Статья добавлена 20 октября 2012, в субботу, в 09:30. С того момента...
2195 |
просмотров |
0 | добавлений в избранное |
0 | комментариев |
Представлена в разделах:
25 лет назад БЖРК встал на боевое дежурство
25 лет назад на боевое дежурство заступил первый железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК). 20 октября 1987 году БЖРК с ракетой РС-22 (SS-24 Scalpel) приступил к выполнению боевой задачи под командованием подполковника В. Спиридонова.
20 октября исполняется 25 лет с момента заступления на боевое дежурство первого ракетного полка железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК). 20 октября 1987 году БЖРК приступил к выполнению боевой задачи под командованием подполковника В. Спиридонова.
Работы по созданию БЖРК с ракетой РС-22 (SS-24 Scalpel) начались в середине 1970-х гг. Разработчиком выступало КБ «Южное» украинского Днепропетровска под руководством конструктора Владимира Уткина. Сборка БЖРК осуществлялась также на Украине в Павлограде. Его полевые испытания проходили в 1985-1987 гг. В ходе них было произведено 32 пуска ракет и пройдено более 400 тысяч километров по территории страны. 28 ноября 1989 года комплекс был принят на вооружение.
БЖРК конструктивно представлял собой железнодорожный состав из двух-трех тепловозов и специальных вагонов, которые внешне были похожи на пассажирские и рефрижераторные. В вагонах размещались транспортно-пусковые контейнеры (ТПК) с межконтинентальными баллистическими ракетами, пункты управления пуском, технологические и технические системы, средства охраны, личный состав и системы жизнеобеспечения.
Боевое дежурство БЖРК и пуск ракет осуществлялись как на пунктах постоянной дислокации комплекса, так и на маршрутах боевого патрулирования (МБП). В качестве МБП использовались участки железных дорог общего пользования. Структура построения БЖРК давала возможность использовать комплекс, как в составе, так и отдельными частями (автономными пусковыми модулями).
Высокая мобильность БЖРК достигалась возможностью быстрого перемещения по железным дорогам. Его способность рассредоточиваться обеспечивала неопределенность местоположения, что являлось основой высокой живучести в войне с применением как обычных, так и ядерных средств поражения.
Конструктивные и технические решения, заложенные в комплекс, позволяли обеспечивать длительное боевое дежурство и жизнедеятельность в автономном режиме за счет возимых запасов горюче-смазочных материалов, продовольствия, воды и автономных источников электроэнергии.
Всего на территории СССР было развернуто три ракетные дивизии, которые располагались под Костромой, Красноярском и около Перми. В их составе находилось 12 полков-поездов, оснащенных 36-ю ракетами, каждая из которых несла 10 мощных ядерных боезарядов.
По истечении гарантийных сроков эксплуатации ракет РС-22 и железнодорожного комплекса было принято решение об их ликвидации. В настоящее время все комплексы полностью выведены из состава ракетных войск стратегического назначения (РВСН). Последний поезд БЖРК Костромской ракетной дивизии был снят с боевого дежурства 12 августа 2005. Он был направлен на базу хранения в Пермскую область, его пусковые установки ликвидировались на центральном ремонтном заводе РВСН в Брянске, а ракеты в Перми.
Ставить точку в истории БЖРК еще рано. По словам командующего РВСН генерал-полковника Сергея Каракаева, "в настоящее время проводятся работы по возможному созданию боевого железнодорожного ракетного комплекса, однако окончательное решение по нему не принято".
Источник: Военный обозреватель