Извините, вы уже голосовали за эту статью!
5       12345 1 голос
Ø
Жалоба:
 
Есть причина пожаловаться?

Статья добавлена 15 апреля 2009, в среду, в 11:04. С того момента...

3403
просмотра
0 добавлений в избранное
0 комментариев

Представлена в разделах:



Top 5 àвтора:

Горловое пение - Николай ООржак -потомственный шаман из Тувы

Автор: Ирина
Тема:

Сообщение:
 
Написать автору
 

Потомственный шаман, виртуоз-музыкант, Хоомейджи (Мастер хоомей), изучает горловое пение более 20 лет. В совершенстве владеет всеми стилями горлового пения: сыгыт, каргыраа, зенгилээр, борбаннадыр

Горловое пение

Горловое пение (Гортанное пение, Throat singing) - уникальный вид искусства, присущий лишь некоторым народам Саяно-Алтайского региона - тувинцам, алтайцам, монголам, а также проживающим в европейской части России башкирам. Уникальность этого искусства заключается в том, что исполнитель извлекает сразу две ноты одновременно, образуя таким образом своеобразное двухголосное соло.

Правильное название горлового пения - обертоновое, обертоническое, гармоническое. Звук извлекается как и при обычном голосе, с помощью голосовых связок, хотя и особым образом напряженных, а все дальнейшие преобразования, которые и отличают горловое пение, исполнитель осуществляет с помощью более высоких отделов - ротовой полости, языка, носовых ходов (также резонанс при пении каргыраа дают бронхи и трахея). 
Эти преобразования приводят к усилению и появлению новых обертонов(гармоник) - высокочастотных составляющих звука.

Основные стили, виды горлового пения:
- каргыраа (кыркыра)
- хоомей (кюмей)
- сыгыт (сыхыт)
- борбаннадыр (бербендер)
- эзенгилээр

Кроме того, существуют ещё несколько разновидностей — думчуктар (новализация), хоректээр (петь грудью), хову каргыраазы (степное каргыраа), чыландык, деспен борбан, опей хоомей, буга хоомей, канзып, хову каргыраазы, кожагаркаргыраазы, даг каргыраазы....итд

Первые письменные источники описания искусства горлового пения встречаются в литературе с середины 19 века. Естественно, что столь своеобразное искусство вызывало у европейцев, воспитанных в совершенно других музыкальных традициях, по меньшей мере удивление. Вот как описал, например, услышанное в Туве горловое пение этнограф Е.К. Яковлев. «Своеобразное впечатление, производимое «пением без слов», не передается словами. Это пение называется горловым - «кумайлер» (т.е. «хоомейлээр») и слагается «из целой гаммы хрипов». Певец вбирает в себя столько воздуха, сколько могут вместить его легкие, и затем начинает «извлекать какие-то странные урчащие хрипы из глубины внутренностей», непрерывность и длительность которых всецело зависит от его умения управлять диафрагмой. За сим следует новый глубокий вдох и продолжение «таинственных звуков, сопровождающихся аккомпанементом на двухструнном топшулурме» - инструменте, состоящем из длинного грифа и кузова с полой, обтянутой пузырем, далекой, до тех пор, пока они не обрываются певцом сразу, совершенно неожиданно для слушателя, без какого-либо тонического и ритмического конца, так что ко всему этому последованию «таинственных звуков, казалось бы, нельзя применить название мелодии».

Источник: Сайт фестиваля

увеличить увеличить Николай ООржак -потомственный шаман из Тувы
 
 
 
 

Ответов пока нет.

Комментàрии 


Комментариев к этой статье ещё нет.

Пожалуйста, подождите!
Комментарий: