




Статья добавлена 25 февраля 2015, в среду, в 09:33. С того момента...
1085 |
просмотров |
0 | добавлений в избранное |
0 | комментариев |
Представлена в разделах:
Белорусская корчма

Происхождение слова «корчма» имеет различные объяснения. Согласно некоторым гипотезам, оно произошло от древнеславянского корня «корм», «кърма».
Белорусская корчма — это нечто большее, чем объект придорожного сервиса, место ночлега, еды и питья. Корчма на протяжении столетий являлась «общественным институтом», местом сборища людей низших классов и где, помимо общения, можно было узнать новости, приобщиться к искусству с помощью музыки и танцев или просто отдохнуть. В отличие от почтовых домов, куда попадали богатые и важные люди, имеющие документ, «запечатанный сигнетом», корчма принимала каждого, у кого был хотя бы грош, а если такового не имелось, все выпитое и съеденное можно было записать в долг.
Происхождение слова «корчма» имеет различные объяснения. Согласно некоторым гипотезам, оно произошло от древнеславянского корня «корм», «кърма». Другие исследователи указывают на восточное происхождение: персидское слово «chorden» — есть, тюркское «chor- zama» — расход. Однако корчма все же была общей принадлежностью славянской истории. Первые упоминания корчмы в древнерусской истории связаны с белорусскими землями. В 1150 году корчмы появились в Лучине, Прупои, Копыси. Это и не удивительно, ведь наша земля всегда была дорожным «скрыжаваннем», а на дорогах не могла не создаваться инфраструктура, которая бы обеспечивала путешественников и могла бы приносить доход их владельцам. Доходы шли и от напитков, которыми торговали в корчмах. Долгие годы пили мед, медовуху, так как бортничество - промысло наших предков. Сигизмунд I в 1511 году установил «медовую» дань: «... мы берем корчмы к нашей руке», а если корчмари уклонялись от уплаты налога: «... там кажем корчмы сытити, и плат их до скарбу нашого носити». В артикуле 17 раздела 3 Статута Великого княжества Литовского 1529 года говорится о недопущении «корчем покутных» (то есть ведущих подпольную, незаконную торговлю спиртным).
Важнейший документ Великого княжества Литовского «Устава на волоки» 1557 года, составленный королем Сигнзмуидом II Августом не без влияния его жены-итальянки Боны Сфорцы, наметил первые пути от феодализма к капитализму. Отдельная статья этого документа посвящена корчмам (артикул 13 «О корчмах»). В нем устанавливается запрещение па «корчмы покутные», но главное — определяется необходимость устройства корчем «...везде в каждом войтовстве а в слушном селе, злаща пры гостинцу, можеть бытии корчма...» Именно «пры гостинцу», торговой дороге, то есть вполне осознается, что именно здесь идет поток проезжающих и доходность от такого заведения может быть высокой. В «Литовской метрике» 1536—1541 годов князь Я. Любецкий дает разрешение на строительство двух корчем в местечке Прилуки: на Слуцком гостинце в трех милях от Минска и на Могилевском гостинце, "понимая, что на этих больших переездах послам и купцам, и каждому человеку необходимых станов нет".
Корчмы "при гостинцах" стали в XV-XVII веках особенностью белорусских дорог, государственной и местной институцией, способствующей развитию экономической жизни и влияющей на социальные и культурные отношения. На выгодность этого промысла указывает то, что в одном небольшом городке или местечке могло быть несколько корчем, иногда несколько десятков.Так, в XVI веке в Браславе было 40 корчем, Мстиславле - 37, Чаусах - 60, Кобрине - 34, Пружанах - 21, Зельве - 16 корчем.
Источник: unitehtrans.by
Cтатей на эту тему пока нет.