Статья добавлена 28 мая 2011, в субботу, в 12:46. С того момента...
2881 |
просмотр |
0 | добавлений в избранное |
0 | комментариев |
Представлена в разделах:
Кинохроника Великой Отечественной войны (Часть 3)
Все лучшие достижения советского кино в 1941 - 1942 годах были связаны с разработкой партизанской тематики
IV
В 1942 году на востоке завершилась организация новой производственной базы. В Алма-Ате, Ташкенте, Ашхабаде и других городах Средней Азии началась постановка полнометражных художественных фильмов, посвящённых борьбе советского народа против немецко-фашистских захватчиков. На первом этапе создания новой производственной базы ещё продолжался выпуск короткометражных новелл для «Боевых киносборников». Для них не нужны были сложные декорации, большие массовки и т.п. И всё же именно в эвакуационных условиях короткометражные военные фильмы начинают постепенно сходить на нет. Новеллистическая форма в кино, как и очерк в литературе, требовала обстоятельного знания фактов жизни. Тематика новелл, созданных на среднеазиатских киностудиях, всё больше и больше отходила от фронтовой действительности. Отдельные новеллы очень приблизительно рисовали события военной борьбы советского народа против захватчиков. Другие же условно трактовали материал движения сопротивления в западноевропейских странах, направленного против фашистских оккупантов. Эта жизнь ещё меньше была знакома нашим кинематографистам.
Была и вторая причина вытеснения короткометражных фильмов полнометражными. И, пожалуй, эта причина была главной. Дело в том, что зрителей интересовали теперь уже более глубокие обобщения военной действительности. А это могли дать только полнометражные художественные фильмы.
В условиях эвакуации была завершена работа над одним из лучших советских фильмов на военную тему, созданных в годы Великой Отечественной войны, фильмом «Машенька» Ю. Райзмана по сценарию Е. Габриловича, а также началась постановка больших художественных фильмов о Великой Отечественной войне – «Секретарь райкома» (режиссёр И. Пырьев, сценарий И. Прута), «Она защищает Родину» (режиссёр Ф. Эрмлер, сценарий А. Каплера) и других. Уже к 1942 году можно отнести первые серьёзные успехи советского киноискусства в воплощении героического подвига советских людей – защитников Родины.
Эти первые успехи советского кино были связаны с теми событиями, которые в 1942 году определили дальнейший ход Великой Отечественной войны.
В 1942 году Советское государство завершило перестройку своей экономики на военный лад, что обеспечило переход от оборонительных действий к наступательным. Этот год начался разгромом немецко-фашистских войск под Москвой, пусть ещё не изменившим коренным образом ход войны, но развенчавшим миф о непобедимости германского империализма. В этом же году захлебнулось наступление врага на Сталинград и началась подготовка к уничтожению Сталинградской группировки войск противника, ставшему переломным моментом второй мировой войны.
В сражении под Москвой, в героической обороне Ленинграда, Севастополя, Одессы, Сталинграда развернула своё воинское мастерство целая плеяда выращенных Коммунистической партией талантливых военачальников. Миролюбивый советский народ приобрёл и военный опыт и боевую закалку. В ходе Отечественной войны невиданный героизм проявили советские солдаты, офицеры и генералы.
Массовый героизм народа стал главной темой советской литературы и искусства. В передовой статье «Искусство на службу Красной Армии» газета «Правда» писала: «Пусть драматурги, композиторы, поэты, писатели, художники прославляют героические дела Красной Армии и всего советского народа, ибо то, что они создадут в эти дни Отечественной войны на службу Красной Армии, поможет нам ускорить победу над врагом».
Этот призыв партии был подхвачен деятелями советской литературы и искусства. Только в течении 1942 года были опубликованы первые главы из поэмы А. Твардовского «Василий Тёркин», новые патриотические стихи М. Исаковского, В. Лебедева-Кумача, М. Светлова, К. Симонова и А. Суркова, повести В. Василевской «Радуга» и В. Гроссмана «Народ бессмертен», «Рассказы Ивана Сударева» А. Толстого, рассказ В. Кожевникова «Март – апрель», статьи Н. Тихонова, А. Толстого и И. Эренбурга, пьесы Л. Леонова «Нашествие» и К. Симонова «Русские люди» и ряд других выдающихся произведений советской литературы. Голос писателя слышала вся страна: новые произведения советской литературы печатались в центральной прессе и таким образом они сразу становились достоянием всего народа.
Значительны были успехи и советской музыки. В этом же 1942 году Д. Шостакович создаёт в осаждённом Ленинграде свою героическую Седьмую симфонию – поэму о мужестве советских людей, классическое произведение нашего искусства, развивающее и обогащающее великие традиции русского симфонизма. Плодотворно работают композиторы-песенники, в особенности А. Александров, организатор и руководитель Краснознамённого ансамбля Советской Армии. В содружестве с поэтами-песенниками мастера массовых музыкальных форм создавали песни, которые немедленно подхватывали на фронте и в тылу.
Много и успешно трудились художники: и представители старшего поколения – Д. Моор, В. Дени, М. Черемных, Б. Ефимов – зачинатели советского политического плаката, и более молодое поколение – Кукрыниксы, Кокорекин, Караченцов, Иванов, Пророков, Сойфертис, Жуков и другие.
Если сравнить ту роль, которую сыграли в борьбе советского народа в 1942 году литература, музыка, живопись и кинематограф, то может показаться, что самое молодое из искусств отставало от своих старших собратьев. Однако, хотя в 1942 году советская кинематография создала только один большой фильм об Отечественной войне, который может быть поставлен рядом с лучшими произведениями других искусств, – «Секретарь райкома», – такой вывод будет безусловно неверным. Дело в том, что реализация произведений киноискусства, связанная со сложной постановочной работой, вообще является более длительным процессом, чем реализация произведений других искусств. В условиях эвакуации кинопроизводства этот процесс оказался ещё более длительным. Тем не менее и кинематография, несмотря на все специфические трудности, которые она испытывала в военные годы, развивалась в том же направлении, что и другие искусства, хотя результат этого развития стал достоянием зрителей позднее, в основном в 1943 и даже в 1944 годах.
В 1942 году была начата постановка фильмов «Она защищает Родину», «Два бойца» и других, широко и достоверно развивавших тему патриотической борьбы.
Если широкие картины войны нашли лишь частичное отражение в некоторых фильмах, то образы участников этой войны заняли центральное место в советском киноискусстве военных лет. Они были раскрыты в целом ряде кинопроизведений и притом раскрыты вдохновенно и глубоко. Образ Кочета из фильма «Секретарь райкома» (В. Ванин), Прасковьи Лукьяновой из фильма «Она защищает Родину» (В. Марецкая), Олёны Костюк из фильма «Радуга» (Н. Ужвий), Фёдора Таланова из фильма «Нашествие» (О. Жаков), порабощённых, но не покорённых советских людей – юной девушки Тани (Е. Кузьмина) и старого учёного Сергея Ивановича (В. Зайчиков) из фильма «Человек № 217» принадлежат к крупнейшим достижениям советского киноискусства. Они по-настоящему народны, в них показаны лучшие качества советских людей – моральная стойкость, воля к борьбе и вера в победу. В этих правдивых образах советские зрители – солдаты, партизаны, труженики тыла видели себя, своих современников, видели убедительное воплощение своих мыслей и чувств. Эти образы являли собой пример высокого патриотизма, стойкости и мужества.
Были в названных фильмах, в их сценарном решении, в режиссёрской разработке сценарного материала и отдельные погрешности. Обстоятельства войны порой показывались недостаточно достоверно, порой ненависть советских людей к фашистским захватчикам не находила достаточно глубокого истолкования.
Не случайно, что все лучшие достижения советского кино в эти годы были связаны с разработкой партизанской тематики. Исключительность обстоятельств партизанской борьбы позволяла сосредоточить всё внимание на личном героизме отдельного советского человека, в то время как изображение боевых действий Советской Армии требовало такого знания военных будней, которого у наших кинематографистов тогда не могло быть.
Продолжение следует.
Источник: http://voxdocx.com/praktika/kinochronika-velikoy-otechestvennoy-voyni-chast-3