Статья добавлена 8 марта 2011, в вторник, в 00:53. С того момента...
4622 |
просмотра |
0 | добавлений в избранное |
3 | комментария |
Представлена в разделах:
Составление сетки вещания муз. радиостанции
Привлечение и удержание целевой аудитории – это два кита, на которых держится сегодняшнее коммерческое радио. Для FM-станций одним из главных инструментов привлечения слушателя является музыкальный материал. Однако не менее важна и его подача.
Введение
Привлечение и удержание целевой аудитории – это два кита, на которых держится сегодняшнее коммерческое радио. Чем больше людей слушают радиостанцию, тем большая вероятность выгодной продажи рекламного времени. Для FM-станций одним из главных инструментов привлечения слушателя является музыкальный материал. Однако не менее важна и его подача, ведь большинство радиостанций имеет практически одну и ту же фонотеку (но успешны далеко не все).
На сегодняшний день для составления плей-листов эфира используются программы Music Master, Selector и Powergold. Однако это всего лишь инструмент. Основа эфира и его структура создается человеком, и только потом она переносится в машину с учетом индивидуального видения специалиста, занимающегося музыкальным программированием. Во многом именно от этой кропотливой работы зависит коммерческий успех радиостанции.
В настоящей статье описана новая методика музыкального программировании эфира, которая может быть полезна для специалистов. Она основана на математической теории сравнений и принципиально отличается от алгоритмов, заложенных в основу указанных выше программ.
В работе используется стандартная математическая терминология (см., например [1]), а также понятия современного радиовещания (см. [2]).
1. Основная идея
В качестве простого применения теории сравнений можно рассмотреть составление расписаний соревнований, проходящих по круговой системе (например, чемпионат по футболу). Напомним [1], что два целых числа a и b сравнимы по модулю натурального числа n, если их разность a – b делится на n без остатка. Это записывается так: a = b (mod n).
Рассмотрим алгоритм составления расписаний, основанный на результатах теории сравнений. Мы будем использовать его для составления плей-листа музыкальных композиций по следующим правилам:
1) одна композиция не может звучать более одного раза в час;
2) наборы и порядок проигрывания композиций в разных часах должны отличаться;
3) в час звучит не менее двух композиций.
Обозначим количество композиций в музыкальной базе N. Если N – нечетное число, то введем фиктивную композицию T (либо добавим еще одну песню в базу). Тогда будем составлять расписание для N + 1 композиции, включая T (если фиктивная композиция попадает в плей-лист, то пропустим ее). Итак, можно считать что N – четное число.
Композиции будем выбирать парами. Каждой песне сопоставим число x = 1, 2, …, N – 1, N. Предположим, что x принадлежит множеству {1, 2, …, N – 1}. Дополним x композицией yr, где r – номер часа, в котором звучат эти композиции. Тогда yr удовлетворяет сравнению
x + yr = r (mod N – 1). (*)
Данное сравнение всегда имеет решение, но если x = yr, то такой вариант нас не устроит (по условию одна и та же композиция не может звучать в одном часе). Такое возможно если x = r / 2 и r – четное либо если x = (r + N – 1) / 2 и r – нечетное. В этих случае в качестве yr выбираем N. В книге [1] дано строгое математическое обоснование приведенного алгоритма.
В качестве примера построим таблицу для N = 6 композиций, используя описанную выше методику. Проведя несколько простых вычислений по формуле (*), получим следующий результат:
Композиция |
||||||
1-й час |
№ 1 |
№ 2 |
№ 3 |
№ 4 |
№ 5 |
№ 6 |
2-й час |
№ 5 |
№ 4 |
№ 6 |
№ 2 |
№ 1 |
№ 3 |
3-й час |
№ 6 |
№ 5 |
№ 4 |
№ 3 |
№ 2 |
№ 1 |
4-й час |
№ 2 |
№ 1 |
№ 5 |
№ 6 |
№ 3 |
№ 4 |
5-й час |
№ 3 |
№ 6 |
№ 1 |
№ 5 |
№ 4 |
№ 2 |
6-й час |
№ 4 |
№ 3 |
№ 2 |
№ 1 |
№ 6 |
№ 5 |
Реализация алгоритма на языке программирования Pascal, а также таблицы для разных значений N приведены в приложениях А, Б.
2. Составление сетки вещания. Покажем, как можно применить описанную методику для составления сетки вещания музыкальной радиостанции формата AC (Adult Contemporary). Всю музыкальную базу разделим на 8 категорий:
A — англоязычный самый горячий хит (Heavy Current)
B — англоязычная новинка, добавленные на этой неделе (Light Current)
С — англоязычный «остывающий хит», пришел сюда из категории A
G — англоязычный хит из «золотой коллекции»
AR — русскоязычный самый горячий хит (Heavy Current Rus)
BR — русскоязычная новинка этой недели (Light Current Rus)
СR — русскоязычный «остывающий хит» из категории AR
GR — русскоязычный «золотой хит».
Пример 1. Покажем, как предложенный подход позволяет составить сетку вещания на 12 часов: с 7 утра до 7 вечера. Будем использовать следующий стандартный клок (12 музыкальных композиций в час).
Стандартный клок
00 мин. часа – Новости №1 G №2 AR №3 G
|
15 мин. часа – Реклама №4 GR №5 B №6 CR
|
30 мин. часа – Реклама №7 GR №8 A №9 GR
|
45 мин. часа – Реклама №10 C №11 BR №12 G |
Матричная формула этого клока имеет вид:
F(A,B,C,G, AR,BR,CR,GR) = G+AR+G+GR+B+CR+GR+A+GR+C+BR+G.
Пусть в нашей музыкальной базе есть 8 песен «горячей ротации» (4 англоязычных и 4 на русском языке), 12 новинок (по 6 в B и BR), 16 «остывающих хитов» (по 8 в С и СR). Итого 36 композиций – это половина музыкально вещания. Еще 50 % – это «золотые хиты». Пусть их будет тоже 36 (по 18 в G и GR). Таким образом, наша музыкальная база состоит из следующих 72 композиций:
A = (A1, A2, A3, A4), AR = (AR1, AR2, AR3, AR4),
B = (B1, B2, B3, B4, B5, B6), BR = (BR1, BR2, BR3, BR4, BR5, BR6),
C = (C1, C2, …, C7, C8), CR = (CR1, CR2, …, CR7, CR8),
G = (G1, G2, …, G17, G18), GR = (GR1, GR2, …, GR17, GR18),
Теперь составим таблицы для каждой из категорий, используя описанный в первом разделе работы алгоритм.
A |
AR |
||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
B |
BR |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
С |
СR |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
Для таблиц G и GR укажем только первые столбцы (полные таблицы см. в приложении Б):
G |
|
||||||||||||||
GR |
|
Теперь составим эфирную сетку на 12 часов. Выбор композиций будем осуществлять по столбцам таблиц в соответствии с клоком (отмечено цветом в таблицах). Поясним, как осуществляется выбор. Клок имеет вид:
F = G+AR+G+GR+B+CR+GR+A+GR+C+BR+G.
Берем первую композицию из таблицы G (первый элемент в первом столбце), вторую из AR и так далее. Окончательно плей-лист первого эфирного часа имеет вид:
F1 = (G1, AR1, G17, GR1, B1, CR1, GR17, A1, GR18, C1, BR1, G18).
Второй и последующие часы составляются аналогично. Окончательно имеем следующую сетку на 12 часов эфира:
№ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
07:00 |
G1 |
AR1 |
G11 |
GR1 |
B1 |
CR1 |
GR11 |
A1 |
GR4 |
C1 |
BR1 |
G4 |
08:00 |
G17 |
AR3 |
G12 |
GR17 |
B5 |
CR7 |
GR12 |
A3 |
GR5 |
C7 |
BR5 |
G5 |
09:00 |
G18 |
AR4 |
G13 |
GR18 |
B6 |
CR8 |
GR13 |
A4 |
GR6 |
C8 |
BR6 |
G6 |
10:00 |
G2 |
AR2 |
G14 |
GR2 |
B2 |
CR2 |
GR14 |
A2 |
GR7 |
C2 |
BR2 |
G7 |
11:00 |
G3 |
AR2 |
G15 |
GR3 |
B3 |
CR3 |
GR15 |
A2 |
GR8 |
C3 |
BR3 |
G8 |
12:00 |
G4 |
AR4 |
G16 |
GR4 |
B4 |
CR4 |
GR16 |
A4 |
GR9 |
C4 |
BR4 |
G9 |
13:00 |
G5 |
AR3 |
G2 |
GR5 |
B2 |
CR5 |
GR2 |
A3 |
GR10 |
C5 |
BR2 |
G10 |
14:00 |
G6 |
AR1 |
G17 |
GR6 |
B4 |
CR6 |
GR17 |
A1 |
GR11 |
C6 |
BR4 |
G11 |
15:00 |
G7 |
AR3 |
G16 |
GR7 |
B5 |
CR2 |
GR16 |
A3 |
GR12 |
C2 |
BR5 |
G12 |
16:00 |
G8 |
AR1 |
G1 |
GR8 |
B1 |
CR6 |
GR1 |
A1 |
GR13 |
C6 |
BR1 |
G13 |
17:00 |
G9 |
AR2 |
G18 |
GR9 |
B6 |
CR7 |
GR18 |
A2 |
GR14 |
C7 |
BR6 |
G14 |
18:00 |
G10 |
AR4 |
G3 |
GR10 |
B3 |
CR1 |
GR3 |
A4 |
GR15 |
C8 |
BR3 |
G15 |
Построить эту таблицу несложно – нужно скопировать содержимое соответствующих столбцов (отмеченных цветом).
Замечание. Для практического использования описанной методики составления сетки вещания, лучше использовать категории как минимум из 6 композиций в базе. Это позволит избежать повторения песен в двух «соседних» часах.
Лучше использовать 2–3 различных клока и чередовать их друг с другом (или блоками по несколько часов).
Пример 2. Как избежать повторов композиций одного и того же исполнителя (в часе)? Предложенную методику можно применить и для решения такой задачи. Покажем это на примере. Пусть в категории G есть песни 4-х разных исполнителей: X, Y, Z и Q. У первого 2 песни, у второго, третьего и четвертого – по 4, т.е.
X = (x1, x2), Y = (y1, y2, y3, y4), Z = (z1, z2, z3, z4),
Q = (q1, q2, q3, q4).
Тогда G = (G1, G2, G3, G4) = (X, Y, Z, Q). Применим сначала алгоритм для категории G. Получим следующую таблицу:
G1 |
G2 |
G3 |
G4 |
G3 |
G4 |
G1 |
G2 |
G4 |
G3 |
G2 |
G1 |
G2 |
G1 |
G4 |
G3 |
Теперь применяем указанный поход для X, Y, Z и Q:
G1 = X |
G2 = Y |
G3 = Z |
G4 = Q |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
Составим таблицу композиций категории G по следующему принципу: выбираем по порядку песни из строчки таблицы исполнителя (см. также таблицу для G). Это дает возможность составить 4*16*16*16 = 16384 различных комбинаций. Например, для формирования плей-листа композиций категории G можно использовать следующую таблицу (выбор отмечен цветом в предыдущей таблице).
x1 |
y1 |
z1 |
q1 |
z2 |
q2 |
x2 |
y2 |
q3 |
z3 |
y3 |
x2 |
y4 |
x1 |
q4 |
z4 |
Предложенный подход позволит значительно разнообразить эфир, даже если в категории всего 14 песен (как в нашем примере), при этом мы избежали повторений одного и того же исполнителя при каждом выборе. Заметим, что при таком способе составления плей-лист лишен «эффекта предсказуемости», когда постоянный слушатель вынужден каждый день слышать одни и те же комбинации песен.
Заключение
В работе описан новый алгоритм музыкального программировании эфира, а также предложены варианты его реализации. Предложенная методика не претендует на замещение профессионального программного обеспечения, а является дополнением, позволяющим грамотно структурировать и осмыслить имеющийся музыкальный материал. Она предполагает иной подход, отличный от описанных в открытой печати методик музыкального программирования.
Несомненным достоинством предложенного подхода является большое количество вариантов выбора плей-листов, даже при небольшом объеме музыкальной базы (см. пример 2). Использование описанного в работе алгоритма не ограничивается приведенными примерами. Он будет полезен при структурировании «крупных» блоков вещания (неделя, месяц, сезон и т.д.).
Литература
1. Оре О. Приглашение в теорию чисел (пер.с англ.). – Москва: УРСС, 2003. – 128 с.
2. Бубукин А. Эфирные тайны. – Новосибирск: Издательство «FM-реклама», 2003. – 148 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Реализация алгоритма на языке программирования Pascal
Program Sravn;
var N, M, x, i, j, f : integer;
Begin
write('N='); readln(N); if odd(N) then inc(N); // ввести количество композиций
M:=N-1; write('x: '); for i:=1 to N do write(i,' ');
// реализация:
for j:=1 to M do
begin
writeln; write(' '); f:=N;
for i:=1 to M do
begin
x:=j-i;
while x<=0 do x:=x+M;
if ((odd(j)) and (2*x=j+M)) or (not odd(j)) and (2*x=j)
then x:=N;
write(x,' '); f:=f+i-x;
end;
write(f,' ');
end;
End.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Таблицы значений, полученных с помощью алгоритма.
N=2 1 2 2 1 |
N=4 1 2 3 4 3 4 1 2 4 3 2 1 2 1 4 3 |
N=6 1 2 3 4 5 6 5 4 6 2 1 3 6 5 4 3 2 1 2 1 5 6 3 4 3 6 1 5 4 2 4 3 2 1 6 5 |
N=8 1 2 3 4 5 6 7 8 7 6 5 8 3 2 1 4 8 7 6 5 4 3 2 1 2 1 7 6 8 4 3 5 3 8 1 7 6 5 4 2 4 3 2 1 7 8 5 6 5 4 8 2 1 7 6 3 6 5 4 3 2 1 8 7 |
N=10 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 9 8 7 6 10 4 3 2 1 5 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 2 1 9 8 7 10 5 4 3 6 3 10 1 9 8 7 6 5 4 2 4 3 2 1 9 8 10 6 5 7 5 4 10 2 1 9 8 7 6 3 6 5 4 3 2 1 9 10 7 8 7 6 5 10 3 2 1 9 8 4 8 7 6 5 4 3 2 1 10 9 |
N=12 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 11 10 9 8 7 12 5 4 3 2 1 6 12 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 2 1 11 10 9 8 12 6 5 4 3 7 3 12 1 11 10 9 8 7 6 5 4 2 4 3 2 1 11 10 9 12 7 6 5 8 5 4 12 2 1 11 10 9 8 7 6 3 6 5 4 3 2 1 11 10 12 8 7 9 7 6 5 12 3 2 1 11 10 9 8 4 8 7 6 5 4 3 2 1 11 12 9 10 9 8 7 6 12 4 3 2 1 11 10 5 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 12 11 |
||
N=14 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 13 12 11 10 9 8 14 6 5 4 3 2 1 7 14 13 12 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 2 1 13 12 11 10 9 14 7 6 5 4 3 8 3 14 1 13 12 11 10 9 8 7 6 5 4 2 4 3 2 1 13 12 11 10 14 8 7 6 5 9 5 4 14 2 1 13 12 11 10 9 8 7 6 3 6 5 4 3 2 1 13 12 11 14 9 8 7 10 7 6 5 14 3 2 1 13 12 11 10 9 8 4 8 7 6 5 4 3 2 1 13 12 14 10 9 11 9 8 7 6 14 4 3 2 1 13 12 11 10 5 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 13 14 11 12 11 10 9 8 7 14 5 4 3 2 1 13 12 6 12 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 14 13 |
N=16 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 15 14 13 12 11 10 9 16 7 6 5 4 3 2 1 8 16 15 14 13 12 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 2 1 15 14 13 12 11 10 16 8 7 6 5 4 3 9 3 16 1 15 14 13 12 11 10 9 8 7 6 5 4 2 4 3 2 1 15 14 13 12 11 16 9 8 7 6 5 10 5 4 16 2 1 15 14 13 12 11 10 9 8 7 6 3 6 5 4 3 2 1 15 14 13 12 16 10 9 8 7 11 7 6 5 16 3 2 1 15 14 13 12 11 10 9 8 4 8 7 6 5 4 3 2 1 15 14 13 16 11 10 9 12 9 8 7 6 16 4 3 2 1 15 14 13 12 11 10 5 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 15 14 16 12 11 13 11 10 9 8 7 16 5 4 3 2 1 15 14 13 12 6 12 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 15 16 13 14 13 12 11 10 9 8 16 6 5 4 3 2 1 15 14 7 14 13 12 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 16 15 |
||
N = 18 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 17 16 15 14 13 12 11 10 18 8 7 6 5 4 3 2 1 9 18 17 16 15 14 13 12 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 2 1 17 16 15 14 13 12 11 18 9 8 7 6 5 4 3 10 3 18 1 17 16 15 14 13 12 11 10 9 8 7 6 5 4 2 4 3 2 1 17 16 15 14 13 12 18 10 9 8 7 6 5 11 5 4 18 2 1 17 16 15 14 13 12 11 10 9 8 7 6 3 6 5 4 3 2 1 17 16 15 14 13 18 11 10 9 8 7 12 7 6 5 18 3 2 1 17 16 15 14 13 12 11 10 9 8 4 8 7 6 5 4 3 2 1 17 16 15 14 18 12 11 10 9 13 9 8 7 6 18 4 3 2 1 17 16 15 14 13 12 11 10 5 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 1716 15 18 13 12 11 14 11 10 9 8 7 18 5 4 3 2 1 1716 15 14 13 12 6 12 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 17 16 18 14 13 15 13 12 11 10 9 8 18 6 5 4 3 2 1 17 16 15 14 7 14 13 12 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 17 18 15 16 15 14 13 12 11 10 9 18 7 6 5 4 3 2 1 17 16 8 16 15 14 13 12 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 18 17 |
Источник: Get on Air
интересный подход, оригинально)