Извините, вы уже голосовали за эту статью!
0       12345 0 голосов
Ø
Жалоба:
 
Есть причина пожаловаться?

Статья добавлена 8 мая 2011, в воскресенье, в 14:10. С того момента...

4962
просмотра
0 добавлений в избранное
0 комментариев

Представлена в разделах:



Top 5 àвтора:

Кинохроника Великой Отечественной войны (Часть 1)

Автор: voxdocx
Тема:

Сообщение:
 
Написать автору
 

Очерк истории развития советского документального кино в годы Великой Отечественной войны

В канун 9 мая много говорят о Победе. Показывают различные современные поделки на тему войны. Но, как обычно, забывают показать документальные фильмы о той Великой Отечественной, что были сняты на самой войне. Ведь так не видна убогость восприятия Подвига советского народа нашими современниками. Чтобы знать историю - её нужно изучать. В том числе смотреть документальные фильмы, кинохронику. Продолжая серию публикаций о советской военной кинохронике, я привожу материал из книги "Очерки истории советского кино" (Том 2. М., 1959) С.С. Гинзбурга и Е.М. Смирнова о развитии советского документального кино в годы Великой Отечественной войны.
 
I

Летом 1941 года на протяжении огромного фронта развернулась жестокая, не на жизнь, а на смерть, борьба между силами социализма и фашизма. На Советскую страну, занятую мирным созидательным трудом, обрушилась военная техника и вооружённые силы гитлеровской Германии, сумевшей на протяжении 1939 – 1940 годов поработить целый ряд европейских государств. Над великими достижениями советских людей нависла грозная опасность.
На первом этапе войны фашистские захватчики располагали временными преимуществами. Несмотря на героическое сопротивление советских войск, несмотря на отважные действия партизан, громивших коммуникации в тылу у противника, немецко-фашистские войска продвинулись и захватили значительную часть европейской территории Советского Союза, в том числе некоторые промышленные и сельскохозяйственные районы. Им удалось выйти на ближние подступы к Москве и Ленинграду. Советская Украина и Советская Белоруссия были оккупированы врагами.
Трагические испытания, в которые ввергла советский народ развязанная фашистами война, потребовали героического напряжения всех сил, перестройки всей жизни страны на военный лад. Советский Союз превратился в военный лагерь. На востоке, в глубоком тылу, были созданы новые центры военной промышленности. Из районов, находящихся в зоне военных действий, за несколько месяцев миллионы людей и сотни крупнейших предприятий были переброшены на восток. Там ковалось грозное оружие. Там готовились воинские резервы, которые впоследствии нанесли сокрушительный удар по врагу.
Вероломное нападение германского фашизма на СССР явилось для Советского многонационального государства решающей проверкой силы и нерушимости социалистического строя и выкованного Коммунистической партией морально-политического единства советских людей.
Борьба за независимость нашей Родины стала общей целью и смыслом жизни всех честных советских людей. Эта борьба требовала предельного напряжения духовных и физических сил. Во имя победы сражались и умирали бойцы Советской Армии, во имя победы трудились работницы, колхозницы, подростки, заменившие на заводах и в колхозах ушедших на фронт мужчин.
Так же как и для всех советских людей, борьба за победу стала для деятелей литературы и искусства смыслом жизни. В годы военных испытаний искусство и литература были могучими средствами патриотической агитации. Мастера литературы и искусства по-своему участвовали в Отечественной войне, правдиво рассказывая о подвигах защитников Родины, вселяя в народные массы веру в победу, вдохновляя их на борьбу.
И справедливо оценить достижения нашей литературы и искусства в годы Отечественной войны – это значит в первую очередь оценить их вклад в дело борьбы и победы.
Особые условия военного времени и особые агитационные задачи определяли направление поисков и результаты творческого труда наших писателей, художников, мастеров театра и кино, композиторов.
В этот период, когда своевременность художественного отклика на события действительности приобрела исключительное значение, очень большое развитие получили «малые» формы искусства. В прозе приобрели важное значение очерк, короткий рассказ, в поэзии – лирические, публицистические и сатирические жанры, в изобразительном искусстве – плакат и карикатура, в кинематографии – документальный фильм, короткометражная драматическая новелла. Эпические жанры в кинематографии развивались и в эти годы. Но развивались они преимущественно на материале прошлого, в форме исторического романа, драмы или фильма, отображающих накопленный в течение веков опыт борьбы народов СССР за свою свободу и независимость.
В военные годы для творчества мастеров литературы и искусства ещё большее значение, чем всегда, имело непосредственное участие их в жизни своего народа. Писатели-фронтовики и художники, работавшие в армейской печати, артисты кино и театра, выступавшие с концертами перед бойцами и офицерами Советской Армии, – все они своим творчеством содействовали борьбе с немецко-фашистскими захватчиками и все они, как правило, добивались наиболее значительных художественных достижений.
Непосредственно рядом с ними мы должны поставить целую плеяду советских кинооператоров, изо дня в день снимавших события фронтовой жизни, доносивших до зрителя подвиги советских воинов и партизан. Они создали кинодокументы непреходящей исторической ценности. Вооружённые киноаппаратами, операторы шли вместе с войсками в атаку, участвовали в воздушных сражениях, снимали из амбразуры танков, отправлялись вместе с  партизанами на боевые операции.
Имена таких операторов – героев Великой Отечественной войны, – как В. Муромцев, С. Гусев, Б. Вакар, В. Смородин, В. Сущинский, М. Сухова, Б. Шер и многие другие, навсегда вошли в историю советского кино.

II
В годы Великой Отечественной войны кинохроника как самый оперативный вид киноискусства приобрела решающее значение. Съёмки боевых действий начались буквально в первые дни войны. Вскоре была налажена стройная организация фронтовой кинохроники.
При всех фронтах находились киногруппы, которые вели свою работу под руководством военного командования. Материал, заснятый фронтовыми операторами, пересылался в Москву, где Центральная студия кинохроники даже в самые тяжёлые дни немецко-фашистского наступления ни на мгновение не прекращала своей работы. Это был боевой штаб кинохроники. Сюда ежедневно прибывали со всех участков войны коробки отснятой плёнки. Материалы, поступающие от 150 фронтовых операторов, обрабатывались лучшими режиссёрами хроники, к которым через некоторое время присоединился ряд режиссёров художественной кинематографии, в их числе А. Довженко, С. Герасимов, С. Юткевич, Ю. Райзман, А. Зархи и И. Хейфиц и другие.
В Москве монтировались отдельные выпуски хроники и полнометражные документальные картины. Это была огромная и по своему размаху и по своему значению работа.
За время войны было выпущено 400 номеров «Союзкиножурнала», 65 номеров журнала «Новости дня», 24 «Фронтовых киновыпуска», 67 тематических короткометражных фильмов и 34 полнометражные документальные картины. Три с половиной миллиона метров отснятой плёнки составляют в настоящее время кинолетопись Великой Отечественной войны, имеющую исключительную историческую ценность.
Отдавая должное деятельности кинодокументалистов, их поистине героическому труду, мы всё же должны сказать, что в их работе не все стороны военной действительности получили достаточно полное и глубокое отражение. Много внимания и сил они уделяли боевым действиям Советской Армии и партизан. Исторические сражения, важные военные операции запечатлены ими, как правило, разносторонне. Хорошо передан был патриотический подвиг защитников Родины. Армия как грозная и могучая сила в целом была показана ими убедительно, правдиво и впечатляюще.
К сожалению, картинам повседневного фронтового и тылового быта, образам отдельных участников Отечественной войны кинохроника не уделила достаточного внимания.
Кроме того, во второй половине рассматриваемого периода в режиссёрской обработке документальных съёмок фронтовых операторов наметился некоторый шаблон, и в 1944 году понадобилось специальное постановление ЦК ВКП(б), которое помогло работникам кинохроники изжить свои недостатки. Следует отметить, что эти недостатки в деятельности документальной кинематографии во многом объясняется тем, что она на первых порах не смогла по-настоящему воспользоваться опытом писателей-фронтовиков, военных журналистов.
Привлечение к участию в кинохронике новых творческих сил, дружная совместная работа режиссёров-документалистов и мастеров художественного кино над созданием полнометражных картин о победах Советской Армии определили творческие достижения кинохроники в последние годы войны.
В период Отечественной войны почти полностью перестроила свою работу и наша научно-популярная кинематография. Московская студия научно-популярных фильмов была преобразована в студию «Воентехфильм». Она выпускала главным образом фильмы военно-инструктивного характера. Это были и фильмы, пропагандирующие среди населения правила местной противовоздушной обороны, и фильмы, знакомящие наши военные кадры с той техникой, которую предоставила им для борьбы с врагом отечественная промышленность, и фильмы военно-тактического содержания – учебные курсы для сержантского и младшего офицерского состава Советской Армии («Немецкая оборона и её преодоление», «Пехота в бою» и т.п.)
Однако количественно в продукции научно-популярного кино были больше всего представлены фильмы на военно-технические темы, и они, без сомнения, сыграли важную роль в подготовке резервов для Советской Армии, в повышении технической квалификации кадров.
К концу войны научно-популярная кинематография, продолжая расширять производство специальных военно-инструктивных фильмов, начала вновь создавать картины по естественно-научной тематике.

Продолжение следует.

Источник: http://voxdocx.com/praktika/kinochronika-velikoy-otechestvennoy-voyni-chast-1

 
 
 
 

Ответов пока нет.

Комментàрии 


Комментариев к этой статье ещё нет.

Пожалуйста, подождите!
Комментарий: