Статья добавлена 12 июня 2008, в четверг, в 05:54. С того момента...
4434 |
просмотра |
0 | добавлений в избранное |
0 | комментариев |
Представлена в разделах:
Отрывок из сочинения Парацельса
Мы уже упоминали о квинтэссенции, сущей во всех вещах. И вот, в начале этого трактата следует объяснить что это. Так, квинтэссенция - это некое вещество, извлекаемое из всех вещей, данных природой и из всего, в чем телесно присутствует жизнь.
ЧЕТВЕРТАЯ КНИГА АРХИДОКСИЙ
Теофраста Парацельса Великого
О КВИНТЭССЕНЦИИ
Мы уже упоминали о квинтэссенции, сущей во всех вещах. И вот, в начале этого трактата следует объяснить что это. Так, квинтэссенция - это некое вещество, извлекаемое из всех вещей, данных природой и из всего, в чем телесно присутствует жизнь. Это вещество тонко очищенное от всего нечистого и смертного и не подобное ни одному из элементов. Отсюда ясно, что квинтэссенция - это некая природа, сила, свойство и целебность; нечто, бывшее прежде замкнуто внутри вещи, но теперь свободное от какого бы то ни было убежища и от всякого внешнего воплощения. Она же цвет, жизнь и свойства вещей. Это дух, подобный жизненному духу, но их отличие в том, что жизненный дух вещи постоянен, но жизненный дух человека - смертен. Откуда можно сделать вывод, что квинтэссенция не извлекаема из плоти или крови человека по той причине, что жизненный дух (он же дух свойств), умирает, но жизнь существует в душе, а не в материальной субстанции.
стр. 23
По той же причине и животные не выказывают никакой квинтэссенции, ведь они теряют свой жизненный дух и потому совершенно смертны. Так, квинтэссенция - это дух вещи, который не извлекаем из вещей, наделенных чувством, но извлекаем из вещей, чувством не наделенных.
Бальзам имеет в себе жизненный дух, сущий в виде его свойства, силы и целебности, и хотя он отделен от своего корня, жизнь и свойства в нем не перестали, потому как его назначение определено. Отсюда квинтэссенция извлекаема из него, и сохраняема вместе с его жизнью, без порчи, как нечто вечное, согласное с его назначением. Если бы мы смогли таким способом изъять без порчи жизнь из нашего сердца, мы бы могли, без сомнения, жить, не ощущая смерти и болезней. Но такое невозможно, и по этой причине нам суждено встретить смерть.
Поскольку же квинтэссенция вещей существует в виде свойства, сразу следует сказать, в какой форме это свойство и целебность присущи вещам, вот как:
Вино содержит в себе великую квинтэссенцию, благодаря которой оно обладает чудесными свойствами, это ясно.
Желчь, добавленная к воде, делает всю ее горькой, хотя в этой смеси вода по количеству превосходит ее стократ. Так же ничтожное количество шафрана окрашивает множество воды, хотя эта смесь - не шафран. То же можно положить и в отношении квинтэссенции, то есть, что количество ее мало в древесине, травах, камнях, и в других подобных вещах, она сокрыта в них, как временный постоялец. Остаток же - чистое природное тело, о нем мы писали в нашей книге "О Разделении Элементов". Но не следует полагать, что квинтэссенция существует в виде пятого элемента, помимо остальных четырех, сама являясь элементом.
Возможно некоторые подумают, что эта эссенция умеренна: ни холодна, ни горяча, ни влажна, ни суха; но не такова ее природа. Поскольку не существует ничего, имеющего такую температуру, которая была бы полностью чужда четырем другим элементам; но свойства всех квинтэссенций соответствуют свойствам элементов. Квинтэссенция золота соответствует огню, Луны - воде, Сатурна - земле, а Меркурия - воздуху.
Так что квинтэссенция исцеляет все болезни, не благодаря своей температуре, но благодаря присущему ей свойству великой чистоты, которая чудесным образом меняет тело, очищая и его, и полностью изменяет его. Подобно тому, как глаз прозревает, когда с него удаляют пелену или пятно, прежде ослеплявшие его, квинтэссенция очищает жизнь для человека.
Квинтэссенции вещей, имеющих одинаковые свойства, могут разниться.
Вещи огненные, выказывают одинаковое свойство не по причине своего состава. К примеру, если кто подумает, что квинтэссенция анакарда будет действовать так же, или похоже, как квинтэссенция золота, поскольку тому и другому присуща огненность, он глубоко заблуждается; разные предназначения и расположения этих вещей вызывают неодинаковость свойств.
стр. 24
Ибо как каждое животное содержит в себе жизненный дух, но свойства их не одинаковы, хотя все они состоят из плоти и крови; и каждое из них отличается от другого по повадкам и приметам, так же и с квинтэссенцией, которая получает свою силу из элементов не посредством простого мыслительного переноса, но от существующих в элементах свойств, как мы излагаем в нашей книге "о Порождении Вещей".
Поэтому некоторые квинтэссенции терпки, другие - обезболивающи, третьи - влекущи, другие же - усыпляющи, горьки, сладки, остры, оглупляющи, есть и такие, которые возобновляют молодость тела, сохраняют его здоровье, одни прочищают, другие - закрепляют. Свойства их - неисчислимы, и мы перечислили здесь лишь малую толику их, но врачующий должен знать их все.
Следовательно, если отделить квинтэссенцию от того, что ею не является, как душу от тела, и ввести ее в живое тело, какой недуг способен противостоять ее высшему благородству, чистоте, и могуществу, и забрать нашу жизнь, кроме самой смерти, которая, будучи предопределена, разлучает наши душу и тело, как мы учим в нашем трактате о "Жизни и Смерти"? Здесь следует отметить также, что разные недуги лечатся разными квинтэссенциями, хотя есть и такие, что помогают ото всех недугов. Как это возможно, мы объясним в другом месте.
Более того, мы можем засвидетельствовать, что в золоте квинтэссенции очень мало, а остальное - рыхлое тело, в котором нет ни сладости, ни кислоты, в котором нет никакого свойства или силы, кроме смеси четырех элементов.
И от нас не должно ускользнуть, что сами по себе элементы, будучи лишены квинтэссенции, не способны противостоять никакой болезни, но могут лишь давать жару или холод без какой-либо силы, и ничего больше. Так, если болезнь вызывает жар, она выгоняется холодом, но не тем холодом, что лишен силы, или вещами, охлажденными посредством снега. Ведь хотя они холодны довольно, но в них нет квинтэссенции, силою коей недуг может быть изгнан из тела. Вот почему материя золота сама по себе не имеет силы, но лишь сущая в ней и в ее элементах квинтэссенция, является причиной сокрытых в золоте целительных сил. Так же и во всех других вещах, исцеляет, заживляет, подцвечивает и придает аромат лишь их квинтэссенция, подобно тому, как соль является наилучшей приправой для любой пищи. Поэтому квинтэссенция - это то, что придает веществу цвет, какой бы он ни был, и свойства; и в золоте, утратившем свой цвет, квинтэссенции больше нет. Так и другие металлы, будучи лишены своего цвета, они лишаются и своих особых свойств.
Так же и с камнями и драгоценными камнями: например, квинтэссенция кораллов - это нечто красное и вязкое, хотя цвет их материи - белый. Так же квинтэссенция изумрудов - зеленый сок, а их материя тоже белая. Не иначе следует судить и обо всех других драгоценных камнях, потому как они теряют свои свойства, свою природу и свои качества, когда лишаются цвета, мы подробно показали это в нашей книге об их добыче.
стр. 25
То же нужно понять и о травах, растениях, и обо всем, что произрастает.
И о плоти нашей и крови, из коих квинтэссенции неизвлекаемы, по причинам, уже изложенным выше. Хотя некое подобие квинтэссенции можно извлечь и из них, вот как: Кусочек плоти еще удерживает в себе жизнь, потому как плоть еще не лишена всех своих свойств и всей своей силы. Поэтому в нем есть еще некая жизнь, пока им не завладел тлен, хотя это жизнь не подлинная. Так, это отличие следует отметить, поскольку высушенные травы и подобные растения следует рассматривать точно так же, как и плоть. Тот зеленый дух, который есть их жизнь, ушел из них. Следовательно, из мертвых вещей можно извлечь мертвую квинтэссенцию, поскольку плоть способна выделить из самой себя всю силу, даже будучи нарочно отчленена от тела. Так же и кровь и сухие травы. Эти квинтэссенции, не будучи живыми, показывают, что и мертвые квинтэссенции имеют некоторые целительные силы. Но металлы и камни содержат в себе постоянную жизнь и сущность, и они не умирают, но сколь долго они остаются металлами и камнями, столь долго продолжается их жизнь. Следовательно, они также выказывают совершенные квинтэссенции, которые тем же способом из них извлекаемы.
Теперь расскажем способ, извлечения квинтэссенций. Точнее, способов много: некоторые извлекаемы добавками, как винный спирт; другие - бальзамитами; третьи - разделением элементов и многими другими действиями, коих подробности мы здесь опускаем.
Но независимо от метода, не следует извлекать квинтэссенцию подмешиванием или добавлением несовместимых веществ, но элемент квинтэссенции должно извлекать из отдельного вещества, и именно из того, из которого она извлекаема. Способы извлечения различны, например, сублимация, выпаривание, едкими водами, едкими веществами, сладкими вещами, кислотой, и так далее, тем способом, каким это возможно. Необходимо озаботиться тем, что вещество, добавляемое к квинтэссенции для ее извлечения, затем нужно будет снова выделить из нее, чтобы осталась только незагрязненная, и ни с чем не смешанная квинтэссенция. Потому как невозможно извлечь квинтэссенцию из металлов, в частности, из золота, которые невозможно разложить без некоторого едкого вещества, которое затем можно было бы снова от нее отделить. Точно также, соль, бывшая в воде, снова из воды извлекаема, и вода становится от нее свободна.
Здесь следует заметить, что не каждое едкое вещество подходяще для этого, потому как некоторые из них после не отделяемы; купорос или квасцы, будучи смешаны с водой, затем из нее неизвлекаемы без потери или порчи, так они оставляют после себя острый осадок, по причине того, что каждое из этих веществ водянисто, и, следовательно, здесь встречаются две вещи подобные, чего допускать не должно. Позаботься не брать водянистое вещество для другого водянистого, маслянистое - для другого маслянистого, смолистое - для смолистого; но в каждом случае, для отделения и выделения квинтэссенции следует брать противоположное, так воды извлекают квинтэссенции из масел (что объясняемо на примере металлов), а масла - из вод, как мы узнаем в отношении квинтэссенций трав.
Итак, едкие вещества, после отделения и выделения квинтэссенций, нужно снова отделить, и сделать это весьма легко. Потому как масло и вода легко разделяемы, но не так масло и масло; жидкость также нельзя отделить от другой жидкости без добавки, и если добавка останется, она весьма повредит квинтэссенцию. Поскольку квинтэссенция должна быть чиста и незапятнанна, и собрана без какой-либо добавки, только так она будет обладать однородностью, и способностью распространиться по всему телу. Истинно, что ее чистоту и силу невозможно досконально проверить, не более, чем ее происхождение, посредством чего была она сначала получена. Она имеет множество степеней: одна - против лихорадки, как опий, другая - против водянки, как эссенция винного камня, одна против апоплексии, как эссенция золота, одна - против эпилепсии, как купорос. Число их бесконечно, и непостигаемо посредством опыта. Посему следует со всем тщанием и со всей осторожностью каждой болезни прописать ее подлинного врага. Тогда природа позволит невероятные исцеления, о чем мы еще расскажем.
Нельзя сказать, что степени квинтэссенций таковы, как и степени простых веществ в медицине, они не сравнимы, и недопустимо их сравнивать. Но, расстановив их по степеням, мы обнаружим, что целебность одних больше, других меньше, но не их слагаемые. Поскольку квинтэссенция Антоса не горячее квинтэссенции лаванды, и квинтэссенция Венеры не суше квинтэссенции Луны, но степени вещей определяются превосходством целебных сил. Вот как это делается: Квинтэссенция сурьмы лечит проказу, а квинтэссенция кораллов лечит спазмы и конвульсии. Чтобы узнать, какая из них имеет более высокую степень, нет другого способа, кроме рассуждения, что поскольку проказа - более серьезный недуг, чем резь в животе, квинтэссенция сурьмы выше и сильнее.
Ибо о степени и силе квинтэссенций судят по их свойству исцелять различные недуги. Тем более это истинно при сравнении степеней в отношении одной болезни. Поскольку одна квинтэссенция лучше исцеляет проказу, чем другая. Проказу лечат квинтэссенции можжевельника, и янтаря, и сурьмы, и золота.
Так вот, хотя все эти четыре эссенции помогают против проказы, но их целебные силы неодинаковы. Поскольку эссенция можжевельника выгоняет недуг высшей очисткой и очищением, которой она подвергает кровь, и таким способом уничтожает яд, который не очень ощутим. Поэтому она считается первой степенью лекарства от этой болезни. Квинтэссенция янтаря тоже удаляет яд. И более того, она очищает легкие, сердце, и члены, пораженные проказой; посему ей приписывается вторая степень силы. Квинтэссенция сурьмы, кроме упомянутых уже целебных свойств, очищает также кожу и усиливает и обновляет все тело чудесным образом; так что третья степень силы - за ней. Но квинтэссенция Солнца оказывает все действия, перечисленные выше, а затем искореняет проказу, уничтожая все ее симптомы, и обновляет тело, так мед и воск очищаются в медовых сотах. По этому она имеет четвертую степень.
Так можно узнать степени квинтэссенций и отличить их одну от другой по степени превосходства и силы. Даже простые вещества познаются по их свойствам. Поскольку, каким свойством обладает простое вещество, таким обладает и его квинтэссенция, но не в более слабой, а в более сильной и превосходной степени.
Но теперь, кроме того, рассмотрим отличия квинтэссенций, поскольку некоторые из них весьма полезны для печени, действуя против всех ее недугов, другие - для головы, третьи - для почек, некоторые - для легких, другие - для селезенки и так далее. Так же, некоторые из них действуют только на кровь, другие - на флегму, третьи - на меланхолию, иные - на холеру, некоторые - только на жидкости тела, некоторые на жизненный дух, некоторые - на питательный дух; иные - на кости, иные на плоть; одни - на костный мозг, другие на хрящи, третьи - на артерии, одни исцеляют только один недуг, а другие недуги не исцеляют, например, паралич, падучую болезнь, конвульсии, понос, водянку и так далее. Одни обезболивают, другие - усыпляют, влекут, очищают желудок, плоть, третьи - наращивают плоть, укрепляют силы, обновляют вещества организма, некоторые оглупляют и так далее.
Найдены и такие, которые обновляют и восстанавливают, преобразуя тело, кровь, плоть. Иные поддерживают непрерывность жизни, некоторые задерживают и сохраняют молодость; некоторые посредством преобразования, другие же - посредством ускорения. Кроме того, нужно знать, что некоторые имеют особую форму, другие - воздействующую, третьи - соответствующую, четвертые - натуральную. Одним словом, свойств столько, что все не перечесть, а их целительные свойства чудесны и неоспоримы. Иначе случается, что некоторые из квинтэссенций своей силой и действенностью делают столетнего старика похожим с виду на двадцатилетнего юношу. Но какой человек может взойти к истокам столь великого таинства, или обнаружить, из каких первичных материалов они естественным образом возникают? Только Высший наш Творец может дозволить или запретить эти вещи. Ведь кто же иначе научил бы нас, какой силой квинтэссенция квасцов выгоняет старый волос и заставляет вырасти новый; почему квинтэссенция бальзама разрушает зубы; искореняет старые ногти на руках и ногах и восстанавливает новые; квинтэссенция смородины отслаивает старую кожу и обновляет ее; квинтэссенция чистотела изменяет тело и обновляет его к лучшему, подобно тому, как свежие краски обновляют картину?
стр. 28
Многое мы здесь опускаем, оставляя объяснения для соответствующих глав.
Так как же мы можем оставить эту благороднейшую философию и медицину, когда Природа позволяет нам познавать через них такие чудесные опыты? Все другие науки лишены этих возможностей, и занимаются чистыми придирками. Как не изумиться тому, что квинтэссенция чертополоха позволяет взять силы у одного, чтобы другой мог ими воспользоваться? Тому, что квинтэссенция золота выворачивает наизнанку всю проказу, смывает ее, как моют кишки на бойне, и также чистит кожу от струпьев и делает новую кожу, ослабляет голосовые нити, уносит прочь всю прокаженную плоть и делает человека таким, будто он только недавно вышел из материнского лона.
Обратив наш ум на получение таких квинтэссенций, указывая способы их извлечения или составления, один способ - для металлов, другой - для минералов, третий - для солей, четвертый для камней, иной - для горючих веществ, иной - для растений, иной - для приправ, иной - для пищи и напитков, все их мы подробно объясним каждый в свой черед. Но следует иметь ввиду, что для опытов с квинтэссенциями нужны глубокие знания теории и природных наук, т.е. необходимо теоретическое знание воздействия веществ на недуги. Следует знать отличие между квинтэссенцией, питьевым золотом, арканой, зельями и другими подобными вещами; как, например, то, что квинтэссенцию невозможно вернуть обратно к прежней ее материи, но питьевое золото легко можно снова вернуть в металлическую материю, так что квинтэссенция гораздо более действенна, чем другие вещества.
стр. 29
Говоря о квинтэссенциях, следует указать отличия одной от другой, и что каждая из них из себя представляет. И хотя мы уже довольно объяснили это, опыт подсказывает нам другой способ изложения состояний и свойств квинтэссенций. Потому как хотя они и не имеют формы квинтэссенций, и получают их иначе, и состоят не из одного лишь элемента, как должно квинтэссенции, тем не менее, можно по этим веществам судить о квинтэссенции, и значение их более того, которое они бы имели, называйся они квинтэссенциями. Их скорее следует назвать некоторым таинством и чудом, и о них можно написать больше, чем мы написали о квинтэссенциях. Но поскольку мы объяснили их в книгах "Парамира", здесь мы их опустим.
Число аркан и тайных способов бесконечно и неисчислимо, и многие их методы нашли достойными своего внимания величайшие человеческие умы. Но среди всех аркан мы здесь изложим лишь четыре. Первая из них - жизненная ртуть, вторая - первичная материя, третья - философский камень, а четвертая - тинктура. Но хотя эти арканы достойны разговора скорее ангелов, чем людей, мы не уклонимся от них, но поставим своей задачей проследить природные способы, и будем считать, что все природные вещи поддаются природным же объяснениям.
стр. 30
В отношении жизненной ртути, по нашему убеждению, она является не квинтэссенцией, но арканой, поскольку в ней множество свойств и сил, сохраняющих, восстанавливающих, и возрождающих, как мы писали в нашей книге об Аркане.
Аналогично, Первичная Материя действует не только в живых существах, но и в мертвых телах, более единообразно, чем это кажется возможным по природе. Так же действует Философский Камень, подкрашивая тело, он освобождает его от всех болезней, так что даже металлы очищаются от загрязняющих их веществ.
Так же действует Тинктура, которая, точно так же, как она превратила бы Луну в Солнце, превращает недуг во здоровье. То же действие оказывают и другие зелья и эликсиры, и питьевое золото, и каждое подробно рассмотрено в своей соответствующей книге.
ЭКСТРАКЦИЯ КВИНТЭССЕНЦИЙ ИЗ МЕТАЛЛОВ
Рассмотрим теперь кратко извлечение квинтэссенций из металлов. Потому как в наше время многие люди делали с ними многие опыты, и получили обильные результаты, принудившие их искать другие пути. Металлы же суть состоящи из двух частей, именно из их квинтэссенции и их материи. Та и другая жидка и пьется, и они не смешиваются одна с другой, но нечистая материя выталкивает квинтэссенцию на поверхность, подобно тому, как сливки всплывают сверху молока. Так из металлов образуется две пасты или две вязких жидкости, которые нужно разделить. Паста материи у всех металлов белая, но квинтэссенции все окрашены в какой-либо цвет, как мы уже объяснили о семи металлах. Рецепт же выделения всех квинтэссенций одинаков и таков:
Раствори металл в воде, затем возгони раствор на водной бане и процеди. Пусть он перебродит до превращения в маслянистость. Затем возгони ее из небольших пиал или реторт посредством перегонного куба, и одна часть металла останется на дне. Оставь ее превратиться в маслянистость снова, и возгони, пока металл не возгонится. Затем, оставь это снова бродить на один месяц, и медленно возгони на малом огне. После чего сначала поднимется пар, потом осядет в приемном сосуде. Удали эти пары; затем взойдут два темных цвета, один белый, другой же - цветной, и цвет его будет зависеть от природы и состояния взятого тобой металла. Когда они вознесутся совершенно, они разделятся в приемном сосуде, так что квинтэссенция останется на дне его, а материя будет плавать сверху. Раздели то и другое с помощью тритория, и в другую пиалу слей квинтэссенцию, в которую влей очищенное жгучее вино и оставь так до полного скисания вина. После чего нужно процедить его или отделить его от квинтэссенции, и добавить свежего вина. Повторяй так, пока ты не перестанешь ощущать терпкость. В конце, влей дважды дистиллированную воду, чтобы можно было промыть ее и вернуть ей присущую сладость, и так храни.
стр. 31
Так получают квинтэссенции из металлов. Но если вы выделите белую часть, получится ковкое белое металлическое вещество, по которому нельзя узнать, из какого оно металла. Найдено множество других способов извлечения квинтэссенций. О них умолчим, ибо мы не считаем, что они дают подлинные квинтэссенции, но лишь превращения, в которых получается не квинтэссенции, но бесполезные вещества.
ЭКСТРАКЦИЯ КВИНТЭССЕНЦИЙ ИЗ РУДЫ
В отношении руд также существуют многие способы выделения их квинтэссенций, но мы сомневаемся в подлинности этих квинтэссенций. И хотя они обладают силой большей, чем их квинтэссенции, как мы учим об арканах, зельях и эликсирах, вот наш способ и рецепт выделения квинтэссенций из всех металлических руд: он подобен их выделению из самих металлов. Но здесь следует изложить причину, по которой прежде мы сказали, что квинтэссенция - это высшее свойство вещи, а теперь, напротив, здесь говорим об арканах, что они превыше самих квинтэссенций: потому как все арканы содержат в себе квинтэссенции, и более того, доведены до такой тонкости и остроты, что вследствие этого они получают много большую силу, чем имеет квинтэссенция. Так же следует сказать и об их особых свойствах и воздействии. Рецепт же выделения квинтэссенций из руд таков:
Возьми фунт руды мельчайше помолотой, два фунта питьевой воды, смешай их одно с другим в пеликане, оставь это на разъедание на два месяца или три, пусть оно станет жидким. Возгони это полностью на огне и оно перейдет в маслянистость, ее переброди месяц до полного разложения (в дерьмо). Затем, возгони это, так же, как и при получении квинтэссенций из металлов, и так же, поднимутся два цвета, один - белый, другой - подлинный цвет квинтэссенции.
Затем, если только ты выделяешь квинтэссенцию не из висмута или белой руды, отдели белый. В этом последнем случае они разделяются по плотности. Возьми нижний и преврати его в сладость, как мы рассказали выше про металлы. Таким способом ты получишь квинтэссенцию из руды, безо всякой потери ее силы или свойств.
ПОЛУЧЕНИЕ КВИНТЭССЕНЦИЙ ИЗ СОЛЕЙ
Из солей квинтэссенции выделяются особым способом, чтобы их сила не потерялась. Делай так:
Нужно взять соль, полностью ее выпарить. Если же соль летуча, сожги ее. Потом, мелко разотри ее и раствори в воде. Поставь эту воду на сбраживание на один месяц, возгони на водной бане, пока не поднимется сладкая вода, которую слей. То, что не поднялось, снова положи на разъедание на месяц, и возгони, как прежде, повторяй так, пока не перестанешь ощущать сладость. Так ты на дне получишь квинтэссенцию соли на дне, едва две унции веса на фунт измельченной или сожженной соли.
стр. 32
От полутора унций такой соли, хотя она вполне обыкновенна, пища становится солонее, чем от полутора пудов другой. Потому как в ней осталась лишь одна квинтэссенция, а материя взята жидким раствором.
Этот способ выделяет квинтэссенции из любых солей; но из квасцов и из купороса иной:
Он не дает им обжечься в текучести, подобно солям. Поэтому после их отжига необходимо сжечь их и развести их обычным способом.
Источник: Мой блог