Статья добавлена 20 февраля 2009, в пятницу, в 13:07. С того момента...
1424 |
просмотра |
0 | добавлений в избранное |
0 | комментариев |
Представлена в разделах:
«СТАХАНОВЕЦ»: ДРУГ ИЛИ ВРАГ?
Еще с советских времен мы считаем,что чем больше произведем,тем больше денег получим. Сегодня же все наоборот.
Привет всем любителям и нелюбителям такого предмета, как экономика!
Напомню, что наша рубрика «Занимательная Экономика» создана с целью легко и ненавязчиво (эффективно) ознакомить читателейс некоторыми интересными подробностями, связанными с комплексом наук (да-да, это вам не хухры-мухры! ) под названием «экономика». Сюда входят и менеджмент с маркетингом, и управление персоналом с логистикой, и ВЭД с бухучётом, и экономика предприятия с экономанализом и т.д. и т.п.
Сегодня наша тема связана непосредственно с производством, а именно с его эффективным планированием. Думаю, все слышали о знаменитом «стахановском» движении в 30–50х годах прошлого века? Я ни в коем случае не хочу обидеть, конечно, прекрасных людей, которые ставили рекорды по производству (точнее — перепроизводству) деталей и добыче угля... Они многое сделали для родины и достойны уважения. Но в то время это преподносилось, как значительное достижение социализма и «трудящихся». Перевыполнение плана всячески поощрялось и вознаграждалось.
Наверное, с той поры и возникло распространённое мнение, что превышение плана по производству — это классная штука. На самом деле, я не знаю, когда такое мнение укрепилось, но факт остаётся фактом: многие думают именно так. Я сам, придя в университет, думал точно так же Но при изучении экономики предприятия мои иллюзии развеялись.
В принципе логика этого заблуждения проста: больше произведём — больше продадим — больше получим денег. Правильно? Вроде всё сходится: производство — продажа — прибыль. Если по упрощённой схеме, то так и есть. Но! Мы не учитываем многих побочных факторов! Давайте посмотрим, что происходит, если произвели больше, чем запланировано.
Во-первых, давайте не обижать сотрудников отдела планирования Если они составили план, значит они опирались на реальные факты: выполнение планов за прошлые периоды, технико-эксплуатационные возможности оборудования, продолжительность смен.
Во-вторых, маркетинговый отдел тоже не лыком шит. Они ведь не зря получают зарплату и изучили рынок и спрос. Если вы произвели больше, чем у вас купят, что вы будете делать с остатком? Выкинете? Придётся продать (особенно при ограниченном сроке хранения). А это активизация отдела сбыта (или маркетинга). Зарплаты, поиск покупателей и прочее.
Третий пункт вытекает из второго — остаток нужно же где-то хранить. А это расходы: на охрану, на поддержание климатических условий, если продукты портятся, на упаковку... А у вас в это время следующий вид продукции поступает. Нужно дополнительные помещения оборудовать или арендовать. За этим следует зарплата рабочим, административные расходы... В общем, может всё не так и плохо, но что-то в этом роде
Четвёртый недостаток. Если рабочие производства — сдельщики (оплата за количество произведенных единиц), — то вам ещё и премию им придётся выплатить. А финансовый отдел не учёл это в расходах. Кредит брать? Или зарплату задерживать? Снова расходы.
Пятое. Оборудование, закупаемое предприятием, расчитано на определённый срок (скажем, 5 лет). А теперь подумайте, что будет, если его эксплуатировать сверх нормы? Во-первых, уменьшается срок его работы. Во-вторых, ускоряется износ и снижается производительность/эффективность, потому что оборудование тоже «устаёт». И более N часов подряд его эксплуатировать нельзя. Значит, оно ещё быстрее выйдет из строя.
Вот и считайте, нужно ли производить больше, чем запланировано или стоит воздержаться
P.S. Заранее хочу сказать, что я многое мог преувеличить, а что-то не учесть. Но в общем картина складывается примерно такая. И получается, что лишний доход, полученный при реализации сверхнормативной продукции, может даже не покрыть расходов, с нею связанных. И в итоге получится не прибыль а убыток.
Будьте эффективными!
С уважением, Алексей Федчишин
Источник: Заметки об Эффективности