Статья добавлена 19 декабря 2018, в среду, в 07:18. С того момента...
1058 |
просмотров |
0 | добавлений в избранное |
0 | комментариев |
Представлена в разделах:
Почему люди религиозны
Только 16 процентов людей в мире не являются религиозными. Но это 1,2 миллиарда тех, кто пытается объяснить возникновение верований с точки зрения науки.
Почему люди верят в Бога? На протяжении веков мыслители по разному отвечали на этот вопрос. Маркс назвал религию опиумом для народа. Фрейд – иллюзией, к которой прибегают взамен утраченного в детстве ощущения безопасности и прощения.
В последние годы психологи придерживаются мнения о том, что религия является побочным продуктом ряда когнитивных и социальных адаптаций, без которых Homo sapiens просто не мог бы развиваться.
Человек является социальным существом, взаимодействующим с себе подобными. С некоторыми сородичами устанавливаются более близкие привязанности. Разлука с ними причиняет страдание. Речь идет о родителях, потом супругах и собственных детях, друзьях. Сейчас прослеживается возникновение чрезвычайно эмоционального отношения к домашним питомцам, к неодушевленным предметам. Образы тех, от кого человек зависим, настолько реален, что с ними начинается «диалог» даже при отсутствии непосредственного контакта. Легко себе представить, как при утрате возможности встретиться с предметом обожания, человек начинает вести внутренний диалог, сверять каждый свой поступок с «мнением» внутреннего авторитета. Несложно представить, как легко формируется образ всемогущего, всесведущего разума на основе религиозных текстов, подробно описывающих характер и жизнь божества. В миниатюре процесс повторяется в любом фанатском сообществе спортивной или эстрадной звезды, культового героя книги или фильма.
Другой ключевой адаптацией, приводящей к религиозным убеждениям, является способность антропоморфизировать объекты, явления. Пальто на плечиках в темном коридоре напоминает человека, дождь – огромную лейку над головой, которую кто-то из добрых или злых побуждений держит над нами. Так проще описывать и понимать реальность.
Психологические аспекты религиозных практик дополняются биохимическими процессами в мозге человека. Ритуалы при большом скоплении народа, даже без совместного пения и исполнения шаманских танцев, повышают уровень серотонина, дофамина и окситоцина. Ощущение эйфории заставляет человека вновь и вновь возвращаться к источнику их получения.
Описанное усугубляется образовательными и бытовыми нормами. Если семья и школа в достаточно нежном возрасте развеивают сказочные представления детей о Деде Морозе или Зубной фее, то религиозные мифы стараются не оспаривать. В самих же религиозных учениях мысли в этом направлении признаются греховными.
Вне зависимости от точки зрения автора и читателя на изложенную проблему, увлекательной дискуссии о влиянии религии на функционирование и развитие человека не видно конца.
Источник: Phys.org