Ацтеки наиболее многочисленный индейский народ Мексики.
Численность около 1,3 млн. человек (на 1977 г.) . Язык - науатль.
Большинство ацтеков - сельскохозяйственные и промышленные рабочие, лишь
небольшая часть их сохранила старый хозяйственный уклад. Первоначально ацтеки
бродячее охотничье племя. История его начинается с ухода во второй половине 12 века
с мифической прародины - остров Астлан ("место цапель" - отсюда название племени;
второе название ацтеков - теночки) . После долгих скитаний ацтеки поселились на
озеро Тескоко, перешли к земледелию и основали около 1325 г. город Теночтитлан
(современный Мехико) , ставший центром государства. Название ацтеки стало
применяться ко всем носителям ацтекской культуры. В результате многочисленных
завоевательных походов правителей Теночтитлана ацтекская культура
распространилась далеко пределы долины Мехико.
У ацтеков Теночтитлана, вплоть до испанского завоевания сохранялись старые
племенные традиции, в том числе деление на 4 фратрии и 20 родов с выборными
должностными лицами. На высшие должности избирались члены одной семьи,
существовало рабство, с подвластных городов взималась дань. На озерах ацтеки
развили оригинальные приемы земледелия - сооружение искусственных островков
("плавучие сады" - чинампа) . Болота осушались с помощью сети каналов. Ацтеки
выращивали несколько сортов кукурузы и бобов, кабачки, тыкву, томаты, зеленый и
красный перец, маслиничные культуры, хлопчатник. Из сока агавы изготовлялся
опьяняющий напиток пульке. Ремесла (обработка камня и дерева, гончарное дело,
ткачество) отделились от земледелия и достигли высокого развития.
Орудия делались из камня, главным образом из обсидиана. Металл (медь,
золото) шел на изготовление украшений.
Города имели правильную планировку, связанную отчасти с разделом земли
между родами на прямоугольные участки. Центральная площадь служила местом
народных собраний. В Теночтитлане вместо улиц были каналы с пешеходными
дорожками по сторонам - город был построен на острове посреди озеро Тескоко и
соединен с берегом многочисленными дамбами и мостами. Питьевая вода подавалась
по акведукам. Более всего почитались божества ветра, дождя и посевов связанные с
земледелием, а также бог войны. Большое распространение у ацтеков имел ритуал
человеческих жертвоприношений богу Уицилопочтли.
Культура ацтеков впитала в себя богатые традиции народов, живших на
территории Центральной Мексики, главным образом, тольтеков, миштеков и других. У
ацтеков были развиты медицина и астрономия, имелись зачатки письменности.
Искусство их переживало расцвет в 14 - начале 16 вв. Основными монументальными
сооружениями были четырехгранные каменные пирамиды с храмом или дворцом на
усеченной вершине (пирамида в Тенаюке к Северу от Мехико) . Дома знати строились
из адобов и облицовывались камнем или штукатури лись; помещения распологались
вокруг внутреннего двора. Стены культовых зданий украшались рельефами,
росписями, узорной кладкой.
Монументальная культовая скульптура - статуи божеств, орнаментированные
алтари - поражает грандиозностью, тяжеловестностью (статуя богини Коатликуэ
высотой 2,5 м) . Знаменит так называемый "Камень Солнца". Всемирно известны
реалистические каменные скульптурные изображения голов: "Воин-Орел", "Голова
мертвого", "Печальный индеец". Особенно выразительны небольшие каменные или
керамические фигурки рабов, детей, животных или насекомых. На ряде архитектурных
памятников сохранились остатки стенных росписей с изображениями божеств или
шествующих воинов. Ацтеки мастерски выполняли украшения из перьев,
полихромную керамику, мозаику из камня и раковин, вазы из обсидиана, тончайшие
ювелирные изделия.
Богатая и самобытная культура ацтеков была уничтожена в результате
испанского завоевания 1519-21 г. г.
2. ПИСЬМЕННОСТЬ АЦТЕКОВ.
Пиктографическое письмо с элементами иероглифики, которым пользовались
ацтеки, известно с 14 века. Материалом для письма служили кожа или бумажные
полоски, складывавшиеся в виде ширмы.
Определенной системы расположения пиктограмм не существовало: они могли
следовать и горизонтально и вертикально, и методом бустрофедон (противоположное
направление соседних "строк", т.е. серий пиктограмм) . Основные системы ацтекской
письменности: знаки для передачи фонетического облика слова, для чего
использовался так называемый ребусный метод (например, для написания имени
Itzcoatl изображалась стрела itz-tli над змеей coatl) ; знаки иероглифического характера,
передающие определенные понятия; собственно фонетические знаки, особенно для
передачи звучания аффиксов. К моменту испанского завоевания, прервавшего процесс
развития ацтекской письменности, все эти системы существовали параллельно, их
употребление не было упорядочено.
3. ЦАРСТВО АЦТЕКОВ.
Государственное образование ацтеков в Мексике в 14 - начале 16 вв с центром
в г. Теночтитлан (современный Мехико) до 1348 находилось в зависимости от
правителей г. Кулуакан в 1348-1427 г. г.
- от "тиранов" г. Ацкапоцалько. В конце 20-х годов 15 века правитель ацтеков
Ицкоатль возглавил "союз трех городов" Теночтитлана, Тескоко, Тлакопана(Такуба) и
нанес поражение правителям Ацкопоцалько. В результате завоевательных войн,
которые вели Ицкоатль и его преемники (Моктесума I Гневный, правил в Ауицотль
1440-1469 г. г. ; Ашаякатль 1469-1486 г. г. ; Ауицотль 1486-1503 г. г.) , в состав
Ацтекского царства вошла не только долина реки Мехико, но и вся Центральная
Мексика. Наивысшего расцвета Ацтекское царство достигло при Моктесуме II (1503-
1519 г. г.) . В 15 -нач. 16 вв. было значительно развито рабство. Главный правитель
Ацтекского царства (тлакатекутли) формально являлся выборным вождем, фактически
же его власть была наследственной. Формирование основных классов общества не
было завершено (положение члена общества определялось его принадлежностью не
только к классу, но и к касте, которых в Ацтекском царстве насчитывалось свыше 10) .
К 1521 году Ацтекское царство было завоевано испанцами.
4. АЦТЕКСКИЙ КАЛЕНДАРЬ Камень Солнца (Piedra del Sol) . "Ацтекский
календарь", памятник ацтекской скульптуры 15 века, представляет собой базальтовый
диск (диаметр 3,66 м, вес 24 т) с резными изображениями, обозначающими годы и
дни. В центральной части диска изображен лик бога Солнца Тонатиу. В Камне Солнца
нашли символическое скульптурное воплощение представления ацтеков о времени.
Камень Солнца найден в 1790 в г. Мехико, а сейчас хранится в музее антропологии
(рис 3) .
Ацтекский календарь (calendario azteca) - система летоисчисления у ацтеков,
имел черты, сходные с календарем майя. Основу ацтекского календаря составлял 52-
летний цикл - сочетание 260-дневной ритуальной последовательности (так
называемого священного периода или тональпоуалли) , состоявшей из комбинации
недельного (13 дней) и месячного (20 дней, обозначались иероглифами и числами)
циклов, с солнечным или 365-дневным годом (18-20-дневных месяцев и 5 так
называемых несчастливых дней) . Ацтекский календарь был тесно связан с
религиозным культом. Каждая неделя, дни месяца, часы дня и ночи были посвящены
различным божествам.
Большое ритуальное значение имел обряд "нового огня", совершающийся по
истечении 52-летних циклов.
5. ЯЗЫК АЦТЕКОВ.
Язык науатль (nahuatl) входит в семью макронауа юто-ацтекской ветви таньо-
ацтекской филии. Существуют и другие классификации (например, американский
ученый Н. Мак-Куаун включает язык ацтеков в коранскую подгруппу юто-ацтекской
ветви) . Распространен в Мексике (предположительно с 6 века) , число говорящих
около 1,3 млн на 1977 год. С 14 века известна письменность, с 16 века - на основе
латинской графики.
В грамматической структуре ацтекского языка отмечаются черты агглютинации
и умеренного полисинтетизма. Формы словоизменения и словообразования
образуются: путем присоединения аффиксов, главным образом суффиксов, к
неизменяемому корню, например: icxatl "овца", icxacame "овцы" (tl - суффикс
немаркированной формы существительного) ; редупликацией (удвоением) начального
слога корня: teotl - "бог", teteotl - "боги"; позиционно: tepostli - "железо", mecatl "цепь",
teposmecatl - "железная цепь"; объединением целых слов в едином словокомплексе:
totolin - "курица", tell"камень", axcalli- "хлеб", totoltetl- " яйцо", totoltetlaxcalli"яичница"
(буквально курица-камень-хлеб) . Для выражения пространственных и временных
отношений широко используются послеслоги.
Фонологическая система ацтекского языка обнаруживает черты так называемого
тихоокеанского типа: вокализм развит относительно слабо (i: e: a: o) , для
консонантизма характерно противопоставление нелабиализованных
лабиализированных задних (k: k) , наличие аффрикат (c, c, te) и гортанной смычки (?) .
В ацтекском языке самая богатая в юто-ацтекской семье серия взрывных согласных.
Современный ацтекский язык испытал большое влияние испанского языка, особенно в
лексике. Ацтекский язык используется в начальной школе, на нем издаются учебники,
специальная литература для чтения (хрестоматии, сборники фольклора и др) .
6. Р Е З Ю М Е
В заключении проделанной работы по изучению народа ацтеков хотелось бы
дать оценку раскрытого материала и показать сохраняющуюся актуальность данной
темы. Изучая ацтеков и их культуру, становится понятным и видимым богатство их
традиций и монолитность накопленного ими опыта за период своего существования.
И все-таки стоит глубоко задуматься над тем, кто такие ацтеки? Опираясь на то,
что ученые мира не могут дать ясный ответ на многие явления этой древней
цивилизации, а главное, не могут дать объяснение уровню ее развития в те времена.
На самом деле удивительно то, что в эпоху, когда Европа только мечтала о многих
открытиях в области разных наук, там, на Американском континенте, уже
существовали такие цивилизации, которые давно уже перешагнули через барьер
многих научных достижений и развивались гораздо более быстрыми темпами, чем это
делала Европа. Примечателен и тот факт, что в мире древних цивилизаций Америки
первобытность нравов граничила с необычайной осведомленностью во множестве
наук, появление многих из которых в обществе такого типа вообще не укладывалось в
сознании умов тогдашних европейцев, да впрочем и сейчас нам еще сложнее понять
этот парадокс древних цивилизаций.
Актуальность этой темы возникает сама собой потому, что человека всегда
движет чувство недостаточности знаний, и он никогда не остановится в исследовании
различных явлений, если осталось хоть одна капля непонятного. Видимо такова
природа человеческого разума.
Недостаточность реальных свидетельств и объяснений тех или иных явлений
древней культуры сама собой порождает все новые и новые исследовательские поиски
в сторону предмета изучения, ведь иначе и быть не может. Мне бы, в свою очередь,
хотелось подчеркнуть актуальность того, что я, достаточно долго соприкасаясь с
культурой испаноговорящих стран, постепенно начинаю познавать истоки
возникновения этой культуры и ее исторической трансформации. Для меня стало
интересным понять существование многих слов местного происхождения,
употребляемых в разговорной речи и литературе наряду с чистыми языковыми
формами. Особенно интересно разнообразие диалектов и его корней в истории. Порой
своеобразие диалектов напрямую связано с древним языком, превалировавшим на
данной территории в период ее освоения колонизаторами, но этим занимается другая
очень интересная наука - лингвистика.
Древняя цивилизация Америки остается кладовой знаний для всех областей
научного мира. Этнографы находят для себя массу мало изученных или не изученных
вообще племен и народов, проживающих в труднодоступных районах бассейна реки
Амазонка. Историки и археологи посредством археологических находок и других
свидетельств открывают для себя и для мира неизвестные эпизоды истории древнего
мира Америки. Свидетельством этого может служить факт внимания ученых и
паломничества туристов в города Мачу-Пикчу и Куско, древнюю столицу империи
инков.