Статья добавлена 5 апреля 2010, в понедельник, в 16:27. С того момента...
1370 |
просмотров |
0 | добавлений в избранное |
0 | комментариев |
Представлена в разделах:
Касперский: «Бесплатно не будет!»
Главный компьютерный вирусолог о зловредах, вредоносах, «Яндексе» и Mac os x.
Россия – это не только ракеты, балет и водка, но еще и антивирусные программы от «Лаборатории Касперского». Казалось бы, в мире явно заметен тренд на переход к бесплатному софту, а интернет-компании (тот же «Яндекс») запускают собственные сканеры вредоносных программ. Однако Евгений Касперский чувствует себя неплохо – продажи только растут, недавно компания стала номером два в своей нише на рынке США. В интервью человек-бренд объясняет, почему будущее рынка, на котором он работает, представляется ему позитивным и почему его программы никогда не будут бесплатными.
Старая технология «Яндекса»
– Не так давно ваша компания объявила о создании аппаратного антивируса. Что это за устройство?
– Оно обладает собственным процессором, памятью, программным обеспечением и может комплектоваться отдельным источником питания. Оно не связано ни с памятью, ни с процессором компьютера. Это позволяет ему отслеживать любые попытки доступа к диску компьютера, оставаясь при этом недосягаемым для вредоносного программного обеспечения. Именно эта способность позволяет аппаратному антивирусу успешно бороться со столь сложными угрозами, как руткиты (программы для скрытия следов присутствия злоумышленника или вредоносной программы в системе) и буткиты (вирусы, заражающие загрузочный сектор диска компьютера).
– «Яндекс» создал собственную антивирусную систему, основанную на так называемом поведенческом подходе. Насколько она может оказаться эффективной?
– Преимущество этого подхода заключается в возможности обнаруживать новые вирусы, которых нет в базах производителей антивирусов. Но «Яндекс» работает по довольно старой технологии: аналогичные решения давно используются практически всеми антивирусными компаниями в качестве одного из инструментов для поиска новых вирусов.
Такая система обладает некоторой эффективностью. Однако проблема заключается в том, что она способна защитить пользователей лишь тех сайтов, которые проиндексированы «Яндексом» и на которые заходил антивирусный робот компании. При этом велика вероятность того, что пользователю могут прислать ссылку на зараженный сайт, которого не окажется в базе «Яндекса».
Нет никаких надежд
– В последнее время эксперты все чаще говорят о том, что интерес к платным антивирусным программам снижается, и они вытесняются с рынка бесплатными программами. Насколько это верно?
– Пока мы ничего не заметили. Количество наших пользователей на сегодняшний день больше 300 млн человек, и эта цифра уверенно растет по всем регионам мира. Каждый день приносит нам 50 тыс. новых пользователей. Причина, как мне кажется, очевидна – бесплатные антивирусные решения не обеспечивают приемлемого уровня защиты. Как говорит народная мудрость, лечиться даром – даром лечиться.
– Можно ли надеяться, что продукция или какие-то отдельные продукты «Лаборатории Касперского» станут бесплатными?
– Для подобных надежд нет никаких оснований. По всему миру мы известны как производитель продуктов высокого качества, и выпуск бесплатного антивируса приведет к так называемому размыванию бренда. Конечно, бесплатный антивирус – это лучше, чем ничего, так как он является важным шагом навстречу более чистому Интернету.
Однако все подобные продукты имеют ограничения по функционалу и частоте обновлений. Это связано с тем, что разрабатывать и поддерживать антивирус – весьма затратное занятие. Источник основных издержек – вовсе не затраты на создание единицы софта или одного апдейта, а затраты на распространение обновлений. Поэтому издержки растут вместе с ростом количества пользователей. Именно по этой причине у бесплатных антивирусов есть одно неприятное ограничение – один апдейт в сутки.
– Как кризис отразился на ваших продажах?
– Они растут: за 2009 год рост выручки составил 42%. Динамика за последние месяцы более чем положительная: мы добиваемся отличных результатов даже на высококонкурентном американском рынке – в сегменте ретейла антивирусного программного обеспечения в США «Лаборатория Касперского» занимает второе место.
– Кого «Лаборатория» считает своими главными конкурентами?
– Основные конкуренты – лидеры рынка в целом, то есть Symantec и McAfee. Также конкурируем с локальными вендорами, например Sophos в Англии, Panda в Испании, Trend Micro в Японии, Rising в Китае.
Быстрее рынка
– Как в целом вы видите будущее рынка антивирусных программ?
– Позитивно. Рынок средств информационной защиты в 2009 году вырос на 6,4%, «Лаборатория Касперского» при этом растет значительно быстрее рынка.
Последние два года на смену традиционным антивирусным продуктам пришли комбинированные технологии – черные и белые списки, контроль приложений, облачные репутационные сервисы. В ближайшем будущем появятся новые технологии, которые будут дополнять существующие решения. Вообще же мы сейчас подходим к старту технологической гонки между производителями софта – но не за функционалом, а за незаметностью и безопасностью.
– Программные продукты «Лаборатории Касперского» часто обвиняют в излишней «прожорливости» в отношении ресурсов компьютера. Опять же растут продажи нетбуков – дешевых компьютеров со слабой производительностью. Каким образом вы планируете защищать их, если нагрузка вашего антивируса зачастую заставляет тормозить даже обычные ноутбуки?
– Вопрос тормознутости решен уже лет пять назад. И последнее время наши продукты признаются специализированными журналами и независимыми экспертами одними из самых «скорострельных». Так, в конце 2009 года независимая организация Cascadia Labs поставила Kaspersky Internet Security 2010 наивысшую оценку за высокую скорость работы – за быстрое начало работы, доступность ресурсов процессора и памяти для приложений и высокую скорость открытия документов. Хотя да, иногда компьютер тормозить-таки может.
1. У тех, кто до сих пор использует компьютеры, собранные в прошлом веке, – ну не работают современные технологии на старом ржавом железе.
2. В случаях, когда наши продукты несовместимы с каким-либо другим софтом или железом. Проблема решается через нашу техническую поддержку.
– «Лаборатория» выпустила антивирусную программу для Mac OS X. Насколько востребованы антивирусы пользователями Mac?
– С точки зрения безопасности системной архитектуры Mac OS ровно так же подвержена угрозам безопасности, как и Windows. Просто «маководов» пока относительно немного – вот и вирусов почти нет. Ведь основной целью вирусописателей на сегодняшний день является получение финансовой выгоды, и, значит, с помощью одного зловреда необходимо заразить как можно большее количество машин.
Тем не менее количество вирусов, написанных под Mac OS, растет с каждым годом, и эта тенденция неизменна. В 2004 году «Касперский» обнаружил около 20 вредоносов, написанных под «маки», в 2009 году – 200. Если Apple займет половину рынка, то половина всех зловредов станет писаться под эту систему. И мы уже к этому готовы.
Кроме того, сегодня многие семьи имеют несколько компьютеров, где часто работает целый зоопарк систем. Поэтому, чтобы по домашней сетке через «маки» не бегали виндовс-вирусы, мы эти самые «маки» и защищаем.
Автор: Максим Кудеров
Источник: Деловая газета "Понедельник"