Статья добавлена 26 января 2015, в понедельник, в 12:51. С того момента...
1622 |
просмотра |
0 | добавлений в избранное |
0 | комментариев |
Представлена в разделах:
Витражи (Часть вторая)
Упадок и возрождение. В эпоху Ренессанса витражное искусство двигалось в избранном средневековыми мастерами направлении.
Развивались стили, расширялась география распространения. Однако вскоре по далеким от творчества причинам для витражного искусства настал период упадка. Во времена Французской революции XVIII века борцы за свободу, равенство и братство в экстатическом пылу разбили большинство витражей по всей стране. Англии в этом смысле тоже пришлось тяжело роспуск монастырей при Генрихе VIII и предписания Оливера Кромвеля против злоупотребления изображениями в качестве объектов поклонения привели к уничтожению тысяч витражей...
В начале XIX века ситуация изменилась. Возобновление интереса к религии привело к возрождению витражного искусства. В Европе одна за другой стали возникать фабрики по производству витражей. В Англии в числе первых дизайнеров и создателей витражей были Уильям Уоррингтон и Джон Хардман, стиль которых повлиял на развитие американской отрасли.
Во Франции производством витражей занялся знаменитый Севрский фарфоровый завод. Большинство разрушенных храмов было восстановлено или реставрировано. Французы предпочитали создавать витражи из больших стеклянных панелей, которые окрашивали и обжигали. В качестве сюжетов, изображенных на витражных окнах, нередко использовались копии с картин известных художников. К концу века была восстановлена техника создания и обработки средневекового стекла. В витражах того периода преобладали лазурный, розовый и лиловый тона.
Восстановление старинных зданий в Германии, в частности Кельнского собора, сделало витражные окна чрезвычайно популярными. В основе изображений оказались работы граверов, например Альбрехта Дюрера. Немецкие витражи можно было встретить в Европе, Америке и Австралии.
Витражные студии появились в Австрийской империи, Италии и Бельгии.
В 1857 году в Нью-Йорке открылась первая в США студия декоративного искусства, которая долгие годы сохраняла позиции основного производителя церковных витражей. Очень популярным до сегодняшних дней остается стиль, разработанный Луисом Комфортом Тиффани.
XX Век: Поиски нового. Искусству прошлого века в целом свойственен отказ от устоявшихся традиций и поиски новых путей воплощения творческих идей. Изменения коснулись и витражей& в начале века постепенно закрылись почти все студии и мастерские, работавшие исключительно в готическом стиле.
Витражное искусство становилось все более светским, им всерьез заинтересовались художники и декораторы. Эскизы для витражей создавали абстракционисты и экспрессионисты, среди наиболее известных фигур Тео ван Дазбург, Пит Модриан и Марк Шагал. В дополнение в существующим (античный, византийский, арабский, готический стиль и др.), появились и новые модерн, арт-деко, хай-тек и многие другие. Также разрабатывались новые техники обработки стекла и возможности его сочетания с другими материалами. В частности, мастера научились устанавливать стеклянные панели непосредственно в бетон, была разработана техника создания витражей без использования свинцовых нитей кусочки стекла укладывались внахлест и спекались, позволяя создавать непрерывное изображение.
Очередной всплеск развития витражного искусства и возрождения старинных традиций произошел после Второй мировой войны, когда пришлось восстанавливать множество разрушенных бомбардировками храмов.
Источник: Дизайнерское бюро "Спектр"