Извините, вы уже голосовали за эту статью!
0       12345 0 голосов
Ø
Жалоба:
 
Есть причина пожаловаться?

Статья добавлена 1 августа 2013, в четверг, в 11:50. С того момента...

2102
просмотра
0 добавлений в избранное
0 комментариев

Представлена в разделах:



Top 5 àвтора:

Антикоррупционная экспертиза — что это?

Тема:

Сообщение:
 
Написать автору
 

По данным статистики, подавляющее большинство россиян (81%) считают "высоким" уровень распространения коррупции в обществе, 10% - "средним", 2% - "низким", но никто не сказал, что коррупции в стране нет совсем.

По данным статистики, подавляющее большинство россиян (81%) считают "высоким" уровень распространения коррупции в обществе, 10% - "средним", 2% - "низким", но никто не сказал, что коррупции в стране нет совсем. Системное явление коррупции требует системных же мер реагирования. В этом контексте важным направлением противодействия является антикоррупционная политика, в том числе антикоррупционная экспертиза законодательства с целью устранения из него положений, способствующих коррупции.

 

 

Методика анализа нормативных документов с целью выявления коррупциогенных факторов

 

Идея проверки законодательства на коррупциогенность зародилась в 2002 - 2003 гг. в экспертных кругах. Счетная палата РФ, Национальный антикоррупционный комитет вводят термин "коррупциогенность законодательства".

Отличительным признаком коррупциогенного законодательства является наличие норм, допускающих их произвольные трактовку и применение государственными (муниципальными) служащими.

Методика анализа коррупциогенности нормативных правовых актов основана на проверке соблюдения правил юридической техники (формальный аспект) и оценке "дефектных" норм с точки зрения коррупционного потенциала (содержательный аспект). Для этого весь текст нормативного акта должен быть проверен на наличие коррупционных факторов - нормативно-правовых конструкций и решений, которые увеличивают коррупционную опасность.

 

Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных актов Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96.

Настоящей методикой руководствуются независимые эксперты, получившие аккредитацию на проведение антикоррупционной экспертизы, при проведении независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов.

Согласно этой методике коррупциогенные факторы сгруппированы следующим образом:

1.       Коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются:

1.1     широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);

1.2     определение компетенции по формуле "вправе" - диспозитивное установление возможности совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;

1.3     выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);

1.4     чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;

1.5     принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;

1.6     заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;

1.7     отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;

1.8     отказ от конкурсных (аукционных) процедур - закрепление административного порядка предоставления права (блага).

 

2.       Коррупциогенными факторами, содержащими неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, являются:

2.1     наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;

2.2     злоупотребление правом заявителя органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций;

2.3     юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.

 

Правила проведения независимой антикоррупционной экспертизы

 

В целях обеспечения проведения независимой антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов разработчики этих проектов в течение рабочего дня, соответствующего дню направления этих проектов на согласование в государственные органы власти, размещают эти проекты на своих официальных сайтах в сети Интернет с указанием дат начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы.

 

Экспертиза проводится аккредитованными Министерством юстиции Российской Федерации независимыми экспертами — физическими и юридическими лицами, за счёт их собственных средств.

Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению органом, организацией или должностным лицом, которым оно направлено, в тридцатидневный срок со дня его получения. По результатам рассмотрения эксперту, проводившему независимую экспертизу, направляется мотивированный ответ.

Заключение по результатам экспертизы выносится в соответствующей форме, утвержденной Правительством РФ:

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

к приказу Министерства юстиции

Российской Федерации

 

Наименование федерального органа исполнительной власти,

иного государственного органа или организации,

куда направляется заключение

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

по результатам независимой антикоррупционной экспертизы

 

____________ .__________ .____________________ ______________________________________________________________,

(указывается наименование юридического лица или фамилия имя, отчество физического лица (последнее - при наличии)

аккредитованного (ой) в качестве независимого эксперта антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов   распоряжением   Минюста  России   от  __________________ №__________ ,   в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»*, пунктом 4 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96, проведена антикоррупционная экспертиза______________________________________________.

                                                                              (реквизиты нормативного правового акта или проекта нормативного правового акта)

Вариант 1:

В представленном __________________________________________________ 

                                               (реквизиты нормативного правового акта или проекта нормативного правового акта)

коррупциогенные факторы не выявлены.

Вариант 2:

В представленном ___________________________________________________ 

                                               (реквизиты нормативного правового акта или проекта нормативного правового акта)

выявлены коррупциогенные факторы.

________________________________________________________________________________________

(отражаются все положения нормативного правового акта или проекта нормативного правового акта, в котором выявлены коррупциогенные факторы,

___________________________________________________________________________

с указанием его структурных единиц (разделов, глав, статей, частей пунктов, подпунктов, абзацев), и соответствующих коррупциогенных факторов со ссылкой

___________________________________________________________________________

на положения методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых 

___________________________________________________________________________

актов утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г №96

_____________________________________________________ .

(Собрание законодательства Российской Федерации 2010, № 10, cm 1084)

 

В целях устранения выявленных коррупциогенных факторов предлагается

____________________________________________________________ .

(указывается способ устранения коррупциогенных факторов)

 

___________________________________                                                    ______________________

(подпись) МП (для юридических лиц)                                                                                               (инициалы, фамилия)

 

 

 

Таким образом, можно сделать следующий вывод, что своевременное выявление и устранение коррупционных предпосылок еще на стадии принятия нормативного правового акта не только будет способствовать недопущению коррупционных проявлений со стороны правоприменителей должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, но и позволит совершенствовать их деятельность и, в конечном счете, не допустить нарушения прав и свобод граждан, а также их  законных интересов.

 

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов является важнейшим инструментом осуществления антикоррупционной политики Российской Федерации. Институт антикоррупционной экспертизы все больше утверждается в практике российской государственности, приобретая весьма важное, а иногда основополагающее значение.

Источник: sike.ru/articles/antikorruptsionnaya-ekspertiza-%E2%80%94-chto-eto

 
 
 
 

Ответов пока нет.

Комментàрии 


Комментариев к этой статье ещё нет.

Пожалуйста, подождите!
Комментарий: