Статья добавлена 6 июля 2008, в воскресенье, в 17:52. С того момента...
1289 |
просмотров |
0 | добавлений в избранное |
1 | комментарий |
Представлена в разделах:
Фестиваль симфонических оркестров мира
Парад оркестров мирового уровня и дирижеров экстра-класса прошел в Москве уже в третий раз.
О фестивале
Парад оркестров мирового уровня и дирижеров экстра-класса прошел в Москве уже в третий раз. Его организатор — Ассоциация руководителей симфонических и камерных оркестров России (АСКОР) — поставила перед собой цель: создать сообщество, в котором музыканты смогут обменяться опытом. Для российских оркестрантов это особенно важно: как показывает практика, они по большей части живут в замкнутом мире и не могут развиваться. Поэтому молодые, одаренные музыканты уезжают из своих городов искать счастья в столицах (к примеру, только в прошлом сезоне Волгоградский симфонический оркестр покинули сразу 20 музыкантов).
Об участниках
На предыдущих двух фестивалях выступили Израильский симфонический
и Дрезденский филармонический оркестры, Симфонический оркестр
Тосканини, Национальный оркестр Франции, Оркестр римской академии
Санта-Чечилия и другие прославленные европейские коллективы. Нашу
страну представляли Новосибирский симфонический и Уральский
филармонический оркестры. В этом году состав участников был не менее
яркий:
- Бамбергский симфонический оркестр и маэстро Джонатан Нотт исполнили Симфонию №2 Брамса и Симфонию №3 Брукнера;
- Ростовский симфонический оркестр под руководством Юрия Ткаченко представил «Жар-птицу» Стравинского и «Божественную симфонию» Скрябина;
- Симфонический оркестр Шведского радио под руководством Лейфа Сегерстама исполнил «Море» Дебюсси, «Легенды Скал» Хуго Альфвена и Симфонию №2 Сибелиуса;
- Лондонский королевский филармонический оркестр с дирижером Даниэлем Гати исполнил музыку Штрауса, Брамса и Бетховена. Апофеозом фестиваля стала Симфония №6 Алексея Рыбникова. 45-минутное произведение в 4 частях исполнил Объединенный российский симфонический оркестр под руководством Валерия Гергиева.
Творчество этого композитора россияне начинают изучать с детства — по фильмам «Приключения Буратино», «Через тернии к звездам», «Усатый нянь» и многим другим. Рыбников создал не только музыку к сотне кинокартин и целому ряду спектаклей и опер (например, «Юнона и Авось» и «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты»), но и 5 симфоний. А в этом году написал шестую (причем, сделал это за 4 месяца, хотя такие крупные произведения обычно пишутся около года).
О «музыкальной сборной России»
Специально для исполнения этого произведения и был создан
симфонический оркестр, в который вошли музыканты из 29 городов страны.
В том числе — оркестранты Воронежской филармонии:
- Анна Пожарская (скрипка);
- Елена Мешкова (виолончель);
- Алексей Корченов (контрабас);
- Николай Бабушкин (фагот).
Анна Пожарская, концертмейстер Воронежского академического симфонического оркестра:
На сайте АСКОР выложили список произведений, которые нужно было
подготовить к прослушиванию. Нам (скрипачам) достался довольно сложный
отрывок из «Дон Жуана» Штрауса. В комиссии сидел Рыбников и Михаил
Татарников — дирижер Мариинского театра, который, собственно,
и разучивал с нами симфонию, готовил к встрече с маэстро Гергиевым.
Жили мы в пансионате Госфильмофонда, там же и репетировали. Рыбников
каждый день приходил на репетиции, думал, корректировал партитуру.
На третий день очень приятно было услышать от него: «Ребята, кажется,
у нас получается. Я счастлив!». Приятно было услышать «у нас», мы ведь
тоже принимали участие в создании симфонии. Оркестр — это большой
инструмент композитора, но инструмент чувствующий и думающий, живой.
О самой симфонии говорить, наверное, неправильно, ее надо слушать.
Мне показалась, что это музыка об истории нашей страны со всеми
ее волнениями и перипетиями в первых двух частях. Третья часть —
лиричная, напоминает молитву, а кода четвертой — в мажоре, похожа
на просветление.
Очень приятна была забота организаторов о нас: концертмейстеры
«мариинки» проводили мастер-классы, устраивали экскурсии. Мастера
инструментов предлагали свои услуги, а это очень ценно — ведь в не
каждом городе есть хороший мастер!
Елена Мешкова, концертмейстер группы виолончелей:
Виолончелистов просили представить отрывки из «Реквиема» Верди (в
нем наиболее полно раскрывается звучание инструмента), из «Валькирии»
Вагнера и из Восьмой симфонии Шостаковича. Перед прослушиванием
волновалась, даже ходила слушать эти произведения в библиотеку. Ведь
это уникальный шанс поработать с такими великими людьми, как Гергиев,
поучиться у столичных музыкантов, послушать оркестры других стран.
Репетировали с утра до вечера, обсуждали текст и игру других оркестров.
Всех впечатлил Шведский оркестр, а вот немцы играли очень уж камерно,
неярко. В Европе уже совсем другая техника, а мы даже не знаем
о последних тенденциях.
Очень полезны были мастер-классы, для нас это курсы повышения
квалификации. Интересно было наблюдать за рождением новой симфонии:
Рыбников написал ее специально для фестиваля, то есть до нас ее никто
и никогда не слышал, включая самого автора. Причем, процесс создания
симфонии не прекращался и во время репетиций, что-то добавлялось,
менялись штрихи, акценты…
Николай Бабушкин:
Девиз фестиваля — «Для музыкантов», и это было действительно так.
Для нас проводили не только мастер-классы, но и составили культурную
программу. Я был в «Геликон-опера» на невероятном спектакле «Лулу»
Берга. В России это единственный театр, поставивший это сложнейшее
произведение с невообразимой партитурой и атональной музыкой.
Я был на мастер-классах у валторнистов и альтистов. Специально
для фаготов ничего не было, но если музыкант — думающий человек,
он всегда найдет полезное для себя. У альтистов рассказывали
о звуковедении (это правильное построение музыкальных фраз, чтобы
получалось цельное произведение, а не набор отдельных предложений), а у
валторнистов — о дыхании и атаке (начале звука).
Возможность учиться — это очень важно: ведь наша школа духовиков
и струнников сильно устарела. Чтобы получить место в приличном оркестре
(даже в российском) музыканты едут учиться во Францию и Германию —
в Европе обмен опытом происходит очень быстро.
Выяснилось, что среди всех музыкантов, присутствовавших на фестивале, у воронежцев самая маленькая зарплата. Хочется, чтобы ситуация изменилась, и их талант оценили не только в столице, но и в лучшем городе.
Дина ЧирковаИсточник: Лучший Город
культурно!