмина назывался «Раздражение и действие – писатель как персонаж: регулярная практика инициации культурного мифа (о моделях литературного поведения конца ХХ – начала ХХI века)».
Михаил Клочковский сделал доклад о творчестве и поэзии Гюнтера Грасса.
Антон Чёрный выступил с докладом на тему «Писатель как особь».
Алла Зиневич сделала сообщение «Алхимия творчества».

АЛЛА ЗИНЕВИЧ


Приведу наиболее интересные мысли из выступлений участников дискуссии.


Мы живём во время утраты литературоцентризма.

Литература в современном обществе нужна прежде всего самим литераторам.

Некоторые авторы переживают ситуацию персонального конца света.

Возникает ощущение израсходованности, испорченности слова, и собственно словесной материи, с которой работает автор.

Пишется много, а перехода количества в качество не происходит.

Кто всё погубил?
Экономические причины здесь не причём.
Тогда, может быть, виноват Интернет?
Нет, не информационные технологии являются решающими.

Произошла потеря читателя.
Читатель был утрачен задолго до того, как господа поэты заметили его отсутствие.

Может быть, виноваты графоманы? Сейчас страсть уже не к написанию, а к опубликованию своих произведений.

Поэзия продолжает существовать, хотя и читатель потерян, и денег не дают.

Существует только «внутреннее поэтическое пищеварение», из которого ничего не выходит.

Как только слово стало свободным, выявилась низкая культура языка.

Как только появились другие развлечения, кроме чтения книг, так отказались и от поэзии.

Налицо исчерпанность двух векторов развития литературы: авангардистского и консервативного.
Консерватизм превратился в псевдоконсерватизм и защищает сам себя.
Псевдоавангард не даёт интересных открытий.

Ведут бои лишь арьергардисты.

Нужна ли помощь литературе или не нужна? Нужны ли организаторы литературного процесса?
Да, нужны. Но важно, кто они.

Писатель должен и может быть регулятором общественных настроений.

Поэзия никому ничего не должна. Поэт или может, или не хочет.

Литература – это открытая динамическая система.
Литература это динамический энергетический процесс.

В человечестве происходит исчерпание ресурсов. Исчерпаны сценарии во всех сферах деятельности.

Энергия сотворения постепенно иссякает.

В будущем обязательно будет подъём.
Новый век рождается между 5-15 годами.
Сейчас идёт процесс накопления, энергетический прогиб перед очередным всплеском.

Я задал вопрос: Что такое поэт?
Получил ОТВЕТ: – Вопрос неожиданный. Точного определения не существует. Это тот, кто участвует не только в текущем процессе, но и в литературном процессе будущего.

Важно не то, кто как себя называет, а как назовут нас в будущем.

Если поэт берёт новую форму, он тем самым привносит и новое содержание.

Самое нужное в мире это культура, а в культуре литература.

Очень важно, как создаётся текст. Почему не анализируется импульс творческого процесса?

Мистика и миф – главный источник для литературы и поэзии.

Наш выход не в науке, а в магии как самом древнем способе познания.

В древности поэт и жрец были в одном лице!

Алхимия это преображение.

Календарь – неповторяющееся повторение!

Помимо рацио и безумия есть и высокая интуиция.

Поэт не рационален, а интуитивен. Он силён своим не сознанием, а подсознанием.

Поэт ловит время в свои сети.

В быте содержится бытие.

Зеркало это возвращение в сердце.

Русская литература роковым образом повлияла на русскую историю.

Познание бытия не цель поэзии. Цель поэзии сама поэзия.

Поэзия, применяемая в качестве инструмента познания мира, не претендует на объективность.


МОЁ МНЕНИЕ ТАКОВО:
Лично я не считаю себя поэтом. Поэт не тот, кто пишет стихи. Это тот, кто может уловить и поэтически выразить настроения, мысли и чувства рифмованным образом (иногда верлибром).

Я ничего не имею против графоманов. Пусть на вершину признания ползут все кто хочет. Важно лишь кто достигнет вершины.

Гармония это не результат, а процесс.

Если ты пишешь для себя – пиши в стол. Но если публикуешь для других, и хочешь, чтобы тебя поняли, то должен писать ясно, пусть даже и не для всех понятно.

Поэт говорит так, как слышит сердцем!

Лично я считаю, что поэзия существует не ради поэзии, а для выражения тех высших идей и смыслов, которые недоступны рациональному логическому познанию, которые идут к нам из иного мира и связывают наши миры.
Следует вспомнить, что первичные религиозные гимны существовали в форме поэтических гимнов.

Поэт должен в своём творчестве не столько воплощать уже известные идеи, сколько постигать новые идеи и смыслы.

Весь вопрос в масштабах идей и смыслов, постигаемых поэтом. Если они глубинны и жизнеспособны, то им не нужна государственная поддержка, они прорастут сами.

Только поэзии доступны некоторые идеи и смыслы, которые недоступны философии и науке.
И в этом огромная ответственность поэзии.

Поэзия не самоцель. Хотя она и самодостаточна.

Поэзия это не развлечение.
Стишки к юбилею и рифмоплётство от безделья это не поэзия.
Поэзия это способ познания, форма постижения Откровения!

Настоящие стихи это мыслеформы. Если удается первыми строками сформулировать вопрос, то потом лишь записываю ответ. Таков мой метод познания и общения с Господом.

Слова — это формы образов, и потому они не подыскиваются, а приходят вместе с образами, являясь лишь средством выражения.

Истинное творчество — это изложение, потому что не от себя.

Настоящие стихи не сочиняются, а записываются.

Когда сам хочу что-то сочинить, ничего не получается, когда же пытаюсь настроиться и почувствовать, то строфы рождаются сами собой. Причем иногда в такой законченной форме, что я просто поражаюсь. Отчего и почему это происходит, не понимаю. Для меня это такое же откровение, как и для других.
Но безусловно — творчество богодухновенно. Это процесс приема божественного откровения — Спасение, которое посылает Господь вдохновением. Но вдохновение дается лишь тому, кто его достоин, причем вовсе не для того, чтобы на этом зарабатывали деньги. Вдохновение — это награда за веру и помощь Господа тем, кто в ней нуждается.

Подлинное искусство бескорыстно, потому что от Бога!

Произведения искусства всегда самопожертвование. Ведь цель искусства помогать человеку чувствовать себя счастливым.

Стихи это изложение, а не сочинение. Слова не подбираются. Каждое слово, если оно то самое, оно неизбежно, оно и только оно, и никакое другое, потому что слова это прежде всего настроение.

Стихи — это музыка слов, а роман — как симфония, — главное здесь не цель, а процесс сопереживания, когда если не почувствуешь, то ничего и не поймешь.

Можно опубликовать тома, а на слуху останутся только строчки.

Знаете ли вы, как строчку диктует чувство? Я ощущаю её как некое волнение, как музыку, которую пытаюсь выразить с помощью слов.

С помощью слов человек пытается передать не столько смысл, сколько своё ощущение, и потому интонация бывает важнее.

Слова непереводимы, потому что это попытка выразить чувство, образ, который существует неповторимо только в данной культуре, в языке данного народа. Чувства — они между слов.

Каждое стихотворение это космогония, — а потому неповторима и непереводима!

Стихи мои, при всей их возможной ценности, лишь средство огранки души.

Когда никто не ждет от нас шедевра, тогда лишь мы способны на шедевр. Для творчества свобода непременна, а неизвестность дарит мне маневр.

Когда признанья нет, поэт, увы, свободен, когда известен — раб пустой толпы. Он лишь тогда ей на потребу годен, когда творит за деньги, без любви. Лишь без наград, без всякого признанья, вдали от липкой жизни суеты творит он для себя, как в покаянье. Он Дара раб, а не людской молвы!
— Но ведь кому-то могут оказаться полезны твои стихи.
— Стихи забудут, рукопись сгорит.
— Быть может, вспомнят добрыми словами?
— Не памяти нам нужен монолит, а то, с какими мы умрем сердцами!

Художник мир творит, он — демиург, он — бог,
Он слышит зов Небес, он ловит Музы слог.
И требует Господь, чтоб был поэт один,
И дома, и в семье, хоть он не нелюдим.
И потому бежит поэт от лишних слов,
От пошлой суеты, семейных склок, забот,
От мыслей о еде, о сексе, шума — прочь!
Он должен быть один, его подруга — ночь.
Он тонкий инструмент божественных начал,
И требует Глагол, чтобы поэт молчал.
Художник — Музы раб, ревнует Дух его,
Кто служит — даёт всё, а прочим — ничего.
Не сотворит поэт того, что Бог ему не даст,
И должен помнить он про свой последний час.
Не выдумать того, что нет в Мире Идей,
И чтобы сотворить, любить нужно людей,
И верить в то, что Бог поэту говорит,
Ведь истинный поэт не от себя творит.
Как мало нужно чтоб творить художник мог:
Покоя для души, свободы от забот.
Но творчество всегда есть подвиг для души —
Преодолеть себя и воплотить мечты.
Художник видит то, что многим не дано,
В грядущее он зрит сквозь мутное стекло,
Пытаясь Божий Смысл в твореньи разгадать,
И миру возвестить о том, что должно стать.
Художник есть пророк, поэт — пророк вдвойне,
Он возвещает то, что хочется Судьбе.
Он жертвует собой, чтоб им Господь вершил,
Поэт живёт затем, чтоб Бог им мир творил.
Не смеет он просить, ведь он имеет дар,
Творит душою он, и тела нужд не раб.
Он просит тишины, чтоб слышать Бога глас,
И он творит мечты, что так нужны для нас.
Не нужен и комфорт — талант погубит он! —
Нужна лишь тишина, и только хлеб, да сон.
Удобства ведь не цель, а чтоб он мог творить,
Здесь деньги не важны, ведь Музы не купить,
Не вымолить стихов, не выпросить любви,
Ведь вдохновенье — Дар, упорный труд души.
Не ценится поэт, пока средь нас живёт,
Но станет знаменит, как только он умрёт.
Укором служит он для тех, кто спит душой.
Он странник на Земле, он странный, он чужой.
Поэт — слуга Небес, орудие Творца,
Бог в лицах всех творцов, и Он же без лица.
Невзгоды — хлеб души, и стимул нам расти,
И чтоб поэтом стать, ты их благодари.
Поэт — всегда борец, художник и герой.
И Бог им говорит. Он только Богу свой!
(из моего романа-быль «Странник»(мистерия) на сайте Новая Русская Литература http://www.newruslit.nm.ru


Желающие прослушать дискуссию, могут скачать аудиофайл в формате dvf (три с половиной часа) по ссылке для скачивания: http://files.mail.ru/J03DM7
Чтобы прослушать в формате MP3, нужно конвертировать файл. Конвертер здесь: http://www.nch.com.au/components/switchsetup.exe
Плагин от Sony http://www.nch.com.au/scribe/sony.html

P.S. Читайте другие мои статьи по данной проблеме: «Что убивает литературу», «Как окультурить культуру», Убийство читателя» и другие.

© Николай Кофырин – Новая Русская Литература – http://www.nikolaykofyrin.narod.ru

Источник: Николай Кофырин

 
 
 
 

Ответов пока нет.

Комментàрии 


Комментариев к этой статье ещё нет.

Пожалуйста, подождите!
Комментарий: