Извините, вы уже голосовали за эту статью!
0       12345 0 голосов
Ø
Жалоба:
 
Есть причина пожаловаться?

Статья добавлена 9 июня 2014, в понедельник, в 23:08. С того момента...

2360
просмотров
0 добавлений в избранное
0 комментариев

Представлена в разделах:



Top 5 àвтора:

К вопросу о влиянии эмоций на процесс познания

Тема:

Сообщение:
 
Написать автору
 

Краткий обзор влияния эмоций на процесс познания

Эмоциональная палитра человека настолько велика, что для каждого её оттенка невозможно придумать название. Страх, гнев, радость, волнение, тревога, огорчение, смущение – лишь малая толика того, что мы можем назвать эмоциями. Эмоций великое множество, и все они являются неотъемлемой частью существа, которое носит название «человек».

Все люди обладают эмоциями. Не существует абсолютно безэмоционального человека, даже пассивность и спокойствие – своего рода эмоции. С самого рождения эмоции влияют на нашу жизнь, на все без исключения её сферы. Одни эмоции помогают, другие приносят дискомфорт и причиняют дополнительные трудности. Влияние эмоций на каждого человека различно, но без сомнения можно заявить, что эмоции составляют важную и неотъемлемую часть человеческой личности.

Каждый человек обладает своей собственной степенью эмоциональности, на которую оказывают влияние множество факторов: темперамент, характер, воспитание, среда обитания, конкретная жизненная ситуация и даже физиология. Решающую роль здесь, конечно, играет темперамент. Являясь врождённым качеством, именно темперамент определяет степень эмоциональности человека. Существует четыре типа темперамента: холерик, меланхолик, сангвиник и флегматик, но в реальности ни один из них не существует в чистом виде. Самым эмоционально устойчивым среди них является флегматик; холерик, сангвиник и меланхолик достаточно остро реагируют на внешние факторы, но каждый по-своему: первый раздражителен и гневлив, второй жизнерадостен и подвижен, третий склонен к депрессии и рефлексии.

Характер так же оказывает большую роль на степень эмоциональности человека. Характер формируется в процессе развития, воспитания и социализации человека, на него, в свою очередь, влияет так же множество различных факторов. Воспитание человека в первую очередь определяет степень открытости эмоций, то есть, в зависимости от воспитания, человек может проявлять свои эмоции более или менее открыто, причём, даже очень эмоциональный, но воспитанный человек может казаться сдержанным в сравнении с невоспитанным, но менее эмоциональным.

Среда обитания, то есть то окружающее общество, в котором живёт человек, играет далеко немаловажную роль в становлении эмоциональности. Например, англичане славятся на весь мир своей чопорностью, безэмоциональностью, тогда как, например, итальянцы считаются темпераментными, «горячими» людьми, эмоционально реагирующими на все проявления внешнего мира.

Эмоции влияют на все сферы нашей жизни, в частности, на процесс познания, и научившись контролировать свои чувства, использовать их во благо, можно существенно упростить процесс интеллектуального преобразования действительности. Давайте попробуем разобраться, каким образом это может происходить.

Для начала давайте определим, каким же образом эмоции могут влиять на познание. Положительные и отрицательные эмоции оказывают здесь различное влияние. Чаще всего положительные эмоции, связанные с познающей деятельностью, выступают своего рода катализатором, то есть, повышают эффективность и продуктивность познавательной деятельности. Когда мы действительно заинтересованы в теме нашего исследования, когда она нравится нам, мы стремимся как можно более точно изучить её саму и все вопросы, связанные с ней. При этом мы делаем это гораздо быстрее, чем, если бы тема не нравилась нам или была бы безразлична. Кроме того, мы делаем это с удовольствием и без личного напряжения, то есть, не создаём почвы для формирования как и просто плохого настроения, так и различных стрессов и психических расстройств. Кроме того, общее эмоциональное состояние, настроение, возможно даже никак не связанное с предметом познания, если оно как минимум ровное, а тем более, если приподнятое, если нет страхов и тревог, злость и раздражение не оскверняют человеческое сознание – в этом состоянии продуктивность познавательной деятельности человека в разы больше чем если он устал, зол, тревожится по какому-либо поводу или испытывает другие негативные эмоции.

 Положительные эмоции являются скорее стимулирующим фактором, а негативные – затормаживающим. Чем лучше наше настроение, тем выше работоспособность, меньше утомляемость, успешнее результат, что в свою очередь, так же приводит к положительным эмоциям. Но бывает, что хорошее настроение вредит нашей деятельности. Например, находясь в т.н. «мечтательном» состоянии человек, даже счастливый и довольный, просто не может сосредоточиться на своём занятии. Его влекут дальние дали и другие, более приятные дела. Весной студенты и школьники часто говорят: «Я не могу учиться, когда на улице такая хорошая погода. Я хочу свободно гулять, наслаждаться теплом и Солнцем!» - казалось бы, погода хорошая, настроение прекрасное, но работоспособности нет совсем, а всё потому что внимание рассредоточено, концентрация нарушена, мозг отказывается воспринимать действительность, ему становится просто лень. В то же время, негативные эмоции иногда могут быть «полезными», ведь творческие люди создают свои шедевры находясь в расстроенных чувствах, часто граничащих с нервными срывами, что, безусловно, очень плохо для их психического и физического здоровья, но весьма плодотворно для их деятельности.

И плохие, и хорошие, эмоции часто бывают вредными для человеческой деятельности, поэтому нужно научиться их контролировать. Что же собой представляет контроль над эмоциями, и каким образом он осуществляется?

Стоит, прежде всего, понять, что контроль над эмоциями – это осознанное подавление части своего я, осуществляемое на благо самого себя и окружающих. Здесь два главных слова – это осознанное и подавление.Человек может взять эмоции под сознательный контроль, но ни один человек не может держать себя в руках постоянно, всегда наступает т.н. эмоциональная разрядка. Эмоции – это естественная ответная реакция психики на внешние раздражители, и поэтому к их контролю нужно подходить разумно.

Каждый должен найти собственный путь контроля над эмоциями. Можно, например, «натренировать» себя не реагировать так или иначе в определённой ситуации или наоборот, не реагировать на те или иные проявления внешнего мира вообще. Но не стоит при этом думать, будто эмоции в этом случае действительно изменятся или исчезнут совсем. Здесь речь идёт лишь о внешнем проявлении эмоций, в «глубине души» они останутся прежними и однажды наступит вышеупомянутая эмоциональная разрядка.

Контроль эмоций, как и любое подавление, чревато некоторыми последствиями. Во-первых, окружающие могут неправильно воспринять новую нетипичную реакцию на ту или иную ситуацию. Например, пятнадцатилетний сын решил не целовать мать в присутствии своих друзей из-за стеснения, на что та попросту обиделась, восприняв это как проявление нелюбви. Во-вторых, подавление одних эмоций может вызвать появление других, негативных и более разрушительных. Например, когда человек долгое время не имеет возможности «выплеснуть» наружу свои чувства, переживания, чувствует себя незащищённым, тревожится о чём-либо, его мозг, в конечном итоге, не выдержит нагрузки и наступит пик эмоциональной разрядки – нервный срыв. В таком состоянии человек не может контролировать свои чувства и действия, он способен причинить вред не только себе, но и окружающим. В-третьих, подавление эмоций может быть чревато более серьёзными психологическими последствиями, например - расстройством личности.

Как мы выяснили, эмоции – важная часть человеческой личности, активно оказывающая влияние на процесс познания. В различных ситуациях разного рода эмоции то выступают катализаторами для познавательной деятельности, то подавляют её. Этот процесс можно регулировать с помощью сознательного контроля над эмоциями, которым не стоит злоупотреблять, ведь излишнее подавление эмоций – верный путь к различным психическим расстройствам. 

 
 
 
 

Ответов пока нет.

Комментàрии 


Комментариев к этой статье ещё нет.

Пожалуйста, подождите!
Комментарий:
В тèму:

Cтатей на эту тему пока нет.