Извините, вы уже голосовали за эту статью!
5       12345 1 голос
Ø
Жалоба:
 
Есть причина пожаловаться?

Статья добавлена 9 марта 2013, в субботу, в 14:52. С того момента...

3540
просмотров
0 добавлений в избранное
0 комментариев

Представлена в разделах:



Top 5 àвтора:

Институциональное развитие гражданского общества в Украине

Автор: Wert
Тема:

Сообщение:
 
Написать автору
 

Становления эффективной отечественной модели демократической консолидации власти, политических элит и общественности возможно лишь при условии функционирования действенного гражданского общества.

В украинском обществе растет запрос на участие граждан в формировании содержания государственной политики и вместе с тем - повышение ответственности и подотчетности (подконтрольности) обществу органов государственной власти, должностных лиц всех уровней. Учитывая это Главой государства был одобрен в марте 2012 г. Стратегия государственной поддержки развития гражданского общества и первоочередных мерах по ее реализации.

Сегодня есть необходимость в создании институциональных и правовых механизмов привлечения гражданского общества к разработке и реализации публичной политики. Во-первых, в плоскости информационной открытости государственной власти, своевременного информирования о политических решениях, исчерпывающих объяснений о намерениях, во-вторых, доступности и подотчетности органов власти, особенно в тех вопросах, которые касаются непосредственно граждан, в-третьих, последующего создания правого поля , что обеспечивает действенные механизмы для участия граждан, институтов гражданского общества в государственной политике. Это обеспечивается налаживанием полноценных каналов политического диалога, построения публичной политики на принципах открытости, прозрачности, партнерства, подотчетности и т.д.. Так, через устойчивые и эффективные форматы взаимоотношений между гражданским обществом и государством формируется сопричастность и спиввидповидальнисть по изменениям в политической, социальной, экономической жизни страны.

Полноценное участие институтов гражданского общества в выработке и реализации государственной политики напрямую зависит от организационных, финансовых, кадровых возможностей, но одновременно и от готовности органов исполнительной власти, местного самоуправления к реальной и постоянного сотрудничества на основе закона и права.

Общественный сектор является компетентным звеном между государством и гражданами. Поэтому в принятии политических решений, направленных на оптимизацию государственной политики, должны учитываться и альтернативные позиции общественных организаций, экспертной среды, профсоюзов, организаций работодателей и т.п., и общественное мнение. Прежде всего это касается формирования общенациональных и местных программ развития, бюджетного процесса, разработки стратегических документов, планов, программ развития сфер, отраслей, регионов. Таким образом общество будет рычаги влияния на реализацию государственной политики, ее корректировки, а также осуществление последующего мониторинга и аудита системы государственного управления.

Поэтому приоритетным является усиление "субъектности" консультаций с общественностью, общественного контроля и оценки государственной политики для повышения эффективности и качества управленческих решений на национальном, региональном, местном уровнях. Следовательно, активнее должны быть задействованы: инструментарий обратной связи, обращений к депутатам, органов государственной власти, общественных слушаний и т.п.; совместные органы, совместные рабочие группы из представителей исполнительной, законодательной власти, местных органов власти и общественного сектора; механизмы общественного контроля, общественной экспертизы, мониторингов соблюдения законодательства, выполнения государственных программ, использования бюджетных средств и т.п..

Объективна необходимость все большего привлечения именно общественного сектора к реализации государственной политики. В этом смысле ответственность и государственных институтов, и институтов гражданского общества за ее реализацию и соответствие общественным интересам постепенно должны становиться соразмерными.

Требуют более эффективного использования такие устоявшиеся и проверенные практикой формы сотрудничества органов государственной власти с организациями гражданского общества, как общественные советы и консультативно-совещательные органы при центральных и местных органах власти, общественные слушания, консультации с общественностью, общественная экспертиза, общественный мониторинг.
Постановлением Кабинета Министров Украины "Об обеспечении участия общественности в формировании и реализации государственной политики" от 3 ноября 2010 г. N 996 утверждено новое Типовое положение об общественных советах при центральных и местных органах исполнительной власти. Им усовершенствован порядок формирования общественных советов; предоставлена ​​ряд новых возможностей, существенно расширяет полномочия советов; регламентировано конкретную процедуру информационного взаимодействия органов власти с созданными при них общественными советами.

По оценке независимых экспертов, указанное постановление дает возможность добросовестным и заинтересованным институтам гражданского общества конструктивно сотрудничать с органами исполнительной власти. По данным мониторинга, по состоянию на 01.10.2011 г. сформировано 566 общественных советов по 608 необходимых, т.е. 93%. В создании новых общественных советов приняли участие не только общественные организации, но и бизнес ассоциации, религиозные организации, профсоюзы и негосударственные пенсионные фонды. Налаживается горизонтальная сотрудничество между общественными советами при органах исполнительной власти. С этой целью, в частности, создан Координационный совет председателей общественных советов регионов.

Положительной тенденцией последнего времени является усиление информационного, консультативного и образовательного сопровождения процесса формирования общественных советов и всех аспектов их деятельности.

Основными проблемами, которые препятствуют нормальному функционированию вновь общественных советов и налаживанию их эффективного сотрудничества с соответствующими властными субъектами, является отсутствие или недостаточность нормативного урегулирования отдельных вопросов формирования и функционирования общественных советов; их организационно-финансовая зависимость от органов власти, при которых они образованы; недостаточная информационная открытость самих вновь общественных советов; неготовность части организаций гражданского общества и их представителей в полноценной работы в составе общественных советов ради общественных интересов.
Важным шагом к утверждению прозрачности и открытости деятельности органов государственной власти и местного самоуправления и улучшения их информационного взаимодействия с организациями гражданского общества стало вступление в силу с мая 2011 г. Закона Украины "О доступе к публичной информации".

Соответствует современным мировым стандартам и международным обязательствам нашего государства (в частности, в русле ее евроинтеграции), создает эффективные правовые механизмы реализации конституционного права каждого на доступ к информации, в частности публичной, которой обладают субъекты властных полномочий, и информации, составляющей общественный интерес.

Закон предоставляет право на доступ к информации в способ представления запросов на нее, а также предусматривает обязанность властных субъектов обнародовать информацию о своей деятельности. Однако опыт практической реализации норм этого Закона показал, что ей мешает ряд препятствий: попытки ограничить нормы Закона посредством принятия новых нормативно-правовых и подзаконных актов; нежелание отдельных руководителей придерживаться его норм; недостаточность финансового и кадрово-организационного обеспечения; плохая осведомленность с ним граждан и отсутствие у них опыта политического участия. Так, согласно данным социологического опроса в августе 2011 г. более половины опрошенных (52%) вообще ничего не знают о том, что в Украине был принят такой закон, а воспользовались своим правом и направили запросы об информации лишь 3% населения.

Важным для обеспечения прозрачности и открытости власти является вступление Украины в новых глобальных инициатив, в частности "Партнерства" Открытое Правительство ", основные принципы которого следующие: прозрачность правительства как механизм увеличения ответственности (подотчетности), открытость информации о деятельности и принятых решениях (он-лайн); активное участие общественности в политике как способ повышения эффективности работы государственных органов; сотрудничество Правительства и общественности, обеспечение обратной связи для оценки и повышения уровня сотрудничества, определение новых возможностей для сотрудничества.

Разработан и утвержден план мероприятий участия Украины в "Партнерстве" Открытое Правительство ", где учтены и предложения украинских общественных организаций.

Существенную роль играют финансовые инструменты государственного содействия развитию гражданского общества. Внедрению прозрачного механизма распределения государственного финансирования общественно-полезных общественных инициатив и деятельности объединений граждан будет способствовать Порядок проведения конкурса по определению программ (проектов, мероприятий), разработанных общественными организациями и творческими союзами, для выполнения (реализации) которых предоставляется финансовая поддержка, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 12 октября 2011 г. предусмотренние  этим документом процедуры являются обязательными для органов исполнительной власти и рекомендованными для органов местного самоуправления.

Дальнейшее утверждение гражданского общества как гарантии демократического развития государства требует усовершенствования государственной политики поощрения развития и нормативно-правовой основы его функционирования.

Основные направления такой политики уже зафиксированы в одобренных Указом Президента Украины Стратегии государственной политики содействия развитию гражданского общества и плана первоочередных мероприятий по ее реализации.
Совершенствованию нормативно-правовой базы взаимодействия гражданского общества с государством будет способствовать разработка и принятие необходимых для этого законов и других нормативно-правовых актов, и вступление в силу с 1 января 2013 г. Закона Украины "Об общественных объединениях".

При внесении изменений в Конституцию Украины в ее тексте должны быть определены основные принципы сотрудничества между гражданским обществом и государством, при этом важно не допустить сужения гражданских прав и привести их конституционное трактовка соответствии с современными мировыми стандартами и международно-правовых обязательств Украины.

Источник: Актуальные проблемы государства и права

 
 
 
 

Ответов пока нет.

Комментàрии 


Комментариев к этой статье ещё нет.

Пожалуйста, подождите!
Комментарий:
В тèму:

Cтатей на эту тему пока нет.