Статья добавлена 9 февраля 2011, в среду, в 14:29. С того момента...
4129 |
просмотров |
4 | добавления в избранное |
0 | комментариев |
Представлена в разделах:
Франчайзинг в Поднебесной
Хотите развивать свой бизнес в Китае? Узнайте бизнес специфику "Поднебесной" прямо сейчас!
Франчайзинг в Китае появился в 90-х годах прошлого столетияи с тех пор продолжает своё непрерывное и успешное развитие. В Китае работаютболее 2000 франчайзоров, что позволяет Китаю быть одной из стран лидеров поколичеству франчайзоров в мире. Китай по данному показателю уступает лишь США.
Сектор франчайзинга в Китае не настолько качественен как в США из-забольшой доли иностранных компаний. В Китае, однако, представлены почти всебренды и франчайзеры категории «А», и история китайского развития многих из нихнасчитывает несколько десятков лет. К тому же, Китай не только является мировымлидером по размерам привлеченных иностранных инвестиций, но и достаточнотвердо удерживает 4 место среди крупнейших экономик мира: США, Японии иГермании.
По данным статистики Китайской федерации франчайзинга(более 350 лучших франшиз в «Поднебесной») на китайском рынкефранчайзинга:
- розничная торговля - 43,4% франчайзинговых предложений,
- общественное питание, ресторанный бизнес - 27,2% франшиз.
Причина популярностифранчайзинга в современном Китае:
Огромный внутренний рынок, дешёвая рабочая сила, развитаяпроизводственная база, культура культивирующая трудолюбие, разумнаяцеленаправленная поддержка государством важнейших отраслей экономики- все эти факторы сделали Китай «благославленной землёй» дляфранчайзинга. В течение длительного времени выход на китайский рынокбыл серьёзно затруднён: в Китае можно было открыть представительство,то есть можно было продвигать свой бренд (реклама PR), но нельзя былозаниматься торговлей и получать прибыль. Продажи проходили посредствомдополнительного офиса в Гонконге (переименован в Сянган) и такаябизнес-схема доказала свою полную несостоятельность. Франчайзинг оказалсяв таких условиях наиболее простым и реальным выходом из сложившейся ситуации.
Особенности ведениябизнеса по франчайзингу в Китае:
- Китайское правительство стремится сделать рост национальной экономики менее зависимым от иностранных рынков и макроэкономической ситуации (колебания цен на энергоносители, экспорт идей демократии, мировые финансовые потрясения) - не стоит рассчитывать на быструю экспансию своей бизнес концепции в Китае. На самом деле, Наряду с успешными моделями бизнеса, франчайзинг в Китае привел к банкротству немалое количество авантюрных проектов пришедших из-за рубежа, стратегия развития которых не учитывали реалии местного рынка.
- Китайское законодательство регулирует взаимоотношения франчайзора и франчайзи по закону от 31 января 2007 г. (дополняет "Коммерческие меры" от 2004 г. и "Меры в отношении франчайзинга" от 1997 г.).
- Важный нюанс: некоторые франчайзинговые предложения имеют относительно короткий срок договора, который делает небезопасным положение компании, работающей по договору франшизы, так как требуемый срок недостаточен для окупаемости даже собственных вложений. Помните: в договоре франчайзинга (при обоюдном согласии) можно изменить положение о сроке его действия, если франшиза выходит на новый рынок.
- Условие выведения на китайский рынок франчайзингого магазина: франчайзору необходимо наличие 2 собственных магазинов за границей или в самом Китае.Причем, данные магазины должны просуществовать не менее 1 года, иначе - штраф и огласка.
- Защита бренда, авторского права - не самая сильная сторона Китая. Нет определения "ноу-хау" и его характеристик, формально прописаны обязанности владельца франшизы, вопрос об эксклюзивности остался без внимания. Обязанностей по сохранению коммерческой тайны и обязательств не вступать в партнерские отношения и не вести конкурентную борьбу против владельца франшизы - китайский франчайзи может и не выполнить, так как законодательная база на сей счёт отсутствует. Вывод: все эти моменты необходимо дополнительно оговаривать и тщательно документально оформлять.
Развитие франчайзинговых сетей в Китае возможно лишьпри условии понимания местной экономической специфики и законодательстваКНР. При соблюдении данного условия Ваш бренд в «Поднебесной» имеетперспективное будущее.
Полезная информация.- Китай начиная с конца 70-х годов уделяет особое внимание своей экономике с целью постоянного привлечения потока инвестиций со всего мира. В 2010 году экономика Поднебесной, потеснив Японию, стала 2-ой крупнейшей экономикой мира!
- В то же время, Китай остается однопартийным государством, в котором Коммунистическая партия руководит всеми сферами жизни государства, контролирует свободу слова, религии и собраний. Правительство Китая пытается решить проблемы загрязнения окружающей среды, демографической нестабильности, последствия массовой миграции из сельских в городские районы, проблемы социальной напряженности вызванной неравномерным распеределением доходов, слабостью судебной системы и коррупцией. Для иностранных инвесторов полезно учитывать тот акт, что местные власти могут зачастую безнаказанно игнорировать судебные решения. Вся земля является собственностью государства.
- Защита прав интеллектуальной собственности, экономических интересов иностранцев - не сильная сторона Поднебесной. Государственная собственность сохраняется в большинстве секторов экономики.
- В Китае ежегодно проводятся мероприятия по франчайзингу. Наиболеез начимые из них:
- Guangzhou Franchise Exhibition 2011 (25 - 27.03.2011, Гуанчжоу).
- China Franchise Еxpo ( 7.05.-09.05.2011, Пекин)
- International Franchise & Chain Store Expo (Шанхай, весна)
- Правовые акты и правила ведения бизнеса по франчайзингу в КНР можно посмотреть - ЗДЕСЬ.
Источники:
- Антон Диесперов, эксперт в области франчайзинга
- Компания «Деловой Базар» - лидер в сфере профессиональных консалтинговых услуг в области франчайзинга, информационная площадка для обмена самой актуальной информацией в области мирового франчайзинга и единственная компания активно разрабатывающая франчайзинговые пакеты в России
- IFA (Международная франчайзинговая Ассоциация, Вашингтон)
- AFRA.com.au
- РАРФ
- NationMaster
- The state statistical management of China
- ChinaModern
- Сhina-glocal.com
С уважением к Вам и Вашему делу, независимый эксперт в области франчайзингаАнтон Диесперов.
Источник: FranchExpert.ru