Извините, вы уже голосовали за эту статью!
4.5       12345 2 голоса
Ø
Жалоба:
 
Есть причина пожаловаться?

Статья добавлена 25 марта 2009, в среду, в 20:51. С того момента...

6361
просмотр
1 добавление в избранное
1 комментарий

Представлена в разделах:



Top 5 àвтора:

Психосемантические методы исследований

Тема:

Сообщение:
 
Написать автору
 

В маркетинговых, социологических и социально-психологических исследованиях используется два метода вычисления мера сходства различных объектов в субъективном восприятии человека - метод семантического дифференциала и метод репертуарных решеток.

Эти два метода отличаются, прежде всего, по принципу определения критериев оценки и сравнивания различных объектов.

Семантический дифференциал

Используя этот метод, исследователи определяют объекты, выделяют некоторые их признаки, делают эти признаки критериями оценки объектов, а затем создают оценочные шкалы и проводят по ним опрос.

Достоинством данного метода является возможность полной стандартизации признаков и удобство последующего статистического анализа. Недостаток в том, что некоторые из признаков могут показаться участникам опроса непонятными или несущественными. В худшем случае, респондентам будет навязана несвойственная их “картине мира” структура семантического пространства.

Репертуарные решетки

Метод репертуарных решеток предполагает более гибкий алгоритм, чем семантический дифференциал. И объекты, и критерии их оценки выявляются непосредственно в процессе исследования. Этот метод обладает большей чувствительностью и поэтому позволяет построить более точную модель картины мира человека - недаром его придумал врач-психиатр. Но в этом и недостаток метода: полученные от разных респондентов данные труднее обрабатывать статистическими методами.

Laddering

К методу репертуарных решеток вплотную примыкает метод, который по-русски никак не называется, а адекватный перевод его английскому названию подобрать трудно: ladder - лестница, laddering - движение по лестнице. Методика предполагает поступательное (т.е. по ступеням) выяснение в ходе особым образом структурированного интервью тех ассоциаций, которые вызывает определенный объект: отношение к нему… последствия от взаимодействия с ним… подлинные мотивы… ценности.

Очень интересная методика, но та же проблема - трудно обрабатывать количественно.

Проективные методики

Движемся далее от социологии к психологии. За laddering на этом пути расположилось целое семейство методик, с которыми большинство из нас хоть раз в жизни сталкивалось. Это проективные техники.

1. Метод ассоциаций: респондентов просят назвать первое слово или фразу, которые приходят им на ум после того, как исследователь предлагает им свое слово или фразу. В данном случае анализируются время ответа, частота возникновения ассоциаций и количество респондентов, не давших ответ.

2. Метод завершения: респонденту предлагается продолжить предложение или рассказ. Предполагается, что при выполнении данного задания респондент предоставит некую информацию и о себе.

3. Метод конструирования: респондент дает словесное описание картины и комментарии относительно ситуации, изображенной на рисунке, с последующим анализом этих записей.

4. Метод третьего лица: респондент должен поставить себя на место персонажа и ответить за него. Данный метод способствует выявлению скрытого отношения респондента к тому или иному действию или объекту.

5. Ролевые игры: респонденту предлагается исполнить роль в определенной ситуации и описать свои действия. Таким путем изучаются позитивные или отрицательные скрытые реакции, чувства, системы ценностей.

Таким образом, при проведении исследований с помощью проективных технологий респонденту предлагается прокомментировать неопределенный и нечеткий объект, поступок, действие или личность. Причем чем более неоднозначным является стимул, тем в большей степени решение исследуемого будет отражать его скрытые чувства и мнения.

В отличие от предыдущих рассмотренных методов, проективные технологии являются непрямыми, то есть истинная цель исследования от респондента утаивается, для чего сценарий намеренно делается неоднозначным и запутанным.

В силу выше обозначенных особенностей, проведение исследований с помощью проективных технологий имеет один, очень существенный недостаток, а именно сложность интерпретации окончательных результатов, то есть два аналитика, анализирующие полученные данные и использующие различные теоретические подходы, могут прийти к совершенно различным выводам.

Источник: Мониторинг блогов и форумов

 
 
 
 

Ответов пока нет.

Комментàрии  — 1


Валерий Ушаков   16 г. назад

Стрельба из пушек во воробьям.

Ответить
Сообщение:
Пожалуйста, подождите!
Комментарий: