Извините, вы уже голосовали за эту статью!
0       12345 0 голосов
Ø
Жалоба:
 
Есть причина пожаловаться?

Статья добавлена 9 декабря 2014, в вторник, в 20:34. С того момента...

1155
просмотров
0 добавлений в избранное
0 комментариев

Представлена в разделах:




Top 5 àвтора:

методическая разработка. "Саксофон"

Тема:

Сообщение:
 
Написать автору
 

Работа предназначена для начинающих саксофонистов и их родителей

  Если мы рассмотрим в отдельности каждый

   инструмент, то обнаружим нем чудесные

   индивидуальные свойства, как это мы

  находим у людей, если хотим поближе  узнать их.

                                                                                                    Л. Стоковский

 

    Саксофон – поистине уникальный инструмент. За свой короткий век ( а ему всего лишь чуть более 160 лет),  от сумел завоевать любовь и признание всего музыкального мира, стать незаменимим инструментом не только в джазовом, но и в классическом симфоническом репертуаре. Равель, Мусоргский, Рахманинов, Прокофьев, Бизе, Массне, Берлиоз, Сен-Санс, Хачатурян, Гершвин…. Перечислять можно долго.

«Только саксофон может передать нежность и страсть, оттененные сдержанной силой» Ж. Бизе. Как точно и верно!

Быстро набирая популярность, саксофон уже в начале 20 века появился и в учебных заведениях  Европы и России, где существует и поныне.                                                           

Приступая к написанию этой работы, я  постаралась обобщить, подытожить и классифицировать тот многолетний (уже почти 30-ти летний) опыт работы в различных детских музыкальных учреждениях, в которых мне посчастливилось работать. Однако, самым творческими, плодовитыми и яркими я по праву могу назвать  последние 10 лет работы в Городском дворце творчества юных.  Именно этот опыт и  помог мне выразить на бумаге основные тезисы  педагогического успеха.

Первый из них заключается в  неразрывной тройственной связи «ученик – педагог – родитель», в  которой крайне важны все без исключения «части» этого целого. Именно неразрывная связь, взаимопонимание и участие  ведет  к скорейшему достижению намеченной цели.

Второй тезис также прост и понятен. Родители ученика должны обладать определенными знаниями. Именно внимательный родитель, понимающий творческие и технические проблемы  и трудности, с которыми может столкнуться их ребенок, будет прекрасной опорой педагогу и его ученику.

Почему я  заостряю на этом внимание? Потому что это работа написана прежде всего для РОДИТЕЛЕЙ. Родителей внимательных, любящих, ценящих труд своих детей и помогающих педагогу достигать максимально высоких результатов. В этой работе сформулированы на мой взгляд вся информация, которая понадобится родителям на подготовительном и начальном этапе обучения.

 

Саксофон - один из немногих инструментов, изобретенный, тогда как другие современные инструменты уже прошли  долгий эволюционный путь развития и технического совершенствования.

    Адольф Сакс, инструментальный мастер из Брюсселя, известный как изготовитель медных и деревянных духовых инструментов, решил объединить лучшие качества представителей этих групп в одном инструменте. К коническому медному корпусу был приложен мундштук с одинарной тростью, как у кларнетиста, а вопрос пальцевой механики Сакс решил путем переноса на новый инструмент механической системы  типа деревянных духовых инструментов. В 1846 году саксофон был запатентован в Париже и сразу получил широкое одобрение, как у исполнителей, так и у композиторов.

    Основная конструкция этого инструмента никогда не изменялась, хотя и было сделано много усовершенствований. Незначительные изменения в корпусе придали саксофону большую гибкость и силу звука, а улучшения, произведенные в механизме клапанов, привели  к появлению автоматического октавного клапана, отчетливого и надежного клапана соль-диез, расширение возможностей верхнего регистра, увеличения аппликатурных комбинаций и т.д.

     Современный саксофон имеет основной диапазон звучания от си-бемоль малой октавы (по написанию) до  фа-диез третьей октавы.

      Саксофоны, применяемые в настоящее время, состоят  из 

                                                     1   сопранино –( строй  фа )

                                                    2-3  сопрано – (строй  си-бемоль )

                                                     4   альт – (строй  ми-бемоль )

                                                     5   тенор –( строй  си-бемоль )

                                                     6   баритон –( строй  ми-бемоль )

                                                     7   бас -  (строй  си-бемоль )

                                     8   контрабас -  (строй  си-бемоль )

 

       Все разновидности группы саксофонов имеют одну и ту же систему аппликатуры и единый принцип  звукоизвлечения  при переходе с одного инструмента на другой, требуется незначительная корректировка амбушюра и пальцевого аппарата в связи с различными размерами  как самих инструментов семейства саксофонов, так и мундштуков и тростей, прилагаемых к ним.

                                             ВЫБОР  ИНСТРУМЕНТА

        Каждый исполнитель-саксофонист знает цену качественному и настроенному инструменту. Гораздо дешевле, в итоге, приобрести с самого начала хороший саксофон, чем постоянно напрягаться и расстраиваться, обучаясь и работая  на плохом.

       Нередко можно услышать выражение - "инструмент достаточно хорош, чтобы учиться на нем". Это в корне неверно. Ученик или студент с самого начала обучения должен иметь инструмент, который "достаточно хорош, чтобы играть на нем". Часто педагог сталкивается с такими инструментами в процессе обучения, что даже он не может на них извлечь качественные звуки. И когда учащийся оказывается в такой ситуации, то не трудно представить себе, каково будет воздействие на его амбушюр, слух, энтузиазм.

     Покупка саксофона, в большинстве случаев, это значительный расход, и поэтому не следует относиться к ней необдуманно. В первую очередь необходимо обратить внимание на фирму - изготовитель саксофона. Модели с прочной репутацией, такие как "Селмер",  "Буффе",  "Ямаха", "Кинг", "Бюшер", "Леблан", и целый ряд других  изготавливаются очень надежными фирмами и их марка  уже является  гарантией качества. При покупке инструмента необходимо определить целый ряд деталей, указывающих на качество и состояние саксофона.

 

                                   СТРУКТУРА  ИНСТРУМЕНТА

 

а) Металл. Он должен обладать достаточной толщиной и твердостью (некоторые второсортные  саксофоны изготовлены из такого мягкого металла, что можно надавливанием большого пальца оставить вмятину на корпусе).  Механика должна быть прочной и хорошо обработанной. Клапаны не должны гнуться от простого надавливания

б) Состояние и работа подушек (клапанных прокладок). Они должны быть сделаны из качественного материала (им обычно является лайка) и правильно установлены. Это можно определить по кольцеобразным отпечаткам в центре подушки -  в месте   где она соприкасается со звуковым отверстием. Если в подушках имеются резонаторы, они должны быть вмонтированы ровно и плотно.  -

в)    Работа механики. Необходимо проверить однородность напряжения (упругости) пружины каждого клапана, чтобы оно не было слишком сильным или слабым. Клапана должны находиться на одинаковом расстоянии от звуковых отверстий. Точный размер немного колеблется в зависимости от фирмы-изготовителя. Высота клапана над звуковым отверстием имеет непосредственное  отношение как к интонации, так и к качеству звука. Глухое звучание, с тенденцией к понижению интонации, указывает на слишком низкое положение клапана, тогда как резкий, открытый звук с завышенной интонацией говорит о чрезмерно  поднятом клапане.

г)  Проверка наличия люфтов в механике. Обязательно нужно проверить наличие какого-либо шатания или зазора между подпоркой клапана и его стержнем во всех направлениях. Это очень важный момент, так как любое отклонение от нормы будет препятствовать устойчивому положению подушки при закрывании звукового отверстия.

 

                   ПРОВЕРКА  САКСОФОНА  В  ИГРОВОМ  РЕЖИМЕ

 

а) Проверка на наличие утечки воздуха. Саксофон должен легко отвечать на каждую ноту при движении вниз до си-бемоль малой октавы. Рекомендуется, нажав клапан соль-диез, сыграть ноты фа, ми, ре, до в нижнем регистре. Отдача должна быть легкой и одинаковой.

б)  Интонация. Бессмысленно проверять саксофон на интонацию, если существуют утечки воздуха из-за неплотного прикрытия подушками звуковых отверстий. Когда такой дефект устранен или отсутствует, можно приступить к проверке строя инструмента при помощи тюнера или хорошо настроенного фортепиано. Большинство "фирменных" саксофонов с фабричной маркой  хорошо сконструированы и на них можно играть  интонационно точно, поэтому нужно проявить осторожность в оценке интонации, не бракуя ее, пока она не проверена точно. При выборе нового саксофона надо помнить, что на вас еще оказывает влияние старый инструмент, некоторые звуки которого приходилось подстраивать и приигрывать в течении  долгого времени путем изменения амбушюра, дыхания, аппликатурных комбинаций. И эта корректировка автоматически переносится на новый инструмент, что усложняет правильное определение высоты тона.

    В этой ситуации очень важно мнение со стороны, которое должен выразить опытный педагог или музыкант--профессионал. Также необходимо проверить новый саксофон с мундштуком, который к нему прилагается. Такой мундштук может оказаться более удачным по интонации и звучанию.

в)  Качество звука. Здесь также нельзя полагаться только на себя, обязательно требуется мнение эксперта. Прежде всего нужно проверить саксофон на ровность и однородность звучания во всех регистрах. На всех инструментах имеется неизбежное изменение качества звука между до-диез и ре второй октавы (по написанию) при переходе на октавный клапан, но оно более резко выражено на одних инструментах и мало заметно на других и это следует принимать во внимание. Для проверки верхнего регистра необходимо проиграть хроматическую гамму от фа второй откавы до ре  третьей октавы, не изменяя амбушюра и силы потока воздуха, внимательно прислушиваясь  к каждому звуку и определяя однородность его качества. Также хорошо послушать новый инструмент со стороны, попросив поиграть на нем другого саксофониста, поскольку истинное качество звука лучше определять  таким образом.

     Очень важно проверить саксофон на силу и объем звучания. Проверку нужно производить  не приноравливаясь к инструменту и не изменяя силу потока воздуха. Попробовать нужно на всех динамических уровнях.

 

                                              СТАРЫЕ  ИНСТРУМЕНТЫ

 

     Хороший инструмент, уже бывший в употреблении, часто может стать лучшей покупкой, чем новый второсортного или третьесортного качества, но при выборе такого саксофона следует соблюдать осторожность. И в данном случае необходим совет знающего человека. Нельзя покупать "отремонтированный" саксофон, ориентируясь только на марку его изготовителя. Он может выглядеть новым, но при тщательном обследовании дальнейшая эксплуатация этого инструмента не принесет удовлетворения исполнителю.

 

                                                            МУНДШТУК   

 

        Каждому саксофонисту знакомы поиски идеального мундштука и они будут продолжаться до тех пор, пока  существуют духовые инструменты и здесь следует понять, что не может быть найдена панацея для решения этой проблемы. Наша задача - рассмотреть данную проблему в правильном направлении.

       С одной стороны есть такие саксофонисты, которые больше времени затрачивают на перемену мундштуков, чем на занятия музыкой, с другой стороны есть лица, которые боятся попробовать что-либо новое. Где то посреди этих двух крайностей лежит практический подход к решению этой задачи.

    Есть несколько факторов, которые не позволяют пользоваться мундштуком одного и того же  вида всем саксофонистам. Эти различия в следующем : в форме и мускулатуре лица,  в строении зубов и челюсти,  в размере и толщине губ. К этому надо еще добавить различные ощущения тональности  и тембральной окраски звука, различные стили игры, а кроме того - различного типа занятия. Несмотря на  очевидную многосложность всех этих факторов, некоторые основные физические и конструктивные положения, которые следует учитывать при выборе подходящего мундштука для каждого отдельного лица, учитываются при изготовлении всех мундштуков для саксофонов.

      Стандартный мундштук, который прилагается к серийному инструменту, должен удовлетворять начинающего музыканта, пока не проявится его индивидуальность.  Эти мундштуки  обычно имеют средней величины лицевую часть и полость, что является желательным моментом для начинающего  студента. Если есть какие-либо причины для некоторых изменений, преподаватель или опытный саксофонист обнаружат это немедленно и помогут решить эти проблемы. Много денег тратится неосведомленными  лицами понапрасну, когда они выбирают мундштуки по его цвету, материалу, внешней форме, упаковке или по каким-либо другим мелочам.  Часто такая покупка приносит больше вреда чем пользы . Не следует также покупать мундштук только из-за того, что именно такой моделью пользуется какой-нибудь известный исполнитель. Мундштук - это один из наиболее важных элементов при формировании амбушюра саксофониста и поэтому к нему не следует относиться небрежно.

      Мундштуки саксофонов  изготовляются из твердого каучука (эбонита), стекла, металла и пластмассы. Какой материал предпочтительнее, решается индивидуально и преимущество каждого - вопрос спорный. Мундштуки сделанные из различных материалов, но имеющие одинаковые размеры, включая полость, лицевую часть и внешние параметры,  звучат почти одинаково. Ощущение различных материалов несомненно оказывает психологическое влияние на играющего, но слушателю трудно при этом уловить существенную разницу.

      Стеклянный мундштук у саксофонистов в наши дни встречается довольно редко, хотя у него много приверженцев среди кларнетистов. Он очень хрупкий, и даже легкий удар по его концу может вызвать раскалывание мундштука. Главное его структурное преимущество - это прочность лицевой части.

      Преимуществом металлических мундштуков является их прочность и то, что их можно обрабатывать до необходимых размеров. Внешние размеры можно уменьшить, поскольку для получения необходимой прочности не нужно, чтобы металлические  стенки были очень толстыми. Это удобно для игры на теноровом и баритоновом саксофонах, так как играющие на них, имея небольшой рот, предпочитают мундштуки меньших размеров.

     Пластмасса оказалась хорошим материалом и ее широко используют в   изготовлении мундштуков. Качество ее все время улучшается и она не  дает трещин. Пластмасса очень устойчива и прочна, среди студентов мундштуки из этого материала очень популярны, так как стоят они недорого, а обладают прочностью и качеством звучания.

     Эбонит, как материал для изготовления мундштуков, долгое время был резервным, однако сейчас  его предпочитают повсеместно. Такие мундштуки легко обтачивать, в обычных условиях они не трескаются, и если ими пользоваться правильно, и лицевая часть хорошо сохраняется.  Кончик и лицевая часть такого мундштука портятся от ударов и при падении.

      Все мундштуки после пользования следует вытирать досуха мягкой тряпочкой, как снаружи, так и изнутри. Их можно мыть с мылом в теплой воде через  определенные  промежутки времени. Регулярное мытье важно производить не только из-за того, что грязный мундштук - это превосходная среда для разведения микробов, но также и потому, что отвердевший осадок, который почти невозможно удалить, собирается во внутренней камере и изменяет внутренние размеры, что, в свою очередь, влияет на тембр звука и интонацию.

      Конструкция мундштука  - вопрос серьезный, поскольку его размеры и форма оказывают определенное воздействие на качество звука, высоту тона, объем звучания, ровность регистров, гибкость, удобство игры. Знание этих аспектов помогает при выборе подходящего мундштука.

     Качество звука рождается во внутренней полости (камере) мундштука,  причем  трость и мундштук совместно действуют как механизм порождающий звук. Они устанавливают  соотношение основного тона с его различными обертонами, что оказывает влияние на качество звука.

    Прежде чем продолжать, необходимо выяснить значение выражения "средняя лицевая часть"  мундштука. Принятое употребление этого термина определяет размеры, при которых большая часть саксофонистов может  получить наилучшие результаты в своем исполнительском творчестве. Все эти параметры были определены  путем проб и ошибок, но это не означает, что удалось добиться совершенства  -  это отправной момент, от которого можно оттолкнуться в сторону совершенствования своего исполнительского мастерства. Учитывая все вышесказанное, необходимо перейти к рассмотрению тех факторов, которые определяют эксплуатационные качества мундштука.

      Лицевая часть - это форма кривой, которая идет от плоской поверхности мундштука. Ее протяжение регулирует расстояние между концом трости и кончиком мундштука. Расстояние от кончика мундштука до начала кривой известно как длина лицевой части.

      Длинная лицевая часть сопряжена с прикусыванием, так как нужно большое давление амбушюра, чтобы приблизить трость к той точке, где она будет вибрировать. Требуется более короткий прикус и мягкая трость, которая усложняет управление  высоким регистром.

      Короткая лицевая часть снижает гибкость амбушюра. Звук получается "жидкий",  а низкие ноты неустойчивы, динамический диапазон отсутствует. Широкое концевое отверстие затрудняет игру на пиано, звук получается грубый, создается неправильное ощущение объема. Мягкая трость требуется в тех случаях, когда мускулы амбушюра несильные или ослаблены. При узком концевом отверстии требуется более твердая трость, верхний  регистр при этом может быть более резким.

     Экран  - это часть мундштука, расположенная непосредственно за его концом, на которую приходится волна вибраций, исходящих от трости. При высоком экране остается мало места между тростью и мундштуком, что усиливает верхние обертоны и придает звуку резкость и гулкость. Возможно, что это является причиной  "киксов".

Низкий экран дает неясный сухой звук, которому  не хватает мощности. При низком экране, создающем сопротивление близкое к концу трости, трудно играть.

     Перегородка в кончике мундштука. Широкую перегородку можно определить как защитное устройство от передувания. Она превосходна для тихой игры, но не дает объема, звук получается чистый, но несколько резковатый и не гибкий: высокие обертоны отсутствуют. Узкая перегородка хороша для получения гудящего типа звука, иногда ею для этого и пользуются, рискуя тем, что может вырваться "кикс".  Пользоваться ею могут только опытные саксофонисты.

     Камера  -  это основная резонирующая часть мундштука. Она имеет задачу придать узкую прямоугольную форму столбу воздуха на проходном месте между тростью и концом мундштука, которая позволяет обеспечить как можно более свободный переход в подмундштучную трубку.  С начала  истории саксофона камера подвергалась большим изменениям, чем сам механизм  саксофона. В 30-е годы у саксофона ощутилось тяготение к большей виртуозности и силе звука , чтобы противопоставить себя медным духовым инструментам. Первые изменения коснулись длины корпуса и отверстий корпуса мундштука, потом экспериментировали со входами и, наконец, по-новому сделали камеру. Если сначала в большинстве случаев камера была больше, чем выходное отверстие для подмундштучной трубки, то в 40-е годы ставили эксперименты по уравниванию диаметра камеры и отверстия подмундштучной трубки. Все эти изыскания привели  к следующим  результатам : ступенчатость в камере, прямые стенки (по образцу кларнетового мундштука),  овальные и квадратные пересечения, очень острые углы между дном камеры и стенками мундштука.

      Чтобы достичь качественного изменения тона от " мягкого" до "острого" без смены мундштука,  музыкальный мастер Страттманн (Германия) создал мундштук с подвижным клином в камере, который в настоящее время производится немецкой фирмой "Циннер".

  Камера небольших размеров, непосредственно подходящая к отверстию подмундштучной трубки дает большой объем и более резкий звук, чем большая камера. Прямые боковые стенки дают возможность получать больше высоких обертонов, закругленные боковые стенки дают более мягкий звук. Учитывая все это можно сказать, что все отклонения от изначальной круглой камеры форсируют более высокие частотные тона и ослабляют низкие, причем увеличивается острота, ясность и устойчивость верхнего регистра.   

   Пасть  - это отрезок между плоской площадкой и острием мундштука. Критериями пасти являются ее открытие и длина. Как правило, длинные пасти менее открыты и наоборот. И, тем не менее, многие фирмы-изготовители предлагают всевозможные смешанные варианты.  Узкие, открытые, и совсем открытые при различной длине.  Открытые пасти склонны к тонкому "стеклянному" тону. Они оберегают амбушюр, однако динамическая амплитуда ограничена. Закрытые пасти обеспечивают динамику и глубину звука, но держат амбушюр в напряжении. Применение легкой трости на такой пасти способствует возникновению завывающего тона и неточности интонации. Тяжелая трость на открытой пасти способствует нехватке давления в диафрагме и получается глухой с сильными шумами тон.

        Действующие  составные части мундштука у многих фирм-изготовителей комбинированные. Например - широкое длинное отверстие при короткой длине пасти и средней камере ( Майер, Берг, Ларсен), или камера остается  неизменной, а длина пасти увеличивается с увеличением ее открытия ( Отто Линк). При этом каждая модель предлагается в различном материальном исполнении (стекло, металл, эбонит, разнообразные пластики ). Такие фирмы как "Берг Ларсен", "Майер" выпускают более ста разновидностей мундштуков для каждого вида саксофонов,  "Селмер", "Вандорен", "Отто Линк", "Бобби Дюкофф" - более тридцати.      

      Выбор подходящего мундштука - трудный и длительный процесс. Лучше начинать с так называемого среднего или стандартного мундштука. Умеренность и осторожность необходимы для того, чтобы потом не пришлось возвращаться к пройденному пути. Плохие привычки и результаты от применения неправильной методики приходится долго исправлять и это дорогого стоит.

      Большое разнообразие в выборе мундштуков позволяет саксофонисту экспериментировать с качеством звука и тембром,  значительно расширить верхний регистр инструмента, успешно применять нетрадиционные способы звукоизвлечения  для создания всевозможных  звуковых эффектов и.т.д. Все это доступно только профессионалу с высокоразвитой технологической и теоретической базой, доскональным знанием возможностей своего инструмента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 
 

Ответов пока нет.

Комментàрии 


Комментариев к этой статье ещё нет.

Пожалуйста, подождите!
Комментарий:
В тèму:

Cтатей на эту тему пока нет.