Статья добавлена 26 февраля 2009, в четверг, в 08:42. С того момента...
1714 |
просмотров |
0 | добавлений в избранное |
0 | комментариев |
Представлена в разделах:
Кризисный градус Россияне пропивали 33 млрд долларов в год
→ответ на статью «56 Интересных фактов о человеке»
По оценкам экспертов, в год Россия выпивает 2 млрд литров водки, 12 млрд литров пива и еще 1,8 млрд литров остальной алкогольной продукции на общую сумму 33 млрд долларов (это без учета пива), что вполне сопоставимо, скажем, с автомобильным рынком.
Впрочем, несмотря на существование ряда теорий о гибели России от алкоголя, эксперты отмечают снижение потребления алкоголя во время кризиса и, как следствие, проблемы отечественных производителей алкоголя. Праздничного шампанского в этом январе они произвели на 35% меньше, чем в январе-2008.
Пить станут меньше и экономнее
По данным Центра исследований
федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА), самых ходовых
спиртных напитков у россиян произвели в этом январе меньше.
Производство водки снизилось на 28%, пива — на 7,2%, виноградных
столовых вин — на 22%, шампанского — на 35% по сравнению с январем 2008
года.
Руководитель ЦИФРРА Вадим Дробиз по просьбе «Часкора» сделал прогноз по отрасли на 2009 год: «Хорошо сегодня себя не чувствует никто. Впрочем, в условиях нарастающего процесса «регионального сепаратизма» периферийные заводы имеют шанс (в условиях закрытия региональных рынков для импортной продукции) закончить 2009 год с ростом объемов производства. У крупных компаний вероятно падение производства.
В 2009 году прогнозирую общий спад легального производства и импорта на 15—20%, сокращение премиального сегмента на 20%, перетекание спроса в сторону более дешевого и крепкого алкоголя, серьезный рост нелегального рынка и рынка домашних и технических суррогатов. Что касается пива, то прогнозирую минимальное снижение потребления — на 2—4%».
По данным ЦИФРРА, в сегменте премиального алкоголя происходит резкое сокращение — на 30% упало число посетителей ресторанов, упала средняя стоимость чека и, соответственно, покупки там алкоголя. Потребление премиального алкоголя в значительной степени станет домашним, многие перейдут на более дешевые напитки.
Цены станут выше
Сейчас литровая бутылка мартини стоит в
магазинах дьюти-фри 18 долларов (около 650 рублей), а в самых дешевых
сетях российской розницы — около 420 рублей. Такая ситуация, по словам
Вадима Дробиза, связана со значительным количеством продукции, которое
уже было завезено в Россию или распределено по мировым каналам сбыта до
кризиса, еще по старым курсам евро и доллара. У кого-то еще есть запасы
продукции по старым ценам, потому что элитный алкоголь продается
сегодня хуже и в меньших объемах, чем до кризиса. К лету такой резкой
разницы в ценах не будет.
По словам эксперта, импортный алкоголь стоимостью до 300 рублей подорожает на 35% к уровню цен сентября, в сегменте дороже 300 рублей подорожание составит до 25—30%.
Что касается цен на российские алкогольные напитки, то тут, по оценке эксперта, «никакого снижения быть в принципе не может, как и всё остальное в России, алкоголь может только дорожать». Алкогольная отрасль ничем не отличается от других отраслей экономики: легальный алкоголь будет всё менее доступен для большинства населения России, если государство не снизит уровень акцизных платежей. Сегодня минимальная цена легальной бутылки водки — не ниже 90 рублей за 0,5 литра. Это подхлестывает производство нелегальной продукции — по оценкам ЦИФРРА, уже сегодня 45% водки продается по цене ниже 90 рублей.
Госзакрома
Государство всегда близко принимало тему алкоголя
— то стремилось заработать на тяге электората к спиртосодержащему, то
защитить народ от змия.
Сегодня отрасль, сопоставимая по оборотам с автомобильной, приносит государству только в виде акцизов 72—75 млрд рублей в год. При этом, по данным ЦИФРРА, госпредприятия производят 15% продаваемой в России водки и около 30% спирта. Кроме того, собирает весь набор обычных налогов с отечественных предприятий, которые добились значительно более серьезных успехов, нежели производители российских авто. По данным ЦИФРРА, доля российских производителей на рынке пива — 98%, водки — 95%, коньяка — 80%, виноградного вина — 70%, игристых вин и шампанского — 90%.
Впрочем, при этом надо учитывать, что для производства российского вина и коньяка в большей степени применяется импортное сырье.
Культура питья
Любопытно, что в далеком 1980-м водки в СССР
пили 12,5 литра на человека в год, а за 2008 год — заметно меньше, лишь
около 8,5 литра водки. А вина в 80-м употребляли вообще в 3 раза больше
нынешнего уровня — 21 литр на человека против 7,4 литра по итогам
прошлого года.
Зато пивные компании добились существенного успеха в современной России: употребление пива в нашей стране со времени московской Олимпиады увеличилось в 4 раза — до 80 литров на человека в год.
Впрочем, поголовная алкоголизация России не грозит. Вадим Дробиз поделился с «Часкором» своими мыслями на эту тему: «Несмотря на существование ряда теорий о гибели России от алкоголя («Русский крест» и прочие) и разделяя мнение о пагубности роста алкоголизации России и необходимости снижения потребления алкоголя в государстве, тем не менее мы считаем, что в российской нации заложено внутреннее противодействие алкоголизации, которое проявляется в самые критические моменты. В наших аналитических отчетах мы изложили свое видение этого вопроса в виде «теории самосохранения России от алкоголизации».
-
Россия выпивает в год:
— 12 млрд литров пива;
— 2 млрд литров водки и ЛВИ;
— 800 млн литров вина виноградного;
— 230 млн литров шампанского и игристого вина;
— 120 млн литров коньяка;
— 50 млн литров плодового вина;
— 600 млн литров самогона, аптечных настоек, технических суррогатов и т.п.
Источник: Частный корреспондент