Статья добавлена 3 марта 2017, в пятницу, в 11:13. С того момента...
1795 |
просмотров |
0 | добавлений в избранное |
0 | комментариев |
Представлена в разделах:
Добро пожаловать в ад или экстрим на Ближнем Востоке.
Безусловно, это была САМАЯ экстремальная и насыщенная разными впечатлениями поездка за всю мою туристическую практику... Мы все время буквально чудом ускользали из опасных мест за день до того, как там начиналась военная заварушка.
Этот путевой "отчет" был написан давно - сразу после возвращения из захваченного боевиками хасбалы Бейрута, где мы в один миг оказались в эпицентре боевых действий. Но воспоминания до сих пор так отчетливо всплывают в памяти, а сюрреалистичные картинки встают перед глазами, словно это было только вчера...
В Ливан прилетели ночью 5 мая 2008 года. На 6 и 7 мая были запланированы экскурсии с выездом из Бейрута. 7 мая с утра в городе произошли существенные изменения по сравнению с тем, что мы видели на улицах накануне: весь город был оцеплен военными, основные дороги перекрыты, на улицах практически полное отсутствие людей и машин, магазины закрыты, кругом выставлены посты военных на танках, дороги завалены покрышками, установлены ежи, растянута колючая проволока.
И все эти внезапные преобразования местный гид из принимающего агентства объяснил нам тем, что в этот день была намечена мирная демонстрация трудящихся, недовольных условиями работы и уровнем зарплаты!!!
Потом, несколькими днями позже, я не раз вспоминала эту формулировку и просто диву давалась… И главное, в тот день мы все поверили этим словам, хотя я тогда еще сильно удивлялась, зачем приняты такие серьезные меры предосторожности по всему городу, если митинг назначен в каком-то одном районе, и почему, собственно, нигде не видно этих самых демонстрантов с транспарантами…
Но все весело списали это на местные особенности восточной страны: мол, восток – дело тонкое, кто их разберет, другая страна – другие порядки… И спокойно поехали себе на экскурсию в горы смотреть на реликтовые кедры :)
А когда вечером возвращались обратно в Бейрут, недоумевали, зачем местным жителям понадобилось на дорогах жечь эти самые покрышки и портить свою собственную экологию…
Вот, собственно, и все, что мы видели из готовящихся военных действий – и, слава Богу!
На следующее утро мы выехали из Бейрута и поехали в Сирию – это нас спасло.
Именно в этот день в Бейруте начались все ужасы настоящей войны. Город захватили боевики, на той самой улице, на которой находился наш отель, развернулись самые настоящие боевые действия с перестрелками, кого-то из местных жителей перестреляли, многих ранили…
Мы тогда об этом еще ничего не знали. И узнали значительно позже. Дело в том, что в Сирии по программе мы находились всего один день, а потом был запланирован отдых в Библосе – на курортном побережье Ливана. Единственная информация, которую мы получили, заключалась в том, что «в Бейруте мирная демонстрация местных жителей переросла в беспорядки, но это далеко от Библоса, и нам АБСОЛЮТНО НИЧЕГО НЕ ГРОЗИТ».
Часть группы была настроена однозначно возвращаться обратно в Ливан и продолжать приятный отдых, но было несколько человек, которые сомневались и предлагали остаться в Сирии (тем более что там тоже можно было снять отель на море).
Тогда менеджер, которая нас сопровождала от «Иорданского Клуба» (кстати, позже, когда ситуация обострилась и накалилась до предела, она благополучно открестилась от своих функций представителя агентства, заявив, что она находится в отпуске на отдыхе) созвонилась с принимающим агентством, после чего сообщила всем, что проплаченные деньги за 5* отель в Библосе не будут нам возвращены, и кто хочет остаться в Сирии, конечно, может это сделать, но будет проживать за свой счет, второй раз оплатив отель.
Причем все это время, пока принималось решение, активно поддерживалась уже высказанная версия о том, что беспорядки происходят далеко и они временны: не сегодня – завтра все уляжется, и к тому времени, когда закончится наш отдых на море, ситуация утрясется, и мы благополучно вернемся в Бейрут (по которому еще была запланирована экскурсия на последний день) и вылетим из него обратно домой.
Все согласились на возвращение в Ливан.
На границе начались первые нервные потрясения. Во-первых, когда мы туда прибыли, то были шокированы количеством народа, который буквально ломился через пропускной пункт из Ливана в Сирию. Люди стояли плотной толпой – плечом к плечу, напирая на пограничников, которые всеми силами пытались их сдержать и организовать некое подобие очереди. Многие были с большими тюками, баулами, кто-то налегке, и все они старались в прямом смысле слова прорваться через оцепление пограничников, которые сначала просто покрикивали на них, потом в ход пошли тонкие пруты, которыми они стегали по воздуху или по ногам особенно активно прорывающихся, когда и это не помогло, один из пограничников выхватил из своей будки… ВЕНИК(!!!) и начал хлестать им по первому ряду толпы, стараясь утихомирить людей.
Мы все припали к окнам (благо, сидели в высоком туристическом автобусе, а не в маленьких легковушках) и наблюдали за происходящим.
Кому-то удавалось прорваться через оцепление, и он вприпрыжку, просто во все лопатки, бежал к сирийской границе. Некоторым удавалось проскочить благополучно – занятые удержанием разбушевавшейся толпы пограничники не могли отлавливать отдельных «зайцев», иначе бы они не удержали мощного напора, и блокада оказалась бы прорванной. Но некоторых, не особенно расторопных, все же успевали догнать, тогда их хватали буквально за шиворот и в прямом смысле пендалями под зад загоняли обратно за ограждение. Это было так дико наблюдать!
Еще мы очень волновались, что толпа в любой момент может разъяриться, выйдет из-под контроля, начнет громить все подряд, переворачивать машины и бросать камни в наш автобус, который стоял в 10 метрах от нее, ожидая возможности проехать. Надо сказать еще о такой детали, что в обратном направлении границу пересекали только мы одни… Больше никого желающего въехать в Ливан не было…
Только много позже мы узнаем о том, что, оказывается, представитель из ливанского агентства в тот день предупреждал нашу сопровождающую из "Иорданского Клуба" барышню о реальной опасности нашего возвращения, советовал остаться на территории Сирии, а в противном случае снимал с себя всю ответственность за время нашего пребывания в Ливане!!!
Нам об этом ничего не было сказано, нас просто не посчитали нужным поставить в известность, скрыв эту информацию в тот момент, когда принималось решение, что делать дальше – возвращаться или нет.
Если бы эти слова были нам переданы, многие отказались бы въезжать в страну, где уже полным ходом шла война.
Все пограничники были шокированы нашим возвращением и недоумевали, что это за группа безбашенных «крэзи-рашен» едет туда, откуда все нормальные люди уносят ноги?!
Но недоумевали они по-арабски, и рассказала нам об этом женщина, которая сопровождала нас по Сирии, только на обратном пути, когда мы в третий раз за неделю пересекали их границу…
В тот момент, когда мы сидели, прилипнув к окнам автобуса, ожидая разрешения на въезд, творящееся на пропускном пункте безумие нам объясняли тем, что это «сирийские гастарбайтеры, которые работают на территории Ливана, в пятницу хотят вернуться на выходные домой»... А энтузиазм, с которым они пытаются это проделать, опять же списывался на особенности местного менталитета и горячую кровь южных хлопцев.
В общем, на границе в тот день мы провели не много, не мало, а 3 полных часа, наблюдая набирающее обороты действо, которое продолжало разворачиваться на наших глазах следующим образом.
Вслед за прутами в руках пограничников в ход пошли уже увесистые палки, которыми они стали откровенно дубасить по спинам страждущих возвращения на историческую родину. Ситуация накалялась. Люди кричали, ругались, а деваться им было уже некуда – вся площадь была настолько плотно занята стоящими впритирку друг к другу людьми, что развернуться и отступить им было некуда даже при большом желании.
Пограничники, понимая, что еще немного, и их просто снесет неуправляемая толпа, стали еще больше разъяряться и выхватывать огнестрельное оружие…
Вот тут нам уже стало не до шуток.
Ситуация могла окончательно выйти из-под контроля и перерасти во что угодно.
Сначала они просто угрожающе махали пистолетами и автоматами перед толпой, которая несколько откатила назад, что позволило опустить поднятый до сих пор шлагбаум и протянуть цепь (странно, что это не было сделано с самого начала). Но потом народ стал пробираться и перебегать через границу с другой стороны пограничной будки, и тогда они начали стрелять в воздух.
Что тут поднялось! Шум, паника, крики, дети и женщины плачут, все побросали вещи, сумки, чемоданы и побежали назад. Это было ужасно. (См. фото).
Но зато в этот момент образовался просвет в плотной толпе, через который выехало несколько легковушек (очевидно, такси, которые доставили на границу людей), за которыми пробрался и наш автобус.
Все с облегчением вздохнули.
Но через несколько км выяснилось, что дороги перекрыты, и нам не проехать. Что делать? Водитель поймал кого-то из местных и договорился, чтобы тот за деньги показывал обходной путь. Пробирались какими-то задворками, тайными тропами, буквально продираясь через заросли по узкой грунтовке.
Добрались до Библоса, заселились в отель. И пока регистрировались на ресепшен, встретились там с парнем, что вместе с нами был в Бейруте, но потом отделился от нашей группы, которая уехала в Сирию. И вот уже от него мы узнали подробности того, что произошло в Бейруте, как только мы его покинули.
С его слов, это был настоящий ад: военные действия развернулись в непосредственной близости от нашего отеля, причем стреляли не только из винтовок, но даже из гранатометов и минометов…
И все же ему удалось оттуда выбраться (хотя вещи он почему-то оставил в том отеле, может, спешно пришлось бежать – об этом не знаю) и приехать тоже в Библос. Но отель, в который мы заселились, оказался полностью заполненным, и ему даже не смогли найти свободный номер. Куда он потом подался я не знаю, но через пару дней, когда в Бейруте объявили затишье (стороны вроде бы договорились), он вернулся туда за своими вещами, а там опять началась заварушка по-новой… И он снова попал в эту безумную переделку.
В общем, как нам позже рассказали уже в Дамаске, он своими силами, буквально автостопом, добирался до сирийской границы, потом вылетел в Москву из Дамаска. Его здесь даже показывали по телевидению в новостных сюжетах, причем информация была преподнесена таким образом, что его российское посольство эвакуировало из Бейрута на родину, хотя на самом деле человек выбирался из передряги самостоятельно…
Прошли 3 дня нашего отдыха в Библосе, и накануне вылета нам сказали, что за нами придет автобус и заберет нас в Бейрут, откуда мы благополучно сможем вылететь. Все с утра собрали чемоданы и стали ждать обещанного автобуса.
А из дома нам сообщили, что аэропорт в Бейруте до сих пор закрыт (в Москве было больше информации об истинном положении дел, чем у нас там).
Позвонили сначала в принимающее нас агентство в Бейруте. Там сказали, что война все еще продолжается, вылетать придется в четверг через Дамаск, до которого они могут предоставить нам автобус, но он будет стоить, учитывая обстоятельства, 4000 $.
Т.е. поделив на 10 человек, получается по 400 $ с носа – естественно, таких денег уже ни у кого с собой не оставалось.
На все вопросы девушка-менеджер отвечала, что она предупреждала нас через Женю К., что въезжать в Ливан опасно, и если мы это сделаем, то только под свою ответственность, они же в этом случае снимают с себя все обязательства перед нами!
Но нам об этом даже никто тогда не сказал.
Женя отреагировала на эту информацию следующим образом:
«Ничего страшного. За нами пришлют автобус из российского консульства и эвакуируют всех в Дамаск, обеспечив сопровождение».
Потом позвонили в российское консульство в Бейруте, и там нас «обрадовали» вторично…
Консул заявил, что ситуация в Бейруте сейчас стабильная, официального распоряжения об эвакуации они не получали, а потому ничем не смогут нам помочь, чтобы вывезти из Ливана в Дамаск. Тем более что консульский автобус уже вторые сутки стоит на сирийской границе и не может оттуда выехать.
Его совет был оставаться еще на несколько дней в Библосе, пока все не утрясется.
(Кстати позже мы узнаем, что российское посольство покинуло Бейрут и благополучно вернулось на родину)…
Затем стали звонить в Аэрофлот. Там пообещали, что нас отправят по нашим билетам из Дамаска. Это была приятная новость, поскольку денег на новые билеты уже ни у кого не осталось.
В общем, посовещавшись, большинством голосов было принято решение брать такси и самостоятельно добираться до сирийской границы, откуда уже ехать в Дамаск.
В отеле заказали 3 мерседеса, в которые погрузили свой багаж и тронулись в путь.
Неслись на скорости 120 км/час первые минут 40 без особых неприятностей. Только кто-то из группы забыл в отеле свой мобильный, и одной машине пришлось вернуться обратно, остальные две ее дожидались. После чего поехали дальше.
И вдруг Дима, который ехал в одной с нами машине, говорит: «Кажется, выстрелы…»
Я ничего такого не расслышала и списала эти звуки на свист рации, по которой наш водитель переговаривался с остальными двумя. И в этот момент мы резко съезжаем с трассы и сворачиваем на какую-то непонятную заросшую дорогу, вроде той, по которой ехали в Библос несколькими днями ранее.
Далее события стали разворачиваться как в плохом кино.
У меня до сих пор перед глазами стоит видеоряд, как отдельные кадры, выхваченные из какой-то другой реальности… Неправильной реальности, в которую мы попали случайно… Этого не должно было быть, но это произошло именно с нами… Несколько дней подряд именно эти кадры снились мне по ночам, отчего я просыпалась в холодном поту.
…С правой стороны от машины тянется бетонный белый забор. Какая-то женщина, согнувшись, бежит вдоль этого забора, втянув голову в плечи и на полусогнутых ногах…
…Наша машина неожиданно вылетает на ВСТРЕЧНУЮ ПОЛОСУ и несется по ней. Впереди также по встречке идут первые две машины…
…Проезжаем какой-то населенный пункт (позже выяснилось, что это тот самый Триполи – очаг боевиков), вдоль узкой улицы стоят какие-то непонятные люди, и все держат в руках ОРУЖИЕ – у кого-то винтовки, а кто-то и с автоматами!!! Некоторые из них в масках…
Такие кадры я видела только в кино про чеченских боевиков. Именно на них они и были похожи. Дальше я не хотела больше ничего видеть и сползла на дно машины. Мне было реально страшно. Наверное, как никогда до этого. И надеюсь, что больше не придется переживать этот животный страх, который накрывает тебя с головой. Единственное желание было – как можно быстрее выбраться из этой ЧУЖОЙ РЕАЛЬНОСТИ, и оказаться в нормальном, спокойном, человеческом мире.
Когда я подняла голову и выглянула в окно, вдоль дорог тянулись полуразрушенные и совсем разрушенные здания, все стены которых были буквально изрешечены пулями и снарядами.
Но вот мы и добрались до границы. Все с облегчением вздохнули и вылезли из своих машин. Быстро заполнили декларации, пересекли сначала ливанскую границу и на радостях принялись весело фотографироваться, чтобы запечатлеть этот памятный момент, потом тут же сели это отметить – прямо у здания погранзаставы :)) Видимо у нас был настолько веселый и счастливый вид, что к нам присоединились двое местных пограничников.
Все ужасы остались позади, мы погрузились в раздолбанный сирийский автобус и двинулись в Дамаск. Но по приезду тут же выяснилось, что туда двинулись не мы одни, а потому все отели были переполнены, и нигде не было свободных мест… До двух часов ночи мы мотались по городу, пока не нашли всего лишь 2 (!) комнаты в каком-то низкосортном отеле, одна из которых к тому же располагалась почти в подвале. Кое-как разместившись (в одном номере стояло 6 кроватей, в другом - 4, разделенные перегородкой), мы переночевали, наплевав на весь комфорт – тут уже было не до этого. Правда, на следующее утро сразу побежали искать себе новое жилье – оставаться в этой ночлежке не было никакой возможности, иначе весь отдых оказался бы насмарку.
Первым делом зашли в наш старый отель «Венеция», в котором жили зимой – мест нет. Попросили на ресепшен обзвонить соседние отели – та же ситуация :(
В результате нашли 2 свободных двухместных номера в отеле через дорогу от «Венеции», куда и переселились. Остальная часть группы так и осталась жить все вшестером в том первом отеле (не у всех были деньги переселяться – дабл стоил ровно столько же, сколько они платили на шестерых).
В общем, в Дамаске уже все прошло нормально, Аэрофлот сдержал свое обещание, и в четверг ночью мы вылетели, наконец, домой! Наверное, это было САМОЕ приятное и долгожданное возвращение :)))
Вот такая у нас получилась поездочка…
Май 2008 года.