«Необходимо создавать фонд по чрезвычайным происшествиям. Мы предлагаем в рамках АТОР (Ассоциация туроператоров России. — Infox.ru) или страховых компаний создать стабилизационный фонд, который позволит решать возникающие в этом случае проблемы независимо от государства», — заявила президент «Ланта тур» Людмила Пучкова. «Я отношусь к этому предложению крайне положительно, — замечает генеральный директор «Пегас туристик» Анна Подгорная. — Финансовые гарантии туроператора хороши на нашей территории, но такую поддержку необходимо оказывать и в стране временного пребывания. Идею поддержит большинство крупных туроператоров. Я считаю, что это необходимо, поскольку ситуации могут быть очень тяжелые. Это положительно скажется на имидже туриндустрии, и туристы будут чувствовать себя более защищенными».
Инициатива по созданию туристического стабфонда была сформулирована после автокатастрофы, происшедшей в марте во Вьетнаме: автобус с российскими туристами упал в пропасть. Погибли 9 туристов из России, пострадали еще 14 человек.
В декабре прошлого года произошли крупные автокатастрофы в Израиле и Египте. В Израиле сорвался в обрыв автобус с большой группой турагентов из Санкт-Петербурга, направлявшихся в ознакомительный тур по Израилю. В результате катастрофы погибли 30 пассажиров, многие пассажиры серьезно пострадали. В Египте в результате автокатастрофы погибли 7 человек, в том числе 6 граждан России, еще 17 получили ранения.
Как будет реализована инициатива создания стабфонда, пока неясно, признают сами туроператоры. «Во-первых, непонятно, кто будет резервировать эти средства, из каких денег. Во-вторых, есть страхование выезжающих за рубеж. Покрытие €50 тыс. не предел, можно застраховаться на €100 тыс. и более», — недоумевает генеральный директор «Турбюро Москва» Константин Смирнов.
Сейчас в российском законодательстве катастрофы и стихийные бедствия рассматриваются как обстоятельства непреодолимой силы, освобождающие туроператоров от ответственности. А общий стандарт страхования туристов, выработанный Ассоциацией туроператоров России, предусматривает лимит ответственности страховщика $15−30 тыс. в зависимости от программы. Туроператоры, не входящие в АТОР, сейчас не обязаны брать на себя обязательства по обеспечению такого страхового покрытия. Часто на массовых направлениях — Турция, Египет и Юго-Восточная Азия — страхование туристов носит формальный характер и не покрывает основных рисков туристов. Туристическая страховка не покрывает расходов по репатриации, эвакуации детей и приезду родственников пострадавшего.
По словам заместителя руководителя Федерального агентства по туризму Евгения Писаревского, Ростуризм как регулятор рынка эту идею в целом поддерживает, но нужно искать механизмы ее реализации, которые пока не совсем понятны.
«Мне известно, что такая инициатива озвучивалась. Можно создать фонд под патронажем Ассоциации туроператоров России, союза страховщиков, ассоциации банков, который бы функционировал в рамках саморегулируемых организаций», — замечает Писаревский.
Он считает, что такую систему можно создать в рамках существующего страхования ответственности туроператоров и банковских гарантий, например обязать страховщиков и банки уплачивать в такой фонд определенный процент от получаемых ими страховых премий (вознаграждений). «Но для этого необходимо, во-первых, изменить законодательство о туристской деятельности, а во-вторых, создать инфраструктуру функционирования такого фонда с участием государства, банков и страховщиков ( как это сделано, например, в сфере ОСАГО). Думаю, что оптимальным решением сейчас является совершенствование механизма страхования туристов, выезжающих за рубеж, а также введение и популяризация новых страховых продуктов в туризме», — говорит Писаревский.
Идею создания стабфонда поддерживают не все туроператоры. Константин Смирнов считает, что решать проблемы, возникающие в ходе чрезвычайных ситуаций за рубежом, должно государство: «Нельзя застраховаться на все случаи жизни. Страховаться в массовом порядке нужно в том случае, если проблема носит регулярный характер. Например, поскольку случаи банкротства туроператоров перестали быть единичными, возникла необходимость решать эту проблему, поэтому было введено страхование ответственности туроператоров. А если туристы пострадали в результате катастрофы или стихийного бедствия, помощь должно оказывать государство, как это делается во всем мире», — говорит он.