Статья добавлена 14 ноября 2018, в среду, в 10:55. С того момента...
923 |
просмотра |
0 | добавлений в избранное |
0 | комментариев |
Представлена в разделах:
Иконопись в России
Иконописи зачастую не придают большого значения, говоря о русской культуре. Однако это один из видов искусства, сложного и многогранного, которое в России пошло по особому пути.
История возникновения
Русская иконопись, как и само православие, имеет византийские корни. В период до монгольских захватов в Русь приглашали греческих мастеров, которые писали иконы и обучали мастерству русских художников. Икона была предназначена для того, чтобы воссоздать эффект реального контакта со святым.
Древнейшие иконы сохранились до наших дней и бережно хранятся в российских храмах. Прослеживая историю самых знаменитых из них, легко заметить строгую каноничность письма. Собственно, эта черта свойственна всем проявлениям православной религии – основные ценности основаны на древних традициях. Поэтому православная религия сохранилась практически в том виде, в котором возникла.
Тем не менее определенная стилевая классификация иконописи имеется. К XVI веку возникли такие стили, как Нижегородский, Московский, Строгановский. Тем не менее все они имеют черты, которые их тесно связывают между собой и отличают от иконописных традиций других конфессий.
Особенности иконописи
Сегодня можно встретить иконы из любых материалов и на любом оформлении, и даже к святому образу, распечатанному на цветном принтере, необходимо относиться с должным уважением. А это самые старинные техники иконописи:
Парсуна
Традиционно иконы пишут по дереву, холсту или на темном грунте, с помощью масляных красок, затем покрывают защитным слоем лака. В этой технике работают и современные иконописцы.
Фреска
Другая традиционная техника иконописи, которая была распространена в старину, - фреска. Это письмо по сырой свежей штукатурке водяными красками или яичной темперой, как было положено с древности. Этот вид настенной живописи является неотъемлемой частью убранства старинных монастырей и храмов.
Иконопись сегодня
Иконопись можно отдаленно сравнить с живописью, по кропотливости труда она ничем ей не уступает. По некоторым параметрам иконопись – гораздо более сложная наука. И даже при наличии современных технологий требования к иконописцу очень высокие:
Образование
Недостаточно иметь определенные художественные задатки, чтобы стать иконописцем. Это мастерство требует для начала полноценного художественного образования и дополнительного специализированного, касающегося именно искусства иконописи.
Талант
Он тесно переплетается с внутренним духовным миром иконописца, поскольку образа святых должны быть действительно святыми и чистыми, вдохновляющими. Следование канонам определенного иконописного стиля недостаточно.
Самоотречение
Речь о творческих проявлениях, которые свойственны любому художнику. Иконописец не может позволять себе такие вольности, он обязан соблюдать все законы стиля и полностью им подчиняться в своей работе.
Религиозная осведомленность
Иконописец должен знать все не только об истории и техниках написания икон, но и быть глубоко погруженным в мир православной церкви, хорошо разбираться в его особенностях и нюансах. Не зря организация ярмарок православной направленности не обходится без мастеров иконописи.
И, конечно, каждый иконописец должен быть истинно верующим православным христианином, ведущим соответствующий образ жизни. Но, чтобы стать мастером иконописи, только этого недостаточно.
Источник: Экспонск