Извините, вы уже голосовали за эту статью!
5       12345 1 голос
Ø
Жалоба:
 
Есть причина пожаловаться?

Статья добавлена 26 ноября 2008, в среду, в 20:42. С того момента...

1763
просмотра
0 добавлений в избранное
0 комментариев

Представлена в разделах:



Top 5 àвтора:

СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Тема:

Сообщение:
 
Написать автору
 

Николай Бердяев - один из властителей дум XX века. Чему обязан своей известностью этот философ? Он не аналитик, не исследователь.

Он, автор ориги­нальных концепций: о богоподобных возможностях человека. Но, думается, не в этом дело. А в том, что Бердяев - мыслитель, не устававший возвещать о че­ловеческой личности и пророчествовать о ее судьбе. Сосредоточенность на уделе человеческом характерна вообще для всякого экзистенциального философа, встающего в оппозицию к генеральной линии философии. Эта философия, погло­щенная своими «профессиональными» интересами не отвечает на запросы современного индивида, Бердяев так описывает расхождение теоретической мысли с интересами, а точнее - с .пробле­мами человека.

Однако Бердяев не только экзистенциальный, но и религиоз­ный философ, и потому забота его состоит в том, чтобы не ограничиваться откликом на человеческий запрос, но и судить этот запрос, не только защищать человека, но и взы­скивать с него соответственно его высшему на земле сану. И вообще, внимание Бердяева приковывает не индивид, а личность. И вот эти непосредственные и в то же время пророческие отклики мыслителя на явные и подспудные сдвиги человеческого духа - то, что можно обозначить словами, составившими заглавие одного из его сочинений,- представляется нам сегодня самым захватывающим и значительным.

Дело в том, что само положение христианского экзистенциалиста чревато глубоким противоречием. Экзистенциализм, родившийся в результате разочарования в историческом прогрессе и утраты веры в смысловые основы бытия, это утверждение человека за счет отталкивания от мира, это новый вариант старой гностической ереси, учения о дурной, косной материи, о неисправимой реальности. Но христианство с этим согла­ситься не может.  Ответственный, озабоченный состоянием мира, взгляд Бердяева формулировался, как уже было замечено, в ответ на вызов времени.

Среди беспокоивших мыслителя проблем есть и такие, для которых в цивилизованных странах наметился выход для некоторых, впрочем, только к концу века. Быть может, самое благополучное положение теперь там, где мыслитель находил материал для вечного обличения в эксплуатации и социальном неравенстве, то есть в странах ка­питала, резко изменивших на Западе свои черты и явивших миру «государство всеоб­щего благосостояния». Мы, возможно, увидим просвет и в конце другого мрачного тун­неля исторического прогресса, беспокоившего русского мыслителя. Тревожась о нару­шениях органического жизненного мира, Бердяев описывал тяжкие следствия вхождения в него массированной техники. Цивилизация и здесь обещает выход,- индустриальная стадия сменяется разукрупненной компьютерной эрой с ее заманчивыми возможностя­ми приспособиться к органической жизни.

Однако все тревоги Бердяева, относящиеся к собственной сфере духа, в нынешнее время могут только нарастать. Даже там, где человек уже име­ет способы сносно и даже с комфортом устроить свою судьбу со стороны, так сказать, ее материально-технической базы. Но всю жизнь потом философ колебался меж­ду этими двумя позициями - радикальной защитой социального равенства и органичес­ким традиционализмом,- что давало повод считать его то «красным», то решительным антикоммунистом. Но в целом ему свойственна над политическая позиция - позиция, сочетающая пафос личной свободы с утверждением общечеловеческой правды. Он прежде всего не допускает, чтобы действующее в истории зло представляли согласно узколобой логике «масоноискателей» в виде некой вселенской заговорщи­ческой организации, которая, как из центра Сатаны, направляет ход мировых дел. Независимо от зрого или иного отношения к современному масонству Бердяев со­противляется прежде всего поверхностному взгляду на историю. Это, по Бердяеву, тра­гический процесс, грандиозный и непредвиденный (начавшийся, как он не раз утвер­ждал, с грехопадением и имеющий смысл в искуплении греха), процесс, в который вовлечены личные воли и стихийные массы, взаимодействующие с силами добра и зла. Эти силы, в виде идейных внушений, в зависимости от свободного личного выбора наполняют и организуют человеческое поведение, рождая цепь исторических событий.

Бердяев выступил одним из первых в XX веке критиком «массового общества», он подал сигнал о выходе на историческую сцену новых человеческих количеств.

Источник: Мир человека

 
 
 
 

Ответов пока нет.

Комментàрии 


Комментариев к этой статье ещё нет.

Пожалуйста, подождите!
Комментарий: