Извините, вы уже голосовали за эту статью!
0       12345 0 голосов
Ø
Жалоба:
 
Есть причина пожаловаться?

Статья добавлена 3 февраля 2010, в среду, в 20:10. С того момента...

4240
просмотров
0 добавлений в избранное
0 комментариев

Представлена в разделах:



Top 5 àвтора:

Фламандское барокко

Автор: Al. Fitsa
Тема:

Сообщение:
 
Написать автору
 

Когда Северные Нидерланды обрели независимость, она осталась под испанской властью, и самый сильный отпечаток на ее искусство, особенно заметный в творчестве Рубенса и Ван Дейка.

 В XVII в. Фландрия оставалась главным оплотом католицизма на протестантском севере Европы. Когда Северные Нидерланды обрели независимость, она осталась под испанской властью, и самый сильный отпечаток на ее искусство, особенно заметный в творчестве Рубенса и Ван Дейка, наложила Испания и Контрреформация.

 

Раздел Нидерландов



   По договору о перемирии, заключенному в 1609 г., расколовшиеся Нидерланды разделились на Соединенные провинции (современные Нидерланды, или Голландия), освободившиеся из-под власти Испании, и на Южные Нидерланды (приблизительно современная Бельгия, включая Фландрию), оставшиеся под испанским владычеством.  Официально это разделение подтвердил Мюнстерский договор 1648 г.

 

 В течение века Испания оставалась мощнейшей в Европе  державой, пользуясь своей военной силой для восстановления    власти католической церкви на севере Европы, особенно там, где  католицизму ощутимо грозила протестантская Реформация.  После завоевания независимости Северными Нидерландами  оставшаяся католической Фландрия еще больше сблизилась с  Испанией, разделяя религиозные идеи Контрреформации, и  искусство двух этих католических, исторически связанных стран  развивалось в одном и том же русле.


   В начале XVII в. главным представителем северного барокко стал  живший в Антверпене Питер Пауль Рубенс (1577—1640),  создававший столь же одухотворенные произведения, как и  Доменикино , но неизмеримо превосходивший его  грандиозностью масштаба. В творчестве Рубенса поразительно  сочетаются итальянское величие и фламандская ясность и  чуткость к свету, оно пронизано католическим гуманизмом,  допускающим, наряду с религиозным умилением и энергичной  оптимистичной духовностью, чувственное наслаждение.


   В 1600 г. он уехал учиться в Италию и следующие десять лет  путешествовал, в том числе побывал в Испании. 

 Приехав туда во второй раз в 1628 году, он подружился с  несравненным испанским живописцем Веласкесом, который был  на 22 года младше него, но уже занимал более высокое  положение. 

 «Я считаю весь мир своей родной страной», — писал Рубенс, и  эта уверенная духовная свобода, космополитическое  мировоззрение проявляются в его творчестве. Этот экспансивный  гений с легкостью перенимал приемы мастеров Высокого  Ренессанса, преображая их на свой собственный, абсолютно  независимый лад. Он с редкостной уверенностью владеет  колоритом, неизменно богатым и щедрым, пользуясь примером  великого венецианца Тициана, а мощные формы явно заимствованы у Микеланджело.

 

Религиозные произведения Рубенса

 

   Рубенс пробыл какое-то время в Риме, где надолго попал под влияние своего современника Караваджо. Оно особенно заметно в его поистине барочных религиозных работах, которые создают полное ощущение физической реальности. Судить по религиозным картинам о силе личной веры художника можно не всегда, а возможно и никогда, ибо вера - неотъемлемое свойство человеческой природы. 
   Впрочем, известно, что Рубенс был верующим человеком и старался жить по христианским законам. Легко представить, с каким искренним чувством он писал поразительно динамичное «Снятие с креста», заимствуя у Караваджо реализм, драматический свет и следуя Микеланджело в изображении мускулистой классической фигуры мертвого Христа.

   Эта поистине грандиозная композиция до сих пор висит в Антверпенском соборе, для которого ее писал Рубенс. По всей длине полотна простирается обвисшее тело - единственная неподвижная деталь, а по обе стороны от центра разворачиваются энергичные действия, образуется мощная вертикаль движений и эмоций, физически выражаются переживания. Весь свет сосредоточен на мертвом Христе. Тяжесть падающего тела почти невыносима, эта смерть глубоко потрясает присутствующих. Скорбящие с отчаянием понимают, что после распятия Господа расстались с частью собственной жизни.

 

Рубенс-портретист 


 

   Рубенс не бежал от действительности. Знаменитый групповой портрет Деборы Кип, жены сэра Бальтазара Гербьера 
и его детей, запечатлел семью, которой была уготована несчастая судьба. Трое старших детей смотрят хмуро и вопросительно, маленькая девочка глядит на нас с нерешительной отчужденностью. Дети красивые, но внутренне напряженные. Старший мальчик подался вперед, мать полна печали, и только малыш чувствует себя непринужденно.

   Отец семейства был жестоким и беспринципным человеком, и Рубенс этого не скрывает. Дебора Кип одета в роскошный наряд из шелков и камчатного полотна, однако над семьей сгустились зловещие тучи. Несмотря на внешний блеск и красоту, все полно тяжелых предчувствий. Портрет напи сан с глубоким чувством, но без всякой сентиментальности. 

 

Талантливый дипломат
 

  Казалось бы, при необычном сочетании энергичности и деликатности Рубенс не мог стать успешным политиком. Но он оказался таким гениальным, так удачно играл роль посла своей страны — испанских Нидерландов, что продвинулся в высшие политические круги.

   Почти все коронованные особы Европы лично знали великого Рубенса и ценили его как художника. Поэтому на нем остановила свой выбор королева-мать Мария Медичи во время раздоров с сыном, французским королем Людовиком XIII.
    Людовик стал королем по достижении совершеннолетия в 1614 г., но удача ему не сопутствовала. Мария не 
признавала сына дееспособным и отчаянно цеплялась за свой статус регентши. Французский двор одолевали 
политические проблемы, порожденные их упорным соперничеством. Людовику пришлось сослать мать в провинцию, где она прожила до 1620 г. Вернувшись из ссылки, Мария Медичи поселилась в Люксембургском дворце, великолепном барочном здании на левом берегу Сены, и в течение следующих пяти лет занималась его 
меблировкой и отделкой.
   Королева-мать решила заказать два цикла из 48 больших картин. Один должен был показать ее замужество и триумф власти, другой — события из жизни покойного мужа, Генриха IV, истинного героя. Однако закончен был только цикл, посвященный толстушке Марии, никогда не отличавшейся красотой. Никто, кроме Рубенса, не смог бы этого сделать. Не уклоняясь от истины, а лишь слегка ее вуалируя, Рубенс пишет одно прекрасное полотно за другим, создавая на основе ничтожных фактов высокие произведения искусства.
   Классическая мифологическая композиция «Апофеоз Генриха IV и провозглашение регентства» прекрасно  иллюстрирует непревзойденный метод мастера. Может быть, губы художника кривились в улыбке во время этой работы, но рука его не дрожала. 

блистательный образец придворного портрета: «Триумф королевы». Кроме них к прекрасным произведениям  относятся «Воспитание принцессы», «Прибытие в Марсель», «Рождение дофина».Слабых работ совсем немного. «Совершеннолетие Людовика XIII», например, не совсем убедительно, что считается свидетельством застарелой вражды между официально примирившимися царственными особами.х - все это 

мастерски соединяется в незабываемой композиции. Карл I заслуженно произвел его и рыцари. 

Источник: Искусство Полтавы

увеличить увеличить Величавая элегантность Ван Дейка
 
 
 
 

Ответов пока нет.

Комментàрии 


Комментариев к этой статье ещё нет.

Пожалуйста, подождите!
Комментарий: