Извините, вы уже голосовали за эту статью!
0       12345 0 голосов
Ø
Жалоба:
 
Есть причина пожаловаться?

Статья добавлена 9 июня 2009, в вторник, в 10:53. С того момента...

1175
просмотров
0 добавлений в избранное
0 комментариев

Представлена в разделах:



Top 5 àвтора:

материя и дух

Автор: vadimb
Тема:

Сообщение:
 
Написать автору
 

Так или иначе, любой духовный опыт неизбежно имеет под собой сугубо плотскую физиологию в качестве материального носителя. Это не повод для печали.

  • Мы – существа телесные. Если уж мы Богу уподобляемся через еду, то чего стесняться, что самые мистические, духовные-раздуховные переживания изменяют нашу энцефалограмму? Я больше скажу – наверняка энцефалограмма получится вполне себе с намёком на эпилептоидную активность – с синхронизацией разных областей мозга или какими-нибудь бродячими комплексами волн. Но это отдельная тема. Так или иначе, любой духовный опыт неизбежно имеет под собой душевную опору, и даже – копая глубже – сугубо плотскую физиологию в качестве материального носителя. Это не повод для печали. Дуализм, может быть, нынче и в моде, но я был бы удивлён обнаружив психологов и врачей среди его массовых адептов.

Эти слова Арсения К., которые я поместил в лучшие тексты прошедшей недели http://vadimb.livejournal.com/115103.html безусловно очень важен для понимания такой важной стороны нашей жизни как "духовный опыт". Как известно человек способен внушить себе очень многое: катарсис, ощущение обновления, радость от общения с Богом. В общем все, что в православной аскетике принято обозначать как прелесть, ну или душевные движения не имеющие ничего общего с духовным опытом. Эндорфины, норадреналин, серотонин. Все это оптом исключается из списка подлинных переживаний. Единственно подлинным объявляется состояние опустошенности, покаяние "держи ум свой во аде". В таком состоянии все телесные носители "хоршего настроения" подавляются и диалог с Богом происходит в идеале чисто духовным образом без участия "материальных носителей". Протестантский образ мыслей мгновенно ассоциирует любую радость человека, хоть как-то связанную с Богом как благодать. И вот вопрос. Не об этом ли говорил апостол Павел: "всегда радуйтесь".
Духовный опыт имеющий плотскую физиологию? А зачем, простите, тогда, дух, если мы не можем ощущать духовные переживания своим духом. А с другой стороны - чем их еще ощущать? Мистика посулирует наличие у человека некоего духовного органа восприятия, не имеющего ничего общего с sensorium. Что-то вроде сна наяву, но без участия органов чувств. Дугин поэтически назвал его "тайная мать" . Очевидно что во время такого переживания - энцефалограмма спокойна, нейромедиаторы тихо спят в своих норках и дух напрямую общается с  миром духов.
Но вот вопрос - имеет ли этот феномен место в действительности или мы можем переживать духовное только с помощью тела?

Источник: http://vadimb.livejournal.com/115841.html

 
 
 
 

Ответов пока нет.

Комментàрии 


Комментариев к этой статье ещё нет.

Пожалуйста, подождите!
Комментарий: