Статья добавлена 12 сентября 2012, в среду, в 04:54. С того момента...
2576 |
просмотров |
0 | добавлений в избранное |
0 | комментариев |
Представлена в разделах:
Атрибуты идентичности
В 2001 г. я перевел для самарского архитектурного журнала A.C.C. статью Тео Кросби (Theo Crosby). Журнал выходит очень маленьким тиражом, в сети этого текста нет, поэтому выкладываю его сюда, кому-то ведь окажется полезным. Перевод с английского.
Средовой дизайн: интерьеры
Атрибуты идентичности
Интерьер нового здания обычно соответствует по форме, стилю и в деталях его внешнему виду. То, что так должно быть - один из основополагающих принципов движения модерн. Но именно этот принцип становится источником первых проблем, с которыми сталкивается дизайнер, если ему заказали заново запроектировать уже существующий интерьер, для того ли, чтобы приспособить его для новой цели, или чтобы усилить его значимость в контексте нового направления деятельности фирмы.
Возможные варианты здесь простираются от разрушения исходного интерьера и построения нового, до принятия любой из бесконечного числа степеней адаптации или реставрации, но выбор редко бывает четко очерчен. Особенно трудно делать какие-либо хоть сколько-нибудь надежные обобщения, просто потому, что условий и требований, которые при этом могут возникнуть - бесконечное множество.
Однако, по крайней мере одно хорошее эмпирическое правило есть: дизайнер должен так посмотреть на существующее здание, чтобы найти ключ для его рождения заново, сохраняя ценные архитектурные элементы там, где они существуют, и там, где их возможно сохранить.
Почти в каждом случае стержень задачи состоит в том, чтобы создать неповторимый своеобразный интерьер, в то же время приемлемый для клиента. Способность дизайнера "ухватить" ключевой элемент определяет способ решения большинства частностей. Характерные особенности здания и своеобразие клиента следует сплавить в единое целое для их взаимного усиления.
"Изюминка" важна для каждой фирмы, ведь организации живут стилем, живут своей неповторимостью. Поэтому и их здания должны подчеркивать стиль их рабочей жизни, сформировать жизненный стиль. Следовательно, организация, как и человек, должна быть узнаваемой, должна запоминаться, иметь своеобразный характер, и по возможности, немного очарования. Посетитель должен унести с собой впечатление, содержащее в себе обертоны энергии и готовности помочь, и андертоны профессионализма и культурного понимания.
Поэтому для дизайнера важно освоить богатую палитру стилей, иначе он обнаружит, что он разменивается на одни и те же решения, и, таким образом "стрижет" всех клиентов "под одну гребенку". Раньше, современное интерьерное решение в строгом вкусе, использующее изделия современных мебельных фабрик, достаточно выделяло прогрессивную компанию из окружающего хаоса. Сегодня, если речь идет о коммерческой архитектуре, эффектные современные интерьерные решения поставлены "на поток" тысячами работающих по контракту продавцов мебели, так что дизайнер должен предложить нечто иное.
Просто удивительно, как мало в его распоряжении свежего материала, из которого можно построить "новый мир". В большинстве случаев, дизайнеру приходится использовать уже имеющиеся элементы, поскольку существующие, особенно в старых зданиях, вещи, являют собой такой уровень мастерства и овеществленного интеллекта, какой он редко может себе позволить в наши дни. Поэтому он может поддаться искушению впихнуть клиента в стандартное современное здание, втискивающее его решения в рамки банальностей, неотличимых одна от другой. Перед лицом такой перспективы, единственное утешение - мысль о легко заработанных деньгах. Более пространную и многоуровневую интерпретацию ему придется выполнить, если здание старое, сложное и неэффективное. Но зато здесь возможные решения, по крайней мере, не так очевидны, и речь идет о работе достойного интеллектуального уровня.
В зависимости от функций и назначения каждого следующего проектируемого интерьера, изменяется и порядок приоритетов решаемых задач, связанных будь то с уличным движением и с потоками коммуникаций, или с хранением информации и доступом к ней, или с доступом к станкам и оборудованию, борьбой с шумом, и с кучей других практических соображений. Далее дизайнерские решения ранжируются в зависимости от бюджета проекта.
Иногда ограниченной в средствах молодой компании приходится потратить почти все свои деньги на складское и другое оборудование, и дизайнеру нужна вся его находчивость, воображение и умение, чтобы создать по возможности простой, живой и удобный интерьер.
Но даже и там, где бюджет чуть менее тесен, в интерьере очень мало таких элементов, которые можно придумать, и которые нужно было бы придумывать. Чрезвычайно редко представляется возможность выбирать между стандартным и уникальным дизайном. Поэтому, чтобы придать интерьеру своеобразие, очень важно выделить те его части, детали мебели или отделки, которые должны в нем доминировать, и по возможности, запроектировать их индивидуально, под выполняемые ими задачи.
В зале заседаний это чаще всего будет стол того или иного типа, в приемной - стойка секретаря. Такие элементы редко можно найти среди серийной мебели, а изготовить по заказу пусть даже самый уникальный стол обычно гораздо проще, чем большинство других мебельных элементов.
Задача дизайнера - создать ситуации, где найдется место другим художественным специалистам, чтобы "зарядить" интерьер как можно большим количеством интеллектуальных решений.
Эффективность работы фирмы зависит от приятной атмосферы и стимулирующего интерьера не меньше, чем от наличия удобных стеллажей для хранения папок и свежего воздуха. Вот почему дизайнер должен создать возможности, какими бы тривиальными они не казались, чтобы задействовать искусство скульпторов и художников, графических дизайнеров, иллюстраторов и дизайнеров промышленных изделий.
Даже в жилых интерьерах или в небольших частных офисах нужно к этому стремиться, побуждая клиента приобрести произведения искусства, составить коллекцию. Это позволит иногда слегка менять схему декораций и поддерживать ее живой на протяжении многих лет, и вовлечет клиента (которому, в конце концов, с результатом вашей работы жить) в процесс создания интерьера. Это также обеспечит механизм постоянного совершенствования интерьера, который всегда отражает вкус хозяина.
Если задействовать художников в крупных проектах, таких как аэропорты или супермаркеты, преимущества от этого пропорционально увеличиваются. Современное искусство многим кажется таким странным потому, что художнику не удалось поучаствовать в процессе строительства. А это, в свою очередь, происходит от того, что многие дизайнеры склонны переоценивать свои силы, считая, что они способны сделать все что нужно единолично. Однако старая поговорка гласит: "здание прочно многими людьми". Художник способен видеть визуальную проблему очень остро и часто в необычном ракурсе: такие умение и смекалка чрезвычайно полезны. Таким образом, опыт сотрудничества в процессе проектирования интерьера с разными умами и разного рода талантами обостряет восприятие самого дизайнера и совершенствует его способности.
Способность дизайнера дирижировать всеми этими разнообразными талантами, является столь же убедительным свидетельством наличия созидательного таланта у него самого, как и любая работа, выполненная им единолично, но с гораздо большей вероятностью приведет к созданию действительно запоминающегося объекта.
Тео Кросби
Источник: Мой блог по языкам и переводам: